Этика Просвещения
Основные понятия: сенсуализм, общественный договор, гражданское общество, естественная мораль, разумный эгоизм, утилитаризм.
Кант характеризует Просвещение (XVIII век) как историческую эпоху развития философской мысли, направленной на реализацию целей социального прогресса. Философы-просветители резко критиковали развращенность образа жизни представителей светской и религиозной элиты, лицемерие деятелей католицизма, боролись с субъективным идеализмом Д. Беркли и скептицизмом Д. Юма. Но одновременно (напомним замечание Ф. Энгельса) «они просвещали головы для приближающейся революции, кровавой и беспощадной». Для критики использовали форму художественных произведений: Вольтер — «Кандид», Руссо — «Эмиль», Монтескье — «Персидские письма».
Ж.Ж. Руссо (1712-1778) отстаивал идею общественного договора, посредством которого создается общественный организм — гражданское общество, в котором важнейшее место занимают понятия справедливости, долга, честности, ограничения личного интереса во имя интереса общественного. Он оправдывает революцию против деспотизма, нарушающего общественный договор. Гольбах, развивая этику Гельвеция, проповедует разумное законодательство и политику. К важнейшим добродетелям он относил гуманность, справедливость, благоразумие, умеренность. По сути дела просветители создавали идиллическую картину будущего буржуазного общества всеобщего благоденствия. Но история оказалась более реалистической и жестокой: была кровавая революция, реставрация, установление жестокого капиталистического строя во Франции, Парижская коммуна и т.д. В философии происходящий историко-социальный сдвиг в сторону эмансипации третьего сословия, буржуазии, выразился в переходе от рационализма к эмпиризму. На эмпиризме основана этика ХУШ-го в., нравственно реабилитирующая человеческую чувственность. Эмпиризм рассматривает человека в целостности его жизненных, эмоциональных, интеллектуальных и эстетических проявлений. Моральное развитие человека понимается как гармонизация его «составных частей», прежде всего чувства и разума. Просветительская этика, которую можно назвать сенсуалистической (или, как ее иногда характеризуют, натуралистическим сенсуализмом), провозглашает оптимистическую моральную программу, включающую расцвет всех сил и потенций человека, что вполне соответствует духу буржуазного индивидуализма.
Основным понятием сенсуалистической этики ХУШ-го в. является понятие естественной морали. Мораль осмысливается как общественно обусловленное поведение, т.е. нравственность человека зависит прежде всего от внешних впечатлений, от социальной среды. Основные формы морали имеют историческое происхождение, но при этом предполагается, что существует некий природный идеал, естественный закон, который не понимается или искажается в силу определенных социальных причин. Исходя из такого понимания морали и нравственности, особое значение придается воспитанию, просвещению человека, которое рассматривается как социальная программа. Задача просвещения — довести до монарха, до общества первоначальный, неискаженный идеал.
Понятие «естественной морали» предполагает освобождение человека как природного, эмпирического существа. Основным принципом выступает счастье человека: оправдываются и возвышаются земные страсти человека, его потребность в счастье и стремление к нему. Но человек — существо общественное, поэтому, как, например, подчеркивал Д.Дидро (1713-1784) в своей работе «Принципы нравственной философии», он может быть счастливым, лишь реализуя как свои индивидуальные, так и общественные потребности.
Гельвеции в сочинении «О человеке» пишет: «Но что следует из производившихся до сих пор наблюдений над нравственностью? Что любовь людей к своим ближним есть результат необходимости помогать друг другу и бесконечного множества потребностей, зависящих от той же физической чувствительности, которую я считаю первоначальным источником наших поступков, наших пороков и наших добродетелей». В сенсуалистической этике естественная мораль предстает как осуществленное единство индивидуальной свободы и общественной необходимости, поэтому задачи морали и задачи государства (связать интересы индивида и общества), совпадают.
Во французском материализме ХУШ-го в., представителями которого были П. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеции (1715-1771) и др., разрабатывается теория «разумного эгоиз-ма», согласно которой, преследуя свои частные интересы, человек способствует общественному благу. Эгоизм, любовь к себе с помощью разума превращается в двигатель прогресса, так как человек непрерывно стремится к удовлетворению своих все возрастающих потребностей, стимулируя тем самым появление новых общественных институтов и способствуя прогрессивному развитию общества в целом. Иначе говоря, мораль, ориентированная на общественное благо, полезна не только обществу, но и индивиду, поскольку позволяет ему реализовывать свои собственные интересы. Такую этическую концепцию можно рассматривать как утилитаристскую, т.е. эриентированную на пользу.
В это же время развиваются социалистические и коммунистические утопические идеи эпохи Возрождения. Французские утопические коммунисты Морелли, К. Сен-Симон, Ф. Фурье учили: все люди должны строить свои взаимоотношения и быть как братья, власть — всего лишь средство рационального управления обществом, в котором формируется всесторонне развитый человек. Подобная этическая направленность была воспринята К. Марксом.
Рекомендуемая литература
Гельвеции К.А. О человеке / Соч. Т.2. — М., 1974. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре / Трактаты. — М., 1969.