Этическое учение Г. Гегеля

Основные понятия: Абсолют, Абсолютная Идея, стадии развития Духа (субъективный, объективный, абсолютный), мораль и нравственность, государство.

 

Творчество Г. Гегеля (1770-1831) стало своеобразным подведением итогов немецкой классической философии и в целом философии Нового времени. Хотя, конечно, его вклад в этику не так значим, как в философию в целом, но тем не менее в ряде работ: «Философия права», «Феноменология духа»,

«Энциклопедия философских наук» он определяет значение этики и место центральных этических категорий (прежде всего морали и нравственности) в системе общественных отношений. Его позиция характеризуется историзмом, что позволяет ему более конкретно подойти к вопросам моральной регуляции, рассмотреть роль различных институтов в обеспечении действенности моральных норм, показать реальное соотношение между моралью и правом, моралью и традициями, раскрыть возможную роль государства как выразителя определенной нравственной позиции.

Гегель стремится снять дуализм, присущий этике Канта, и обосновать мораль не только как субъективный принцип долженствования, но и как объективное состояние. В основе его системы лежит представление о непрерывном развитии Бога (Абсолюта, Духа, Абсолютной Идеи). Мир есть результат описанной им божественной самореализации. В процессе этой самореализации выделяются этапы: Идеи-в-себе (Логика), Идеи-вне-себя (Природа) и Идеи-в-себе-и-для-себя (Дух). Дух — это высшее проявление Абсолюта, понять его — значит понять развитие любой культуры и философии и, в конечном счете, мировой истории. По существу, здесь в мистифицированной форме представлено развитие человека, человеческого самопознания и человеческого общества.

На этой высшей стадии Дух, согласно гегелевской триаде, проходит стадии субъективного, объективного и абсолютного духа (который есть Бог, полнота жизни и познания). Свобода появляется на завершающей стадии развития субъективного Духа. По мысли Гегеля, идея человека как свободного существа появилась не на Востоке, не в греко-римской цивилизации, а принесена христианством, в рамках которого «бесконечно ценен человек как таковой и, будучи предметом любви Господа, ему суждено быть связанным с Богом как с абсолютным духом, ибо этот Дух в нем. Стало быть, человек в себе обречен на высшую свободу».

Объективный Дух раскрывает себя в институтах семьи, общества, государственных законах — словом, в истории как таковой. Свободная воля, чтобы не остаться чисто абстрактной, должна «приобрести существование», материализоваться, конкретизироваться. Так рождается право. «Первый образ свободы, — пишет Гегель, — который нам суждено узнать, — это собственность, сфера формального и абстрактного права, контракт, преступление и наказание». Но эта форма, являясь непосредственной и внешней, еще не адекватна свободе. Так рождается мораль — второй момент объективного Духа. В морали, поясняет Гегель, «Я» свободно внутри себя, в субъективной сфере. В этой сфере внешние вещи становятся безразличными, единственно значимое— это мое моральное суждение, моя воля, форма всеобщности, которой вдохновляется правило действия». Это и есть та сфера субъективности, принципом которой является кантовский категорический императив. Гегель считает этику Канта односторонней, замыкающей человека в его внутреннем мире. Поэтому он идет дальше. Когда субъекту удается реализовать себя в конкретных целях посредством объективного, мы — в царстве этического. Семья, общество и государст во — это категории нравственности. Государство как синтез права и морали, как оправдание семьи и общества есть сама идея, проявляющаяся в мире, это «вступление Бога в мир», оно — «реальный Бог», «власть разума, осуществляющего себя как волю». При таком подходе не государство существует для гражданина, а гражданин для государства.

Гегель разводит понятия морали и нравственности: мораль утверждается в качестве субъективного принципа, это — «для себя сущая свобода»; нравственность же есть действительность морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов (реализацию индивида в социуме), процесс становления нравственности есть по сути постепенное подчинение индивидуальности государственным интересам как высшим.

В философии Гегеля фактически устраняется этика как особая дисциплина, так как в ней нравственность совпадает с государством и оставляет открытым вопрос о границах индивидуального ответственного поведения.

Проблема добра и зла решается в духе гегелевской диалектики. Мировая история имеет свой «разумный план», а философия истории — научное познание этого плана. Философия истории становится тем самым теодицеей, оправданием Божественной справедливости и зла перед лицом Разума. Все, что кажется нам злом, на деле есть лишь момент постоянного диалектического становления всеобщего.

 

Рекомендуемая литература

Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1990.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 3. — М., 1977.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. — С.-Пб., 1997.

 

После штурма вопросов этики немецкими классиками, когда был достигнут некий умственный предел в осмыслении этих вопросов, развитие этической мысли в Европе пошло, с одной стороны, по пути усиления поисков научно-практического ее обоснования (прежде всего в творчестве Маркса и Энгельса), а, с другой стороны, в направлении анализа ее иррациональных, религиозно-мистических основ, синтезируемых с данными и концепциями психологической науки.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какая характеристика применима к этике эпохи Просвещения:

1) рационально-сенсуалистическая этика;

2) религиозно-мистическая этика;

3) натуралистический сенсуализм;

4) ригоризм.

2. Какая точка зрения отражает взгляды просветителей на человеческую природу:

1) по своей природе люди злы и нуждаются в ограничении со стороны государства;

2) по своей природе люди добры и целью их жизни является благосостояние в этом мире.

3. Почему, с позиции этики Канта, самоубийство недопустимо, безнравственно:

1) это грех перед Богом;

2) это запрещено Божественным и человеческим законом;

3) это не может рассматриваться в качестве всеобщего закона для всего человечества.

4. По вопросу добра и зла существует множество различных точек зрения. Вот три из них:

1) зло — противоположность свободы, свободное деяние всегда направлено к благу;

2) все кажущееся злом — на деле только негативный момент, пружина диалектики;

3) добро и зло суть одно и то же, лишь рассмотренное с разных сторон (каждая сущность может раскрыться только в противоположности). Кому они могут принадлежать: а) Гегелю; Ь) Канту;

с) Шеллингу.

Варианты ответов: А)1а,2Ь,Зс; В) 1Ь, 2с, За; С) 1с, 2а, ЗЬ;

О)1а,2с,ЗЬ; Е) 1Ь,2а, Зс.

5. В каком направлении идет развитие объективного Духа у Гегеля:

1) право -» мораль -» нравственность;

2) мораль -> нравственность -» право;

3) нравственность -» право -» мораль.