Лекция 7 Этика Нового времени

Социалистические и коммунистические утопические идеи

Основные понятия: утопия, утопический социализм, утопический коммунизм.

 

В это же время развиваются социалистические и коммунистические утопические идеи эпохи Возрождения. Напомним, что трактат «Утопия» (от греч. u — нет и topos — место, т.е. место, которого нет) был создан Т. Мором (лорд-канцлер Англии). В нем описывалось идеальное устройство общества, где этика взаимоотношений людей строится, исходя из принципов социалистических преобразований: ликвидирована частная и даже личная собственность, обобщено производство и быт, труд обязателен для всех, хотя длится не более 6 часов и распределяется по потребности, тяжелые работы выполняют преступники. Провозглашается и равенство в потреблении, семья — ячейка общества и формируется на основе сочетания производственных и родственных принципов. Политический строй основан на идеях выборности и иерархии старейшин.

Схожая утопия на коммунистических принципах была создана и Т. Кампанеллой (монах, поэт, философ) — «Город солнца». Здесь также действуют соответствующие законы: имущество обобщено, семья упразднена, дети воспитываются государством. Основное внимание уделяется трудовому воспитанию, развитию науки, просвещения. Труд — обязателен для всех и длится не более 4 часов. Руководит обществом жреческая каста. Эти идеи развивали в дальнейшем французские утопические коммунисты ХУП-Х1Х вв. Морелли, К. Сен-Симон, Ф. Фурье: все люди в своих взаимоотношениях должны быть как братья, власть — средство рационального управления обществом, в котором формируется всесторонне развитый человек.

 

Рекомендуемая литература

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В каком смысле мы говорим о гуманизме эпохи Возрождения:

1) антисхоластика;

2) возрождение античной культуры;

3) новый подход к ценности человеческой индивидуальности.

2. Какая из данных характеристик применима к мировоззрению эпохи Возрождения:

1) космоцентризм;

2) теоцентризм;

3) антропоцентризм.

3. Как Н. Макиавелли оценивал роль религии:

1) резко отрицательно;

2) как моральную основу для государственного строительства;

3) высоко оценивал ее роль как средства воспитания и самовоспитания государя и народа.

4. Н. Макиавелли считал, что

1) человек по своей природе зол;

2) человек по своей природе добр.

5. Кто из античных философов разработал теорию «идеального государства», подобную той, что создали Т. Мор и Т. Кампанелла:

1) Эпикур;

2) Платон;

3) Аристотель.


Движение в сторону научного исследования принципов этики, начатое Аристотелем, особенно зримо продолжается в Новое время. При этом религиозно-философские основания этих принципов не уходят из поля зрения исследователей, но смещаются акценты.