Лекция 1. Предмет этики, ее проблематика, философские предпосылки. Основные понятия: этика, свобода и необходимость, смысл жизни.
Раздел 1 Общая характеристика предмета изучения
Предисловие
СОДЕРЖАНИЕ
Гг.
Программа социально-экономического развития РБ на
Программа социально-экономического развития на 2001-2005гг. разработана Министерством экономики совместно с другими министерствами и республиканскими органами государственного управления. Основные положения Программы поддержаны 2-м Всебелорусским народным собранием. Программа утверждена Указом Президента Республики Беларусь 8 августа 2005г.
В программе определены цели и задачи, приоритеты и важнейшие параметры социально-экономического развития страны, определены необходимые ресурсы, показаны возможные социально-экономические последствия.
Пятилетка 1996-2000г. явилась переломным этапом в преодолении глубоких кризисных явлений, происходящих в стране после распада СССР и проводимых с 1991 по 1994гг. либеральных экономических реформ.
С целью вывода страны из кризисного состояния после избрания первого Президента РБ была разработана Программа неотложных мер, реализация которой позволила в 1995г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства. Принятые меры позволили, начиная с 1996г. преодолеть спад производства, стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстановлена система управления экономикой, улучшена система социальной защиты. С 2000г. в Беларуси стала проводиться достаточно жесткая денежно-кредитная политика, обеспечивающая снижение темпов инфляции.
Основными задачами социально-экономического развития на 2001-2005гг. являются:
- техническое перевооружение и модернизация экономики, внедрение современных технологий;
- создание необходимых условий для оздоровления населения, повышение его уровня образования и культуры;
- доведение к концу пятилетки среднемесячной заработной платы работников народного хозяйства до уровня, эквивалентного 250 долларов США;
- улучшение экологической ситуации;
- обеспечение комплексности социально-экономического развития городов.
В целях обеспечения благоприятных условий для развития семьи намечалось совершенствование системы государственных пособий семьям, совершенствование налоговой политики в интересах семьи.
В программе указывается, что молодежная политика направлена на решение насущных проблем жизни молодежи – образование, занятость, улучшение жизненных условий, поддержка учащихся и студентов, воспитание патриотизма и добросовестного отношения к труду.
Развитие образования предполагалось осуществлять на основе доступности единства образовательных и воспитательных задач, фундаментальности развития разнообразных форм образовательных учреждений.
Особое внимание должно быть уделено развитию библиотек и клубов, которые являются наиболее массовыми культурно-просветительными учреждениями, увеличению библиотечных фондов, восстановлению и реставрации памятников истории, культуры, исторических комплексов, фондов, музеев, архивов и библиотек.
Особое внимание в программе предполагается уделить формированию здорового образа жизни.
Для обеспечения поставленных задач в Программе намечено развитие социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.
В процессе реформирования государственной собственности предполагается обеспечить экономическую безопасность и приоритет интересов государства и граждан Республики Беларусь.
В течение прогнозируемого периода необходимо обеспечить комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность. Это позволяет активно развиваться малому и среднему бизнесу.
Важнейшим фактором обеспечения экономического роста в стране должно стать эффективное, менее энергоемкое и материалоемкое производство, рациональное использование трудовых ресурсов. Государственной задачей является стимулирование и поддержка наиболее передовых отраслей и предприятий.
Перед аграрнопромышленным комплексом ставится задача более полного и надежного обеспечения населения продуктами питания, а перерабатывающую промышленность – сырьем. Необходимо активизировать экспорт сельскохозяйственной продукции, укрепить продовольственную безопасность страны.
В программе определены основные задачи внешнеполитической деятельности. Среди приоритетных направлений выделяются внешнеторговые связи со странами СНГ, отношения в рамках Европейского экономического сообщества. Развитие экспорта позволит существенно улучшить состояние платежного баланса государства.
Таким образом, стратегия развития страны предусматривает модернизацию экономики и общества на основе современных тенденций мирового экономического развития. Программа базируется на рациональном сочетании регулирующих функций государства с развитием частной инициативы и эффективным рыночным механизмом хозяйствования.
Литература
1 Гicторыя Беларусi у кантэксце сусветных цiвiлiзацый. /Пад рэд. В.I. Голубовiча.-Мн., 2005, -с 584. 106 экз.
2 Гicторыя Беларусi: у 2ч. /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн., 1998. -400с., 150экз.
3 История Беарусi. Словарь-справочник. –Мн., 2000.
4 История Беларуси. Часть 2 /Под ред. Трещенка Я.И. –Могилев, 2005. -310с., 86 экз.
5 История Беларуси. Учеб. пособие /Под ред. Кохановского А.Г. и Яновского О.Я. –Мн., 1997. -448с., 2 экз.
6 Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. -Мн. 2002.-592с., -592с., 9экз, 1998, -592с., 29 экз.
7 Нарысы гiсторыi Беларусi. /Пад рэд. М.П. Касцюка: У 2-х ч. Мн. 1994, 1995. -500с. 300экз.
8 Саракавiк I. А. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветнай гiсторыi. Мн., 2006. -456., 30 экз.
9 Трещенок Я.И. История Беларуси: Учеб. пособие. В 2ч. Ч 1. Досоветский период. 2-е изд. –Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. 176 экз.
10 Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. –Мн.: Вышэйшая школа, 2004. -463с., 30экз.
[1] Гicторыя Беларусi /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн.: Выш. шк. 2003. ч. 2. – С. 280.
[2] Там же, С. 281
[3] Экономика Советской Белоруссии. 1917 – 1967. –Мн., 1967. – С. 326
[4] ЦИТ ПО.: Саракавiк I. А. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветнай гiсторыi. Мн., 2006. – С. 354.
[5] Нарысы гiсторыi Беларусi. /Пад рэд. М.П. Касцюка: У 2-х ч. Мн., 1995. -С. 335.
[6] Гicторыя Беларусi /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн.: Выш. шк. 2003. ч. 2. – С. 291.
[7] Гicторыя Беларусi /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн.: Выш. шк. 2003. ч. 2. – С. 291-292.
[8] Нарысы гiсторыi Беларусi. - Мн., 1995. ч. 2, -С. 382.
[9] Народное хозяйство Белорусской ССР в 1985 г. Статист. ежег. –Мн., 1086, - С. 33.
[10] Гicторыя Беларусi у кантэксце сусветных цiвiлiзацый. /Пад рэд. В.I. Голубовiча.-Мн., 2005, -С 475.
[11] Эканамічная гісторыя Беларусі. Мн. Экаперспектыва, 1993. – С. 251.
[12] Там же.
[13] Эканамічная гісторыя Беларусі. Мн. Экаперспектыва, 1993. – С. 260.
[14] Там же.
[15] Гicторыя Беларусi /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн.: Выш. шк. 2003. ч. 2. – С. 319.
[16] Народное хозяйство Белорусской ССР в 1985 г. Статист. ежег. –Мн., 1986, - С. 203.
[17] Запрудник Я. Беларусь на гiсторычных скрыжованиях. –Мн., 1996. –С. 115
[18] Запрудник Я. Беларусь на гiсторычных скрыжованиях. –Мн., 1996. –С. 605
[19] Причины кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах рассмотрены в книге: Саракавiк I. А. Гiсторыя Беларусi у кантэксце сусветнай гiсторыi. Мн., 2006. – С. 367 – 370.
[20] Народное хозяйство Белорусской ССР в 1988 г. Статист. ежег. –Мн., 1989, - С. 203.
[21] Нарысы гiсторыi Беларусi. - Мн., 1995. ч. 2, - С. 382.
[22] Чигринов П.Г. История Беларуси с древности до наших дней. –Мн.: Книжный Дом, 2004. – С. 621.
[23] Там же, -С. 621 – 622.
[24] Более подробную информацию студенты могут получить в следующей литературе: Гавриленко В.Г. Политология и общее государственного (конституционное) право. Мн., 1999. С.263-268.
[25] Материал для данного раздела взят из кн.: Гicторыя Беларусi: Вучэб. дапаможнiк. / Пад рэд. В.I. Голубовiча, Ю.М. Бохана -Мн.:Экоперспектива, 2005, -С. 554 - 558.
[26] Гicторыя Беларусi /Под рэд. Новiка Я.К. Морцуля Г.С. -Мн.: Выш. шк. 2003. ч. 2. – С. 388.
[27] Гicторыя Бе ларусi: Вучэб. дапаможнiк. /Пад рэд. В.I. Голубовiча, Ю.М. Бохана -Мн.:Экоперспектива, 2005, -с 544-547.
[28] Там же , -С. 550.
[29] Гicторыя Беларусi: Вучэб. дапаможнiк. /Пад рэд. В.I. Голубовiча, Ю.М. Бохана -Мн.:Экоперспектива, 2005, -С. 550.
[30] Более подробно об основных показателях внешней торговли, транспорта и связи см.: Беларусь и страны мира: статистический справочник. –Мн., 2006. –С. 116 – 123.
[31] Лукашенко А.Г. Государство для народа. Доклад на III Всебелорусском народном собрании //Сов. Беларусь. 3.03.2006. –С. 3.
[32] Лукашенко А.Г. Государство для народа. Доклад на III Всебелорусском народном собрании //Сов. Беларусь. 3.03.2006. –С. 4.
Предисловие. 2
Раздел 1 Общая характеристика предмета изучения. 3
Лекция 1. Предмет этики, ее проблематика, философские предпосылки. Основные понятия: этика, свобода и необходимость, смысл жизни. 3
Лекция 2 Основы теории этики. Ошибка! Закладка не определена.
Раздел 2 История развития этической мысли. 13
Лекция 3 Этические учения Древнего Востока. Этические учения Древнего Китая. 13
Лекция 4 Этика античности Этика Платона. 18
Лекция 5 Этика периода Средних веков Этика Библии. 27
Лекция 6 Эволюция этической мысли в период Возрождения. 36
Лекция 7 Этика Нового времени. 43
Лекция 8 Проблемы этики Просвещения и немецкой классической философии. 54
Лекция 9 Западноевропейская этическая мысль конца Х1Х-ХХ вв. 65
Раздел 3 Этика России. 78
Лекция 10 Дореволюционная этическая мысль. 78
Лекция 11 Этика марксизма-ленинизма. 82
Лекция 12 Профессиональная этика. 85
Библиография. 88
Ответы на вопросы для самоконтроля. 89
Контрольный тест. 90
Учебное пособие по курсу этики содержит материал, отвечающий Государственным образовательным стандартам высшего образования.
Авторы стремились кратко, но емко изложить основные положения этой науки, усилить философское обоснование отдельных разделов этической мысли; показать мощный психологический фундамент этики, ибо сегодня психология приобретает общенаучный характер, формируя все в большей степени гуманитарный облик науки (человек есть мера всех вещей).
Этика в данной работе рассматривается как раздел философского знания, в котором в специфической форме находят отражение фундаментальные философские проблемы — онтологические, гносеологические, эстетические, праксеологические.
Концепция курса разработана проф. Дружининым В.Ф. В соответствии с ней, курс состоит из трех разделов и двенадцати лекций. В разделе I дается общая характеристика курса и предмета изучения, в разделе II излагается история развития этической мысли (преимущественно западноевропейской), в разделе III рассматриваются становление этики в России и вопросы профессиональной этики. Особое внимание уделено главным и важнейшим направлениям этической мысли — чувственно-гедонистическому, религиозно-мистическому, научному и утопически-коммунистическому.
В конце большинства лекций указывается дополнительная литература, которая рекомендуется студентам для более глубокого изучения рассматриваемых в лекции вопросов. К каждой лекции прилагаются вопросы для самоконтроля в тестовой форме, опирающиеся на лекционный материал. При необходимости при ответах на вопросы следует обратиться к рекомендуемой литературе, приведенной в конце учебника.
Этику часто называют «практической философией». Как термин и особая систематизированная дисциплина этика восходит к Аристотелю: впервые он встречается в названии всех трех его сочинений, посвященных проблемам нравственности («Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика»). Понятие «этический», от которого происходит этика, образовано Аристотелем на основе греческого слова «этос», обозначавшего некогда привычное место обитания, а потом уже просто привычки, нрав, обычай. Оно выделяло тот особый срез человеческой реальности (определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения), который составляет предметную область этики.
В настоящее время этика трактуется как область философского знания, в которой изучаются проблемы морали и нравственности, поведения и образа жизни человека. Как он должен жить, что должен делать, существуют какие-либо принципы, определяющие поведение человека, или их нет? В конечном счете, следует понять, что движет человеком, побуждает его к деятельности в определенном направлении или к бездеятельности, или, иначе, в чем смысл его жизни? И что такое мораль и нравственность —- это одно и то же или разные вещи? В чем их истоки, каково происхождение, генезис, говоря философски? Вот такие возникают вопросы при рассмотрении предмета нашего изучения.
В этике выделяют два рода проблем и направлений исследования: теоретические (философско-религиозные и научные) и практические. Последние образуют так называемую «нормативную этику» — кодекс или свод правил, норм поведения, установлений морали, которым должен подчиняться индивид.
Иногда этику называют наукой о морали, но это утверждение по крайней мере нуждается в уточнении, ибо этика затрагивает проблемы (часть из них перечислена), которые не могут быть разрешены наукой в чистом виде, а должны обсуждаться в рамках философско-религиозных представлений. Почему? Да потому, что это фундаментальные проблемы философии: бытие, жизнь, смерть, смысл жизни, свобода и необходимость, любовь и другие, при анализе которых научные методы оказываются бессильными, ибо предполагают строгие эмпирические законы, экспериментальную проверку, т.е. всего того, чего в этике нет. Этика как раздел философского познания чаще всего систематизирует принципы морали и нравственности, правила поведения, выработанные многими поколениями людей, получившие отражение в текстах священных книг, сформулированные крупнейшими философами разных веков. (Примерно об этом писал и Аристотель, когда выступал против отождествления добродетели с науками. Предметом этики являются не знания, а поступки, она имеет дело не с благом самим по себе, а с осуществимым благом. Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии — метафизики. Исходным пунктом этики оказываются, по его мнению, не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней нельзя достичь той степени точности, которая свойственна, например, математике; истина в ней устанавливается «приблизительно и в общих чертах»).
Отметим также, что этика тесно соприкасается с целым рядом других гуманитарных дисциплин: психологией и педагогикой, социологией и экологией, с профессиональной деятельностью человека в различных сферах (наука, техника, хозяйственная деятельность).
Педагогика в разделе воспитания основана исключительно на данных этики. Соответственно, в каждом обществе существуют эталоны личности как комплекса формируемых психологических свойств и качеств. Но как их формировать? Тут уже требуется помощь со стороны психологической науки, которая обосновывает наиболее эффективные методы формирования необходимых умственных и эмоционально-волевых качеств. Совместно с этикой и психологией педагогика решает и проблемы мотивации деятельности человека в различных ситуациях.
На стыке с социологией решаются вопросы нормативного поведения человека в обществе, регуляции этого поведения, его формирования. Проводятся конкретные социологические исследования в различных социальных группах (их результаты отражает так называемая дескриптивная (описательная) этика).
Ну, и конечно, на стыке с экологией исследуются, решаются проблемы поведения человека во взаимодействии с окружающей средой. Экологическая кризисность — результат поведения самого человека, так как именно на нем лежит ответственность за негативное воздействие на внешнюю среду, за ее критическое состояние. Стремление человека и отдельных социальных групп к обогащению, комфорту и безопасности оборачивается обострением экологических проблем современности, что ведет к дискомфорту уже всего человечества, угрозе самой жизни на Земле. Поэтому сегодня все громче звучат голоса о выработке кодекса общечеловеческой морали, о необходимости соблюдения этого кодекса всеми без исключения людьми и социальными группами на Земле. Но как это сделать? Возможно ли это? В некоторой степени ответы на эти вопросы и дает этика, о чем мы еще будем говорить. В конечном счете, все сводится к трактовке главного вопроса философии: что есть человек?
В качестве одной из важнейших философских предпосылок обсуждения этической проблематики рассмотрим проблему соотнесения свободы и необходимости в деятельности человека.
При обсуждении данной темы представляется необходимым разграничить два вопроса: о свободе самого человека и о свободе его воли, свободе побуждений, деятельностных проявлений. Этический смысл имеет прежде всего второй аспект проблемы.
Предварительно отметим важность предпосылки признания или отрицания существования некоего трансцендентного управляющего начала, а именно, Бога[1]. Его отрицание автоматически ведет к утверждению о том, что в мире действует только лишь необходимость, законы взаимодействия материальных тел и явлений, и, соответственно, к признанию предсказуемости в некоторой степени будущего состояния мира, к фатализму.
Признание существования Бога может повести к двоякому выводу: либо за Богом признается всего лишь право создания самих законов (в том числе и законов нравственности) и первотолчок, а далее все развивается в соответствии с первой позицией (предсказуемость возможна, но только на период творения), либо следует обосновывать какую-то «чистую» свободу воли человека как Божьего творения, вследствие чего предсказуемость принципиально невозможна (Бог «играет»).
Лейбницем был введен специальный термин «теодицея», оправдание Бога, оправдание правомерности веры в него, допущения его в научные и философские построения. В то же время существует мнение, что материалисты не нуждаются в «теодицее». Они смотрят на мир как бы снизу вверх и доказывают, что высшие формы возникают стихийно и закономерно из низших форм, а не созданы никаким мировым разумом. Но постоянно возникает вопрос: что определяет всю направленность эволюции (необходимость, случай или чья-то воля), откуда произошел первотолчок, что определило становление самих законов природы, и почему бог не может появиться как результат бесконечной эволюции природы (принцип эволюции утверждается теми же материалистами). Итак, во взглядах материалистов существует некая противоречивость. Она исследована подробнейшим образом в диссертации молодого К. Маркса: «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Подчеркнем, что в течение всей истории развития философии проблема свободы воли человека анализируется крупнейшими философами и выводы делаются совершенно противоположные, причем, как правило, в соотнесении с проблемой теизма и атеизма. Признается свобода воли — и размывается нравственность, остается лишь мораль как результат общественного договора. Не признается свобода воли — и действует принцип признания фатальной неизбежности в образе нашей жизни (если Бог не признается, любая мораль является относительной), либо (в случае признания существования Бога) признается некая абсолютная мораль и нравственность от Бога, которую и следует чтить. В дальнейшем нам предстоит рассмотреть более подробно точку зрения каждого из философов, чье творчество попадает в поле нашего анализа. И, как увидим, рекомендации в области морали и нравственности, поведения человека будут различными, часто противоположными. Мы попытаемся их в какой-то степени обобщить и классифицировать.
Пока же отметим, что этика неразрывно связана с проблемой смысла жизни, в конечном счете.
Термин «смысл» связан с понятиями «мысль, осмысление», т.е. подразумевает осмысление неких всеобщих этических оснований нашей жизни. Вопрос о смысле жизни рано или поздно возникает перед каждым человеком независимо от степени развития его интеллекта. В чем смысл жизни человека и существует ли он? Правомочна ли вообще постановка вопроса о смысле жизни? И в зависимости от характера ответов на эти вопросы меняется поведение человека, стиль и образ его жизни.
В поисках ответа выделим опять-таки две категории людей: верящих в существование Бога и не верящих.
Что касается второй категории, то для нее разговоры о смысле их жизни представляются, как нам кажется, бессмысленными. Человек есть порождение эволюционно-мутационных процессов, происходящих во Вселенной, и в этом случае можно говорить лишь о целях, которые он ставит в своей жизни индивидуально, или о «мотивах-целях» (термин известного психолога А.А. Леонтьева) разного уровня, если рассматривать их постановку различными общественными, социальными организациями, в которых реализует себя индивид, вплетая свои конкретные действия и цели в более общую деятельность социальных групп. Мотивы-цели могут быть самыми разными: от улучшения благосостояния какой-либо социальной группы до попыток построения общества справедливости и благосостояния на всей Земле.
Рассмотрим более подробно цели индивидов, так как с ними связаны и мотивы-цели. И, кроме того, эти цели, мотивы-цели часто как раз и выдаются общественной пропагандой за смысл деятельности отдельного человека и каких-либо социальных групп.
Человек, как известно, есть существо, обладающее телесной и психической организацией. Поэтому в качестве целей его существования некоторые философы признают достижение оптимума состояний души и тела. Это чувственно-гедонистическая этика, принципы которой были сформулированы еще в античности, но которая актуальна и сегодня (греч. гедонэ — наслаждение). Приведем высказывание Эпикура (III в. до н.э.) и Локка (XVII в.).
Эпикур: «Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье и духовная безмятежность, — ведь все, к чему мы стремимся, это не иметь ни боли, ни тревоги».
Локк: « Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире, — кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать что бы то ни было иное».
Действительно, с точки зрения подобного анализа целей человеческой деятельности в сфере психики можно выделить области чувства, разума, воли и соответствующие влечения, потребности, желания, стремления (осознанные и бессознательные). Их удовлетворение или неудовлетворение можно связать с чувством удовольствия (а высшая степень его понимается часто как счастье), неудовольствия и даже страдания. И человек, и общественные группы ставят в связи с этим соответствующие цели, а общественная пропаганда может представить эти цели уже как смысл жизни и деятельности человека и социальных групп.
Итак, на первый взгляд, вроде бы все просто и ясно, как нужно жить в этой жизни. Но даже у людей, либо не верящих в Бога, либо не признающих его управляющих воздействий, появляются дополнительные вопросы при анализе проблематики эволюции, жизни и смерти, любви и красоты, онтологических и гносеологических проблем. Особенно остро это выразил А. Камю (XX в.), анализируя проблему жизни и смерти: «Смерть кладет конец всем играм и словам и есть единственная конечная реальность. Человек лицом к лицу со смертью чувствует себя освобожденным от всего, в том числе и от всех требований человеческой морали. Иллюзии исчезают перед лицом смерти. Не остается ничего, кроме безразличия к будущему и желания исчерпать все, что дано. Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу моральных ценностей, вера в абсурд — прямо противоположное — никаких ценностей». Таким образом, оказывается, что для думающего атеиста все опять-таки оказывается очень и очень непросто.
Существует также утверждение, что смысл жизни в самой жизни. «Ты еси» — написано на фронтоне храма Аполлона в Дельфах (Греция), т.е. по словам В.В. Вересаева (ты существуешь, ты есть, и этого вполне достаточно, чтобы жить, ни о чем не думая, и радоваться жизни самой по себе). Но какая жизнь имеется в виду? Любая, независимо от моральных принципов? Просто выживание, несмотря ни на что? Даже в ситуации абсурда? Именно об этом размышляет Камю, не соглашаясь принять эту позицию и тем не менее затрудняясь ее опровергнуть. Тем более с такой трактовкой проблемы смысла (как некой цели человеческого существования — ясной и понятной), не соглашаются представители первой и гораздо более многочисленной группы верящих в существование Бога. Они ищут смысл у более высокой инстанции, а именно у Бога, сотворившего этот мир и человека в нем. Смысл может быть привнесен только оттуда, там определено предназначение человека. Кстати, так считает и Камю, ссылаясь на Ф.М. Достоевского. Но каков этот смысл, для чего сотворен человек и для чего он живет? В течение сотен и тысяч лет человек в лице его лучших интеллектуальных представителей ищет ответы на эти вопросы, ибо именно они определяют его мораль и соответствующий образ жизни, этику поведения.