Этические взгляды Ф. Шеллинга

Основные понятия: сознательное — бессознательное, основа существования, порядок — хаос, свобода — необходимость, своеволие.

 

Идеи Канта развивает Ф. Шеллинг (1775-1854). Он с большей глубиной исследует мотивацию деятельности человека. Чрезвычайно большое значение имеют в этом плане исследования Шеллингом диалектики свободы и необходимости в деятельности человека. (Эта проблематика подробно рассматривается в работе «Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах», 1809 г.).

Он анализирует проблему в свете категорий добра и зла и соотносит ее с трактовкой сущности самого Бога. Реальное и живое понятие свободы, по Шеллингу, заключается в том, что она есть способность человека к добру или злу (т.е. не просто произвольное мышление или движение, а способность к соответствующему поступку), а если действительное зло допускается, то это разрушает понятие всесовершеннейшего существа, Бога, ибо Бог в таком случае являет себя источником зла. Но если зло не в Боге, то это разрушает понятие его всемогущества?! Фиксируется, таким образом, некое противоречие такой позиции. Рассматривается также предположение, что зла вообще не существует: «То, что мы называем злом, есть лишь меньшая степень совершенства, которое выступает, таким образом, лишь в нашем сознании, а в природе вещей не является таковым. Но и такую трактовку человек также не может принять и это вызывает отчаяние разума».

Шеллинг высказывает мнение, что Бог есть нечто более реальное, нежели простой устроитель морального миропорядка в обычном смысле, и несет в себе совсем иные и «более живые движущие силы, чем те, которые приписывают ему абстрактные идеалисты с их утонченной скудоумностью». Исследуя с этих позиций непосредственно свободу воли, он выделяет различие между сущностью, поскольку она существует (является), и сущностью, поскольку она есть лишь основа существования (существование и сущность как бы разобщены). Поскольку до Бога или вне Бога нет ничего, то основа его существования должна быть в нем самом. Но эта основа не есть Бог, а только основа его существования: она есть природа в Боге, неотделимая от него, но все же отличная от него сущность. То же, считает Шеллинг, можно сказать относительно вещей внешнего мира. Основа вещей тоже находится в том, что и в самом Боге не есть он сам, т.е., в основе его существования. Про эту основу он говорит, что она есть некое единое и оно обладает стремлением порождать само себя, которое вечно испытывает. Рассматриваемое в себе и для себя оно есть юля, но воля, в которой еще нет разума и потому несовершенная, несамостоятельная воля. Разум порождается на этой основе и по существу есть как бы воля в воле. Сама же эта основа есть таким образом воля разума, т.е. его стремление и вожделение — не сознательная, а предчувствующая как бы воля, чье предчувствие и есть как бы разум.

Таким образом, Шеллинг говорит о сущности стремления, рассмотренного само по себе и для себя, из которого рождается и сам Бог. Это и есть воля — непостижимая основа реальности вещей, никогда не исчезающий осадок, то, что никогда не может быть разложимо в разуме, но вечно остается в основе вещей. Из него и порожден разум. Итак, с одной стороны, вследствие вечного деяния Бога в мире все есть правило, порядок и форма — добро. Однако, с другой стороны, в основе его лежит нечто беспорядочное, хаотичное, злое и кажется, что оно когда-нибудь может вырваться наружу. Без предшествующего мрака нет реальности твари, тьма — ее необходимое наследие, утверждает он. Всякое рождение есть рождение из тьмы на свет: растение — из семени в земле, человек — из чрева женщины, из темного чувства, желания — вырастают светлые мысли. Это изначальное стремление, движущееся к разуму, он представляет, как бурно бушующее море, влекомое предчувствием. Оно реализуется как зарождающееся и развивающееся внутреннее представление воли о самой себе — это и есть нарождающийся разум.

Поскольку же эта сущность есть не что иное, как вечная основа существования Бога, она и должна содержать в то же время в самой себе его сущность (божественную сущность) подобно некоей искре жизни, светящейся в глубоком мраке. Появившийся разум побуждает стремление к разделению сущностей и сил — возникает нечто постижимое и единичное. Отъединенные в этом разделении силы составляют материю, из которой формируется тело, и душу, независимую от материи. Каждое, возникшее таким образом в природе существо содержит в себе двойное начало, которое есть по существу одно, рассматриваемое с двух различных возможных сторон. Начало, которое исходит из основы и темно, формирует своеволие твари, ее страсть и вожделение — это есть слепая воля. Ему противостоит разум, который подчиняет ее себе, как простое орудие. Поэтому в человеке содержится вся мощь темного начала, отмечает Шеллинг, и вся сила света, глубочайшая бездна и высочайшее небо. Воля человека есть, с одной стороны, сокрытый в вечном стремлении зародыш Бога, сокрытая в глубине искра божественной жизни.

С другой стороны, из-за того, что человек возникает из основы, он содержит независимое от Бога начало, но оно, оставаясь темным в своей основе, все же преображено в свет и в нем зарождается нечто высшее — дух. Оба этих начала — от Бога и от темной основы, существуют во всех вещах. И то единство, которое в Боге нераздельно, в человеке разделено и это есть возможность творения добра или зла. Соотношение своеволия и разума в каждом человеке — различно. Возвышение своеволия и есть зло, по его мнению, — возникает жизнь во лжи, порождение беспокойства и гибели. Следовательно, основа зла находится в некоей основе существования, высшем положительном, имеющемся в природе, по его мнению.

С одной стороны, Шеллинг оправдывает существование зла: «Не вызывает сомнения, что зло необходимо для откровения Бога, — каждая сущность может открыться только в своей противоположности: любовь — в ненависти, единство — в борьбе». Человек содержит в себе источник движения и в сторону добра, и в сторону зла. Связь этих начал в нем не необходима, а свободна. И любой выбор будет его деянием. В нем всегда есть искушение ко злу, чтобы сделать в нем живыми, довести до его сознания оба начала. И так как всякое зло стремится вернуть человека в хаос, то воля основы в первом творении возбуждает своеволие твари, чтобы дух, выступая как воля любви, обнаружил нечто противостоящее ему, чтобы он мог осуществиться. Повсюду, где есть своеволие, вожделение, стремление обнаруживается и своего рода свобода сама по себе. Только тогда, когда решительно выступает зло, вполне решительно выступает и добро. В продолжающейся до сего времени борьбе добра и зла Бог открывает себя как деятельный дух. Воля основы необходимо реагирует на свободу, проявляющуюся в человеке, подобно тому, как человеку, стоящему на краю пропасти, некий тайный голос призывает бросится вниз. В целом пройти через грех и смерть, чтобы очиститься, должна, по его мнению, каждая человеческая душа, каждая человеческая воля. Однако как человек принимает решение следовать добру или злу в каждом конкретном случае еще полностью окутано мраком и требует, по-видимому, дополнительного исследования, с его точки зрения. (У Платона, кстати, материя изначально противостоит Богу и есть сама по себе злая сущность. Можно также говорить о некоем иррациональном начале, противодействующем разуму).

Шеллинг подробно рассматривает понятие свободы. При обычном понимании свободы, отмечает он, она полагается в способности хотеть без определяющих оснований—- просто вследствие хотения как такового. Такое понимание привносит совершенную случайность отдельных поступков, подобно случайным отклонениям атомов Эпикура. Но он не принимает такой аргументации — она противоречит, с его точки зрения, разуму и необходимому единству целого. Более того, свободно, по его мнению, лишь то, что действует в соответствии с законами своей собственной сущности и не определено ничем более ни в себе, ни вне себя. Такое действие в соответствии с внутренней природой сущности по закону тождества и с абсолютной необходимостью и есть, по его определению, абсолютная свобода. Но что такое внутренняя необходимость сущности? В этом пункте необходимость и свобода должны быть соединены. Именно сама эта внутренняя необходимость и есть свобода, — сущность человека есть существенно его собственное деяние. Необходимость и свобода заключены друг в друге как единая сущность. Эту необходимость не нужно смешивать с эмпирической, основанной на принуждении необходимостью мира явлений.

Исходя из такого понимания свободы, он заключает, что каждый человек отнюдь не случайно и не произвольно зол или добр и поэтому не ощущает принуждения, совершая те или иные поступки по своей воле, добрые или злые. Хотя человек и рождается во времени, но создан он в начале творения: тем, что он есть, он был уже от века. В людях изначально заложены и своеволие твари, и искра Божия, хотя и в разных соотношениях. То, что Иуда предал Христа, не мог предотвратить ни он сам, ни кто-либо другой. И как часто человек проявляет уже в детстве склонность ко злу, которую нельзя искоренить ни дисциплиной, ни воспитанием. Подобная склонность как акт свободы указывает на другую жизнь до этой жизни: человек, который является здесь решительно и определенно, принял в первом творении определенный образ и рождается в качестве такового, какой он есть от века, — определен даже характер и структура телесности.

Таким образом, утверждается идея врожденности, унаследования психических свойств — каждый получает от отца и матери изначальные порции добра и зла. Человек не становится, по его мнению, в качестве нравственного существа и его действование не становится, — оно по природе вечно. Надо сказать, что указанная точка зрения устраняет всякую возможность обращения человека от зла к добру и наоборот, устраняет всякую возможность его воспитания, формирования.

Итак, по Шеллингу, каков бы ни был человек, действует не он сам, а добрый или злой дух в нем, — и тем не менее это не умаляет его свободу. Не воля основы — источник зла, как результата действия. Зло может возникнуть только в сокровеннейшей воле его собственного сердца и никогда не совершается независимо от собственного деяния человека. Но само влечение к злу возбуждается в нем для того, чтобы была независимая основа для проявления добра, чтобы зло преодолевалось добром. Невозбужденная самость сама по себе есть, по его мнению, зло, ее активизация необходима для проявления силы жизни, без этого была бы только смерть, дрема добра, — где нет борьбы, там нет и жизни. Добро без действенной самости есть недейственное добро. Таким образом, по Шеллингу импульсы ко злу идут как бы от Бога (по крайней мере, он не препятствует им, даже если они идут от его Антипода), — он как бы провоцирует человека, а потом судит его действия.

Итак, открывается глубочайшая связь в зависимости вещей, а также сущность Бога, которая есть до всякого существования и потому страшна (еще не смягчена Богом).

В целом же он делает вывод, что истинная свобода возможна только в согласии со святой необходимостью, когда дух и сердце, подчиняющиеся своему собственному закону, добровольно утверждают то, что необходимо. Это проявляется в религиозности, когда Бог есть духовный свет, в котором только и становится ясным все остальное. И в ком это познание есть — оно не позволяет ему быть бездеятельным. Это и есть совестливость, т.е. невозможность поступить иначе определяется не человеческими, физическими или психологическими, а божественными причинами. Религиозность не допускает сомнений ВчВыборе, а требует высшей уверенности в том, что правильно, а что неправильно. Совестливость может являть себя в строгом выполнении долга, ей может быть свойственна суровость и строгость. (Марк Катон всегда поступал справедливо, ибо иначе поступать он не мог). Добродетель может явить себя и как энтузиазм, героизм в борьбе со злом, свободное и мужественное решение в вопросах веры. Когда же в эту настроенность попадает луч божественной любви, возникает высшее преображение нравственной жизни в грацию и божественную красоту (вспомним Плотина).

И все же Шеллинг вновь и вновь возвращается к вопросу о том, как оправдать Бога в том, что он допускает зло? И суть его оправдания в том, что Бог не есть пустая абстракция, а есть живое единство сил. Он не может уничтожить условие своего существования — эту темную основу. Диалектически, с его точки зрения, совершенно верно утверждение: добро и зло суть одно и то же, лишь рассмотренное с разных сторон. Верно и то, что тот, в ком нет ни сил, ни материала для зла, неспособен и к добру. Страсти, с которыми борется наша мораль, суть силы, из которых каждая имеет общий корень с соответствующей ей добродетелью (душа всякой ненависти есть любовь, в яростном гневе проявляется нарушенный покой). Страсти суть силы самой добродетели и ее непосредственные орудия. «Разве оттого, что страсти служат орудиями бесчестия, они перестают быть оружием мужества?», — цитирует он Гамана. (Правда, Шеллинг считает, что все эти диалектические положения не должны выноситься на суд публики, которая их не поймет).

Поэтому вопрос, почему Бог не препятствует злу, не заслуживает ответа, на его взгляд, — равным образом во избежание противоположности любви, — ненависти, следовало бы отказаться и от самой любви, абсолютно положительное — принести в жертву одной из противоположностей, вечное — временному. Чтобы не было зла, утверждает он, не должно было бы быть и Бога. Но почему Бог дает грешнику силу совершать все новые и новые преступления? Он ведет его к окончательному кризису и самоуничтожению. Наступит ли конец злу? На это тот же ответ: Бог есть жизнь, а не абстрактное бытие, а жизнь подвержена страданию и становлению.

Как мы ни чтим разум, замечает он, тем не менее не верим, что с помощью чистого разума можно стать добродетельным, героем, великим человеком. Только в личности — жизнь и всякая личность покоится на темной основе, которая и должна быть основой познания. Однако только разум формирует и возвышает до акта то, что скрыто в этой основе и содержится в ней потенциально. Только действительное соединение обоих начал может стать созидающим и порождающим, вдохновением в науке и в искусстве.

Таким образом, Шеллинг считает, что он достиг высшей точки своего исследования: до всякой основы и всего существующего должна быть некая сущность, праосновное или безосновное как абсолютная неразличимость всяких начал. Он называет это любовью, которая еще не была любовью (может быть, та самая искра Божия в темной основе). И само название философии происходит с одной стороны от любви как всеобщего одухотворяющего ее начала, а с другой стороны, от изначальной мудрости, которая есть ее подлинная цель. Разум в человеке есть то, подчеркивает он, что есть первоначальная мудрость в Боге, в котором все вещи едины и каждая все же свободна в своем своеобразии. Опять складывается впечатление, что концепция общественного договора не признается.

 

Рекомендуемая литература

Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах / Шеллинг Ф. Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. —М., 1989