Этические учения Древней Индии

Основные понятия: буддизм, джайнизм, сансара, карма, нирвана, ахимса.

 

В европейской философии, начиная с А. Шопенгауэра, открывшего индийскую мысль для европейцев, довольно-таки широко распространено мнение, что именно религиозная мысль Древней Индии, начиная с брахманизма, открыла самое глубокое из известных в мире оснований морали и альтруизма. Особенно высоко в этом смысле оценивается нравственное содержание буддизма, который иногда (например, А. Тойнби) противопоставляется христианству как религия этическая религии догматической. Более того классический буддизм оценивается не столько как религия, сколько как вид духовной терапии, основной составляющей в котором было именно нравственное учение (это нашло отражение и в литературе — например, у X. Борхеса, Р. Баха и др.).

Существует обширная литература, описывающая жизненный путь царевича Сиддхартхи Гаутамы, вошедшего в историю под именем Будды, что значит «знающий», «просвещенный» (это имя подобно имени Христос, что означает помазанник). Время его жизни относится к VI в. до н.э. Познав два возможных жизненных пути: путь наслаждения жизнью (гедонизм) и путь умерщвления страстей (крайний аскетизм), Будда не удовлетворился ни одним из них («на лодке удовольствий и лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары») и стал искать и нашел третий, «срединный» путь. В своем учении Будда, несомненно, опирается на богатейшее наследие индийской философской мысли и прежде всего на Упанишады. Он использует традиционные для индийской философии понятия. Основные из них — это понятия сансары, нирваны, кармы. То, что скорбь и страдание являются важнейшим фактором жизни на земле, признается почти всеми школами индийской мысли. Это нашло отражение в учении о сансаре — обреченности всех живых существ на постоянное перерождение. Мирское бытие представляется как цепь переходов из одного существования в другое, как постоянное странствие, переселение души из одного тела в другое (потому что тело смертно, а душа бессмертна). Каким именно будет новое рождение — в более высоком или более низком существовании (например, в теле животного или растения) — определяется законом кармы — законом воздаяния. (В буддизме карма понимается как нравственный закон ответственности человека за все совершенные им поступки). Но в любом случае, каждое новое рождение — это страдание. Блаженство состоит в том, чтобы вырваться из круговорота рождений и смертей. Тогда наступает мокша (в буддизме — нирвана) — освобождение.

На основании своего жизненного опыта Будда приобрел убеждение в существовании четырех благородных истин, которые и составили суть его учения — существует страдание, у страдания есть причина, страдание может быть прекращено и есть путь, ведущий к этому. Первая благородная истина состоит в том, что жизнь есть страдание: «Рождение мучительно, дряхлость мучительна, болезнь мучительна, смерть мучительна, соединение с неприятным мучительно, мучительно отделение от приятного, и всякое неудовлетворяемое стремление мучительно». Все в жизни проходит, все побеждается смертью. Наши мечты и надежды, наши опасения и желания — все это будет забыто, как будто бы их и не было. Всякое выполнение желания связано со страданием. Человеческая природа с ее стремлением к недостижимому заставляет нас почувствовать, что жизнь — это проклятие. Таким образом, источником страдания является само наличие у человека желаний. Постигнув же причину страданий, человек может их прекратить. Избавление от страданий — вот основной мотив учения Будды. Достичь же этого человек может только благодаря своим собственным усилиям. Спасение не зависит ни от принятия каких-либо догм, ни от жертвоприношений гневному богу. Оно достигается только на пути самосовершенствования и стремления к добру. Поднимаясь над собственными страстями и тем самым освобождаясь от наслаждений и страданий, человек вырывается из колеса рождений и смерти. При этом он должен отказаться от осознания собственной индивидуальности, отдельности от мира (ведь пока есть индивидуальность, она будет искать нового существования, воплощения). Спасение состоит в разрушении нас самих. (Разрушения в том смысле, что только притушив, низведя на низшую точку свое эмпирическое «я», мы можем постичь Абсолют). Тогда человек достигает нирваны — состояния отсутствия, преодоленное страданий. Нирвана — это состояние абсолютного покоя, непроницаемое для страстей, желаний, душевной боли.

Таким образом, в этическом плане буддизм противостоит гедонизму. Если гедонисты считают, что счастье состоит в продлении и полноте жизни, то буддисты утверждают, что счастье состоит в уничтожении условий, создающих эгоизм и невежество, ведущих к обновленному существованию. Причина эгоизма — в несовершенном понимании собственной индивидуальности, обособленности. Альтруизм есть результат правильного познания истины. Истинного блага можно достичь только подавлением субъективности «я» (того, что называется «личностью») и развития всеобщего сознания. Именно это осознание общности природы, единства вечно меняющегося мира, который есть вечное становление, лежит в основе системы Будды. Свобода есть расширение нашего сознания во всеобщее сознание, распространение нашего чувства и любви на все сущее. Путь же к такому вечному спасению труден и суров, хотя он и не требует крайностей аскетизма (это тоже одна из форм самовлюбленности), но условием его является честная и праведная жизнь, направленная на познание истины и тем самым — на преобразование всего существа человека.

«Как буддисты являются последователями Будды — Пробужденного, так и джайнисты представляют собой последователей Джины — Победителя (титул, присвоенный Вардхамане, последнему пророку джайнизма). Это слово приложимо также и к тем мужчинам и женщинам, которые победили в себе низшую природу и постигли высшую. Само наименование джайнизма указывает на преимущественно этический характер данной философской системы» — пишет о джайнизме специалист по индийской философии С. Радхакришнан.

Вардхамана был старшим современником Будды. Философской основой его учения является убеждение, что во вселенной нет ничего мертвого, она наполнена душами. Но помимо душ (джива) присутствует и материя (аджива). Карма соединяет душу и тело (отсюда — обреченность на сансару). В отличие от других философско-религиозных систем Индии, понимающих термин «карма» буквально, т.е. как «деяние», джайнизм трактует карму как вещество, которое прилипает к человеку и от которого надо очиститься. Для достижения освобождения низшая материя должна быть подчинена высшему духу. Когда душа освобождается от груза материи, тянущего ее вниз, она поднимается к вершине вселенной, где пребывают освобожденные. Путь к свободе — радикальное преобразование внутренней сущности человека. Мораль необходима, чтобы вызвать переделку человеческой природы и воспрепятствовать образованию новой кармы.

Путь в нирвану лежит через три жемчужины. Первая из них — вера в Джину, вторая — познание его учения и третья — правильное поведение. Правильное поведение означает нейтральное, без симпатии или отвращения, отношение к объектам внешнего мира. Оно основывается на следующих добродетелях: 1) ахимса, или безвредность, что. означает непричинение вреда ничему живому; 2) милосердие и правдивость речи; 3) честное поведение; 4) воздержанность в слове, мысли и делах; 5) самоотречение от всех земных интересов. Последнее иногда понимается как полное отречение от всяких привязанностей и всякого имущества вплоть до одежды. Действительно, в джайнизме есть секта дигамбаров, т.е. «одетых

пространством», которые не носят никаких одежд. Позитивный смысл здесь заключается в том, что для подлинно отрешенного нет разницы между одетым и обнаженным.

Этика джайнизма подчеркивает значение и веры, и дела. Предписания, касающиеся религиозной практики, охватывают всю жизнь джайна. Начинается религиозный тренинг, как и в других индийских религиях, с этического самосовершенствования — принятия обетов, связанных с простыми общечеловеческими нормами нравственности. Рекомендуется принимать на себя посильные обязательства, поэтому миряне в дальнейшем принимают на себя ограниченные обеты. Требования к монахам — аскетам неизмеримо выше, от них требуется достижение высшей степени кротости, непреклонности, подвижничества, отрешенности, целомудрия. Зато именно такой монах — аскет, ведущий по преимуществу отшельнический образ жизни, способен достичь подлинного освобождения, спасения, причем, возможно, даже при жизни.

В целом этическая система джайнистов строже системы буддистов. Особое, можно сказать, определяющее значение в джайнизме придается обету невреждения-ахимсы. Настойчиво проповедовавшаяся джайнами на протяжении веков эта идея пустила глубокие корни в индийском обществе. Именно из священных книг джайнов и под влиянием джайнистских философов М.К. Ганди, духовный лидер индийского народа, в XX в. воспринял идею ахимсы. Идеи ахимсы, равенства всех людей, а также понимание Бога как Истины, лежат в основе философии Ганди с его верой в нравственный прогресс и принципами ненасилия.

Характеризуя в целом рассмотренные нами этические учения Древней Индии, отметим их высокую духовность, направленность на преобразование внутреннего мира человека (отсюда — их тесная связь с психологией, интерес к методикам самонаблюдения, медитации). Эти учения можно отнести к направлению религиозно-мистической этики.

 

Рекомендуемая литература

С. Радхакришнан. Индийская философия, В 2-х т. — М.: Миф, 1993.

Лысенко ВТ., Терентъев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. — М: Вост. литература, 1994.

Ганди М. Моя жизнь. -— М., 1969.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. — М.: Высшая школа, 1981.

Этика и ритуал в традиционном Китае. — М.: Наука, 1988.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Социально-этические проблемы составляют ядро:

1) древнекитайской философии;

2) древнеиндийской философии;

3) любой религии.

2. Закон кармы в буддизме, это:

1) обреченность живых существ на постоянное перерождение;

2) зависимость каждого существа от совершенных ранее поступков;

3) возможность спасения души путем совершения жертвоприношения и выполнения ритуалов.

3. «Учителя спросили: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Определите, кто был этим Учителем:

1) Будда;

2) Конфуций;

3) Джина (Вардхамана).

4. В каком из учений путь к «спасению» открыт прежде всего для монахов, ведущих аскетический образ жизни:

1) даосизм;

2) конфуцианство;

3) буддизм;

4) джайнизм.

5. Сопоставьте название учения с принимаемым в нем нравственным идеалом (моральным образцом):

Название учения Идеал (образец)
1. Конфуцианство а) «Совершенномудрый»
2. Даосизм b) «Просветленный»
3. Буддизм с) «Благородный муж»
4. Джайнизм d) Монах-отшельник

Варианты ответов:

А) 1а, 2d, Зс, 4d; С) 1d, 2b, За, 4с;

В) 1b, 2с, 3d, 4а; В) 1с, 2а, Зb, 4d.