Этика Ислама

Основные понятия: намерение-и-поступок, обязательные, рекомендуемые, безразличные, нерекомендуемые, непозволительные действия, запрет, воздаяние, Законодатель, правильное действие.

 

Этика (ахлак) в арабском языке — множественное число от «хулук». «Хулук» означает мотивацию, поведение. Нравственно-этические воззрения, сложившиеся в основном в средневековой арабо-мусульманской культуре, трудно отделить от остальных составных частей арабской философии и исламского мировоззрения, опирающегося на авторитет Корана. Мусульманская этика тесно переплетается с фикхом — религиозным правоведением в исламе. Ряд понятий фикха, получивших широкое распространение в классической исламской литературе, носят, в том числе, и этический характер. Прежде всего это система оценок намерения-и-поступка («пять категорий»).

Действия делятся на «обязательные», «рекомендуемые», «безразличные», «нерекомендуемые» и «непозволительные». Эта классификация соотносится, с одной стороны, с «запретом», с другой стороны — с вопросом о загробном «воздаянии» (будь то награда или наказание). «Запрет» — это воля самого Законодателя (Бога), или же приказы и запреты, содержащиеся в словах и делах Мухаммеда (хадисы).

«Обязательными» являются поступки, предписанные Законодателем; их выполнение награждается, а невыполнение — наказывается. «Непозволительные» поступки запрещены Законодателем, их несовершение награждается, а совершение — наказывается. «Рекомендуемыми» являются предписанные действия, неисполнение которых не наказывается, а совершение — вознаграждается. «Нерекомендуемые» — действия, совершение которых не наказывается, но воздержание от совершения вознаграждается. Что касается «безразличных» поступков, то к ним относятся такие, совершение или несовершение которых не нарушает волю Законодателя.

Эта сложная система складывалась исторически в процессе анализа религиозно-правовых текстов, что было вызвано потребностью истолковать характер запретов и рекомендаций, содержащихся в Коране. Возникал вопрос, как следует понимать некоторые императивы: как абсолютные, обязательные для всех членов исламской общины, или как «достаточно обязательные», выполнение которых одним из членов общины было достаточным, чтобы они считались исполненными. Так, общеобязательными стали т.н. «пять столпов ислама»: исповедание веры, молитва, ежегодный налог в пользу неимущих, пост в месяц рамадан и паломничество в Мекку. Необщеобязательным для мусульман является, например, приказание «искать знание» — достаточно, чтобы хотя бы некоторые члены общины отправились «на край земли» в поисках знания (имеется в виду религиозное знание, стремление к которому является обязанностью мусульманина, и в этом смысле в исламе невозможно утверждение «верую, потому что абсурдно»).

В свете указанного деления поступков ряд из них, а именно: «нерекомендуемые», «рекомендуемые» и особенно «безразличные», оказывались вне сферы религиозно-правового регулирования (можно не совершать некоторые «хорошие» поступки и поступать «плохо», т.е. нерекомендуемо, но позволительно). Таким образом, чрезвычайно возрастает роль неформального (морального) регулирования, где особое значение приобретают общественное мнение и самоотчет.

Здесь следует отметить характерное для ислама внимание к основополагающим принципам взаимоотношений между людьми. Это касается построения отношений в семье (забота о родственниках, достойное отношение к жене), в общине (почтение к соседу, так как соседи — продолжение семьи); отношение ко всем мусульманам («Человеку должно желать для

своего брата-мусульманина того же, чего он желает для себя») и к немусульманам (уважение к чужим ритуалам).

Поступок как действие, совершаемое человеком свободно и ответственно, рассматривается "в мусульманской этике неразрывно с намерением и действием. Любой поступок предполагает некоторую цель (отсутствие достойной цели делает его «напрасным»). Предполагаемая цель действия осмысливается как «намерение». Само намерение является таковым, только если оно непосредственно вызывает действие. С точки зрения этики ислама, иметь намерение — значит действовать.

Вместе с тем положение о связи намерения и действия вступает в силу только в тех случаях, когда их связь осуществима. Когда намерение не может быть совершено по объективным причинам, его отсутствие считается извинительным. Исламская этика не ориентирует человека на достижение цели любой ценой, для нее «достижение недостижимого» является бессмысленным, «преодоление непреодолимого» — абсурдом.

«Правильное» действие — это действие, опирающееся на должное (для этого действия) намерение. Так, ритуальная молитва, совершенная без соответствующего намерения, даже если были выполнены все необходимые внешние действия, считается «неправильной». С другой стороны, малейшее нарушение формальной процедуры также ведет к тому, что молитва считается «несостоявшейся».

Соотношение «намерение-действие» является важнейшим в исламской культуре и распространяется на все понятия, имеющие отношение к этической сфере. Так, в связи с имеющейся точкой зрения о «фатализме» ислама (понимаемом как следствие тезиса о необходимости принимать определенный Богом удел), Аль-Газали замечает, что лишь невежды могут полагать, что «упование» — это прекращение собственных усилий, что уповающий должен уподобиться «безвольной тряпке» или «куску мяса на колоде мясника». Упование непременно проявляется как действие, которое преследует определенные цели и является результатом их осознания.

Таким образом, объектом моральной оценки в исламе выступает неразрывная связь внешнего (как действия) и внутреннего (целеполагания); только их единство помогает достичь полноты осмысления поступка, и в целом, выбора человека. То же самое относится и к вере в Бога, которая понимается как сопряженность внешнего действия (высказывания), обнаруживающего веру, и внутреннего ее переживания.

Понятия «вина», «грех» в мусульманской этике связаны прежде всего с «нарушением должного» и «невыполнением обязательного», а не с причастностью ко злу как таковому. Такому пониманию способствует и отсутствие в исламском вероучении какого-либо упоминания о первородном грехе и соответствующее непризнание врожденной греховности человеческой природы.

 

Рекомендуемая литература

Алъ-Газали А.Х. Воскрешение наук о вере / Пер. с араб. — М., 1980.

Алъ-Газали А.Х. Правильные весы / Пер. с араб. — М., 1980.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Для кого из указанных философов характерно понимание материи как абсолютного зла (которому противостоит абсолютное добро — Единое):

1) Платон;

2) Плотин;

3) Августин Аврелий.

2. Определите, к какому из религиозных этических учений могут быть отнесены следующие высказывания:

Название учения Высказывание
1. Ветхозаветная мораль (заповеди Моисея) а) Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби своего ближнего, как себя.
2. Мораль Нового завета (Нагорная проповедь) b) Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так ли поступают язычники?
3. Исламская мораль с) Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.
  d) Поступки оцениваются по намерениям — в этом устой жизни.

Варианты ответов: А)1а,2b,Зс, 1d; В) 1а, 2b, 2с, 3d;

С) 1b, 2d, 3a, 3c; D) 1с, 2d, 3a, 3b.

3. Что следует из утверждения, что для Бога нет зла:

1) все зло — от дьявола;

2) злой была материя, из которой Бог творил мир;

3) зло есть отклонение от добра (нарушение воли Бога).

4. Какой вывод делается в христианской этике из того, что источник нравственности оказывается вынесенным вовне, является внешним по отношению к человеку нравственным Абсолютом:

1) человек не обладает свободой воли, свободой выбора поступка;

2) человек, с помощью разума, способен постичь этот абсолют;

3) человек может самостоятельно избрать добро или зло.

5. В свете приведенной нами классификации поступков в исламе, какие из них прежде всего относятся к сфере морального регулирования:

1) обязательные;

2) непозволительные;

3) безразличные.