Лекция 7 Этика Нового времени
Социалистические и коммунистические утопические идеи
Основные понятия: утопия, утопический социализм, утопический коммунизм.
В это же время развиваются социалистические и коммунистические утопические идеи эпохи Возрождения. Напомним, что трактат «Утопия» (от греч. u — нет и topos — место, т.е. место, которого нет) был создан Т. Мором (лорд-канцлер Англии). В нем описывалось идеальное устройство общества, где этика взаимоотношений людей строится, исходя из принципов социалистических преобразований: ликвидирована частная и даже личная собственность, обобщено производство и быт, труд обязателен для всех, хотя длится не более 6 часов и распределяется по потребности, тяжелые работы выполняют преступники. Провозглашается и равенство в потреблении, семья — ячейка общества и формируется на основе сочетания производственных и родственных принципов. Политический строй основан на идеях выборности и иерархии старейшин.
Схожая утопия на коммунистических принципах была создана и Т. Кампанеллой (монах, поэт, философ) — «Город солнца». Здесь также действуют соответствующие законы: имущество обобщено, семья упразднена, дети воспитываются государством. Основное внимание уделяется трудовому воспитанию, развитию науки, просвещения. Труд — обязателен для всех и длится не более 4 часов. Руководит обществом жреческая каста. Эти идеи развивали в дальнейшем французские утопические коммунисты ХУП-Х1Х вв. Морелли, К. Сен-Симон, Ф. Фурье: все люди в своих взаимоотношениях должны быть как братья, власть — средство рационального управления обществом, в котором формируется всесторонне развитый человек.
Рекомендуемая литература
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.
Вопросы для самоконтроля
1. В каком смысле мы говорим о гуманизме эпохи Возрождения:
1) антисхоластика;
2) возрождение античной культуры;
3) новый подход к ценности человеческой индивидуальности.
2. Какая из данных характеристик применима к мировоззрению эпохи Возрождения:
1) космоцентризм;
2) теоцентризм;
3) антропоцентризм.
3. Как Н. Макиавелли оценивал роль религии:
1) резко отрицательно;
2) как моральную основу для государственного строительства;
3) высоко оценивал ее роль как средства воспитания и самовоспитания государя и народа.
4. Н. Макиавелли считал, что
1) человек по своей природе зол;
2) человек по своей природе добр.
5. Кто из античных философов разработал теорию «идеального государства», подобную той, что создали Т. Мор и Т. Кампанелла:
1) Эпикур;
2) Платон;
3) Аристотель.
Движение в сторону научного исследования принципов этики, начатое Аристотелем, особенно зримо продолжается в Новое время. При этом религиозно-философские основания этих принципов не уходят из поля зрения исследователей, но смещаются акценты.