Главные направления формирования рыночной экономики.

Содержание и закономерности переходной экономики.

ТЕМА 10. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА

Основные понятия и категории

 

Социальное равенство. Социальная справедливость. Социальная политика государства: главные цели и основные направления. Либеральный и консервативный подходы к проведению социальной политики. Доходы населения: денежные и натуральные, легальные и нелегальные, номинальные и реальные. Богатые, средние (средний класс) и бедные группы населения. Кривая Лоренца. Коэффициент (индекс) Джини. Децильный и квинтильный коэффициенты. Государственная политика перераспределения доходов: направления и методы (рыночные и нерыночные). Государственные трансфертные платежи.


10.1 Содержание и закономерности переходной экономики. Главные направления формирования рыночной экономики. Варианты перехода к рыночной экономике: «градуализм», «шоковая терапия».

10.2 Особенности переходной экономики России. Различные формы приватизации. Осуществление структурных сдвигов в экономике. Формирование открытой экономики.

 

 

Варианты перехода к рыночной экономике:

«градуализм», «шоковая терапия»

Переходная экономика– это характеристика состояния национальной экономики в переходный период, во время которого происходит ликвидация командно-административной системы управления (КАСУ) с присущим ей тотальным огосударствлением всех экономических процессов и формируются основы рыночной экономики.

Необходимость перехода от КАСУ к рыночной экономике была обусловлена в основном двумя недостатками КАСУ:

- медленной адаптацией к изменениям (прежде всего к изменениям в потребностях и, соответственно, в совокупном спросе);

- низкой эффективностью экономики вследствие подавления хозяйственной и трудовой инициативы.

Главными направлениями формирования рыночной экономикив переходный период являются:

I. Либерализация экономики– система мер, направленная на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни, которая включала:

- отмену государственного монополизма на осуществление хозяйственной деятельности (в условиях КАСУ 90 % предприятий в экономике России были государственными), в том числе и в сфере внешнеэкономических связей (внешней торговли, валютных расчетов и пр.);

- отмену централизованного распределения экономических ресурсов;

- либерализацию цен: переход от централизованно устанавливаемых и неизменных в течение длительного периода цен к рыночным ценам, которые формируются под воздействием рыночного спроса и предложения;

- резкое ограничение государственного контроля при осуществлении сделок на внутреннем и внешнем рынке.

II. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, что предполагало:

- создание равных возможностей и условий для всех экономических агентов;

- допуск на национальный рынок иностранных конкурентов;

- поощрение развития малого бизнеса;

- регулирование ценовой и сбытовой политики отраслей естественных монополий, которые становились объектом деятельности частного бизнеса.

III. Институциональные преобразования:

- изменение отношений собственности на основе ее разгосударствления прежде всего путем приватизации;

- формирование рыночной инфраструктуры;

- создание новой системы государственного регулирования экономики (ГРЭ), основанной прежде всего на экономических методах;

- разработка и принятие адекватного рыночной экономики хозяйственного законодательства.

IV. Структурные преобразования экономикис целью развития производств, выпускающих продукцию, пользующуюся спросом на внутреннем и внешнем рынках. Это означает приведение структуры экономики в соответствие со структурой потребностей.

V. Макроэкономическая стабилизация. Особое значение имеет финансовая стабилизация, т.к. длительное сохранение диспропорций в экономике во время КАСУ приводит к высокому всплеску инфляции в начале переходного периода. С целью сдерживания инфляции в переходный период необходимо:

- ограничить денежную эмиссию (сеньораж);

- уменьшать бюджетный дефицит;

- обеспечить положительную реальную процентную ставку.

Но стабилизация, в том числе и финансовая, наступает только в конце переходного периода, когда в экономике в основном сформировалась рыночная структура.

VI. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Прежде всего было необходимо осуществить переход к адресной и ощутимой государственной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода и формирование экономики с рыночной структурой. В России, как констатировал В. В. Путин, рыночная структура была сформирована к 2002 г., что означало окончание переходной экономики (начало – 1992 г., либерализация цен).

 

В разных странах варианты, темпы и длительность перехода к рыночной экономике существенно различались вследствие разных исходных условий:

- длительность существования КАСУ;

- доля частного сектора в экономике;

- масштаб структурных диспропорций в экономике и уровень ее милитаризации;

- уровень внутреннего и внешнего неравновесия (размеры инфляции, внутреннего и внешнего долга и пр.);

- трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

- степень открытости экономики и общества.

 

В странах с КАСУ переход к рыночной экономике осуществлялся на основе двух вариантов:

1) градуализм(эволюционный путь) – Китай, Венгрия;

2) «шоковая терапия» – Польша, Россия.

Различия двух вариантов состоят:

- в сроках осуществления системных преобразований;

- в степени охвата рыночными механизмами экономики;

- в объеме регулирующих функций государства.

Выбор варианта зависел от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

Градуализм– эволюционный переход – в основном использовался в странах:

- с преобладанием довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых были заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства;

- со сравнительно невысоким удельным весом тяжелой промышленности и ВПК;

- со стабильной финансовой системой;

- с преобладанием среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ.

«Шоковый вариант» являлся вынужденной мерой в условиях тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита. Механизм его осуществления включает:

- одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и переход к свободной торговле факторами производства;

- резкий переход от командно-административных методов к экономическим;

- ускоренную приватизацию государственной собственности;

- либерализацию внешнеэкономической деятельности, открытие внутреннего рынка и экономики для иностранного капитала.

Шоковый вариант приводит к очень негативным социально-экономическим последствиям:

- мощному всплеску инфляции вследствие значительного товарного дефицита и высокого монополизма производителей;

- резкому и значительному снижению жизненного уровня значительной части населения и усиления его дифференциации;

- оттоку капитала из реального сектора в наиболее прибыльный финансовый.