Этика Б. Спинозы

Этическое учение Р. Декарта

Основные понятия: человеческое познание, страсти, ощущения, восприятия.

 

В этом отношении характерна позиция Р.Декарта (1596-1650), методологическую базу исследований которого составляет интегративный взгляд на науку вообще: вся она уподобляется древу, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все прочие науки, сводимые к трем главным: медицине, механике, этике. «Подобно тому, как плоды собирают не со ствола, а только с концов ветвей древа, — пишет он, — так и особая полезность науки зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец». В этом плане высоко им ставится именно этика, проблематика морали и нравственности, добра и зла, — «фундамент психологии». Но фундамент этот строится на основе гносеологии, теории познания вообще, в которой важное место занимают его доводы в пользу существования Бога и его могущества: «Было бы дерзостью предполагать, будто наше воображение имеет тот же объем, что и его могущество — Бог способен на все, что мы способны постичь, но мы не можем утверждать, что он не способен на то, чего мы не постигаем». Признавая ограниченность человеческого познания, он призывает исследовать не конечные, а действующие причины вещей. Исходя из этой посылки, он анализирует духовные явления в человеке (страсти, ощущения, восприятия), как побуждающие и регулирующие его деятельность процессы.

В частности, его вывод о страстях души следующий: только от страстей зависит все благо и зло в этой жизни — те люди, кого особенно волнуют страсти, могут насладиться жизнью в наибольшей мере. Кроме того, страсти могут не только противоречить и мешать разуму, но и указывать нечто полезное. И мудрость состоит в том, чтобы властвовать над страстями и умело ими распоряжаться на основе разума. Свобода воли человека признается неотделимой от его разума, но только в той части, до которой простирается разум (а дальше, по-видимому, признается влияние Бога). Как видим, его позиция близка Эпикуру.

 

Рекомендуемая литература

Декарт Р. Об образовании животного. Описание человеческого тела. Первоначала философии. Страсти души. //Соч. в 2-х т/Г. 1. —М., 1989.

 

Основные понятия: аффекты, детерминизм, детерминация, свобода воли, свободная необходимость.

 

Мысли Декарта развивает Б. Спиноза (1632-1677), который делает этику главной целью своей философии, провозглашая свою главную задачу: «Направить все науки к одной цели — высшему человеческому совершенству на основе постижения общего естественного порядка, часть которого составляет человек».

Анализ естественных явлений позволяет ему сделать вывод: все вытекает из необходимости божественной природы и совершается по вечным законам и правилам природы, и нет ничего, что было бы достойно ненависти, осмеяния, презрения, сострадания. «Нужно заметить, — пишет он, —- что о добре и зле можно говорить только относительно, так что одну и ту же вещь можно назвать хорошей и дурной в различных отношениях. Люди убедили себя, что все, что происходит — происходит ради них. Соответственно, все, что способствует их благосостоянию, полезно им, они назвали добром, противоположное ему — злом. Одна и та же вещь в одно и то же время может быть и хорошей, и дурной. Познание добра и зла есть (рождает) не что иное, как аффект удовлетворения или неудовлетворения, поскольку мы сознаем его. Но природа не предназначает для себя никаких целей, и все конечные причины такого рода составляют только человеческие вымыслы».

Он стремится показать, что представления о добре и зле, заслуге и грехе, постыдном и похвальном и т.п., т.е. вся мораль человеческая возникла как следствие человеческого бессилия в укрощении и ограничении аффектов и как следствие такого рода рабства души. Поэтому он называет все эти понятия предрассудками. В «Трактате о совершенствовании разума» он пишет: «Опыт научил меня, что все встречающееся в повседневной жизни суетно и пусто. Я увидел, что все, чего я опасался, содержит в себе добро и зло лишь постольку, поскольку этим тревожится дух... То, что обычно считается у людей за высшее благо, сводится к следующему: богатству, славе, любострастию ... Все это есть то, к чему стремится толпа, и оно не только не дает никакого средства для сохранения нашего "бытия, но даже препятствует ему, оказываясь нередко причиной гибели тех, кто имеет это в своей власти, и всегда причиной гибели тех, кто сам находится во власти этого».

Он переходит к научному исследованию побуждающих начал человека, аффектов, исповедывая точку зрения железного детерминизма: «В душе нет никакой абсолютной или свободной воли, но к тому или иному хотению душа определяется причиной, которая определяется другой причиной, и так далее до бесконечности... Воля не может быть названа причиной свободной, но только необходимой (всегда найдется причина, которая ее определяла бы к действию)». Таким образом, он отрицает свободу человеческой воли: «Воля состоит из отдельных желаний, каждое из которых детерминировано определенными причинами (может быть, лучше сказать «воля определена желаниями»). Мнение о свободе воли возникает, с его точки зрения, только от незнания людьми цепочек причин. Более того, в конечном счете, он утверждает, что «воля и разум — одно и то же».

Спиноза развивает учение о переживаниях человека, о его аффектах как движущих силах, и этому он придает первостепенное значение. Он выделяет три основных аффекта: удовольствие (радость), неудовольствие (печаль), желание. Они могут слагаться друг с другом различными способами и образовывать все новые разновидности. Аффект, по его мнению, является одновременно состоянием и телесным, и душевным, но в то же время он отмечает, что не столько душа влияет на тело, сколько тело определяет душу в ее мышлении. Таким образом, посредством теории аффекта как бы конкретизируется детерминация поведения человека и на . этой основе рассматривается проявление сущности человека, его стремления к самосохранению, к свободе. При этом он стремится увязать теорию аффектов, как побуждающих человека сил, с его разумной деятельностью. Душа, по его мнению, стремится сохранить устойчивое и гармоничное существование единства души и тела и сознает это свое стремление. Когда оно относится только к душе, его он называет волей (самосохранение состояний души реализуем через действие воли посредством разума). Если же оно относится и к телу, и к душе в условиях внешних воздействий, то это рождает влечение, и вследствие этого человек является определенным к деиствованию в определенном направлении с целью самосохранения в условиях внешних воздействий. Желание он определяет как осознанное влечение. Удовлетворение или неудовлетворение желаний рождает чувства удовольствия или неудовольствия. (Под удовольствием он понимает такое пассивное состояние, через которое душа переходит к большему совершенству, под неудовольствием понимается переход к меньшему совершенству). Эти чувства, в свою очередь, могут способствовать появлению все новых влечений, желаний и так далее до бесконечности. Таким.образом, обосновывается своего рода гомеостатическая модель процесса уравновешивания организма в условиях внешних влияний. При этом аффекты-страсти могут иногда заполнять все сознание человека, упорно преследовать и даже побеждать его. По-видимому, именно под их воздействием человек, видя лучшее, следует худшему. Бессилие человека в борьбе со страстями он называет рабством. Рассудок и интуиция призваны освободить человека от подчинения страстям. Но человек как часть природы является всегда одной из «принужденных законами природы вещей» и свободен только в пределах этой детерминации (может быть, на основе знания). Поэтому Спиноза образует понятие свободной необходимости (свобода есть познанная-необходимость). И чтобы быть свободным -в своей деятельности в этом смысле, человек должен познавать не только область внешних вещей, но и совокупность собственных инстинктов. Таким образом, по его мнению, именно разум призван распутать клубок аффектов — страстей, которыми скована вся деятельность людей. Аффекты не устраняются, но могут быть приведены в норму — тогда они не будут чрезмерными по своим последствиям, могут быть даже полезными, увеличивая или уменьшая способность тела к действию, благоприятствуя ей или ограничивая ее. Душа приобретает власть над аффектами в том, что начинает меньше страдать от них (приводит их в соответствие с законами разума). Чтобы познание могло противостоять аффектам, оно само должно стать сильнейшим в процессе самовоспитания человека. В целом им выделяются две ступени обретения свободы от страстей. Первая ступень состоит в том, что человек приводит свои идеи в соответствие с порядком и связью вещей, — это теоретическая и как бы пассивная ступень на основе познания. На второй ступени человек уже приводит состояние своего тела в соответствие с порядком своих идей, достигая господства над страстями и реализуя таким образом высшую цель — стремление к совершенству. Таким образом, строится этика поведения, утверждается соответствующий образ жизни человека.

Под добродетелью он разумеет деятельность в соответствии с самой сущностью, или природой человека. Основание же добродетели составляет стремление сохранить собственное существование; счастье состоит в том, что человек может сохранить его, пишет Спиноза. И так как стремление к самосохранению есть первое и единственное основание добродетели, то действовать абсолютно по добродетели есть не что иное, как действовать, жить, сохранять свое существование по руководству разума на основании стремления к собственной пользе. Никто не пренебрегает влечением к собственной пользе, т.е. к добру, и стремится избежать обратного, т.е. зла.

В связи со сказанным он рассматривает вопросы политические, устройство общества. Основные посылки при этом следующие. Люди подвержены аффектам и они часто влекутся в противоположные стороны. Чтобы они могли жить между собой в согласии, необходимо, хотя бы частично, поступаться своим естественным правом. Общество может утвердиться только в том случае, если оно присвоит себе право каждого мстить за себя и судить о том, что хорошо и что плохо. Всякий аффект может быть ограничен только аффектом более сильным и противоположным (каждый человек удерживается от нанесения вреда другому боязнью большего вреда себе). Общество должно иметь право предписывать общий образ жизни и устанавливать законы, делая их твердыми не посредством разума, который сам по себе ограничить аффекты не в состоянии, но путем угроз. Общество, которое зиждется на законах и власти, называется государством, а люди под защитой государства называются гражданами. В естественном состоянии нет ничего, что было бы добром и злом по общему признанию, поэтому там нет и преступления. Преступление есть только в гражданском обществе, где по общему согласию определяется, что хорошо, а что дурно. Из сказанного ясно, что справедливость и несправедливость, преступление и заслуги составляют понятия внешние, а не атрибуты, выражающие природу души. То, что заставляет людей жить согласно — то полезно, и наоборот, то что несет несогласие — вредно и дурно.

Итак, его выводы относительно правильного образа жизни следующие. Кто обладает правильным знанием, будет стремиться поступать хорошо, насколько дозволяет человеческая добродетель, и получать при этом удовольствие. Дело мудреца пользоваться вещами и, насколько возможно, наслаждаться ими (но не до отвращения) — правило, созвучное Эпикуру. Главное при этом не забывать, что человеческая способность к укрощению страстей состоит только в разуме. Могущество разума есть путь, ведущий к человеческой свободе. В то же время он полагает, что самое лучшее, что мы можем сделать, пока еще не имеем совершенного познания наших аффектов и само общество еще недостаточно совершенно, это принять некий правильный образ жизни и твердые начала для нее и постоянно применять их. Соответственно он рекомендует некоторые правила жизни, которых не избежать:

• говорить и делать в соответствии с пониманием толпы, но так, чтобы это не препятствовало достижению нашей цели (чтобы нам не мешали), т.е. приспособиться к внешним условиям;

• наслаждениями и деньгами пользоваться умеренно (только для поддержания здоровья и жизни).

Таким образом, мы видим взгляд на этику, который можно назвать чувственно-рациональным. Спиноза не соглашается с трактовкой его учения как атеистического. Он считал, что не уничтожает религию, но дает ей единственно правильное обоснование, хотя и на принципах пантеизма.

 

Рекомендуемая литература

Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. //Этика. Трактат об усовершенствовании разума. Т. 1. — М., 1957 г.