Особенности современной инфляции

ТЕМА 8. ИНФЛЯЦИЯ

Основные понятия и категории

Товары-эквиваленты. Товарный обмен. Товарное обращение. Всеобщий эквивалент. Товарные (полноценные) деньги. Функции товарных денег: мера стоимости, средство платежа, средство обращения, средство накопления, мировые деньги. Бумажные (символические, декретные) деньги; наличные деньги: банкноты, казначейские билеты, разменные монеты. Безналичные (кредитные) деньги. Банковские деньги. Электронные деньги. Национальная денежная система. Совокупный спрос на деньги. Предложение денег. Структура денежной массы. Денежные агрегаты: М0, М1, М2, М3. Ликвидность и доходность денежных агрегатов. Абсолютная ликвидность. Квазиденьги. Кредит: функции и формы. Принципы кредитования. Современная кредитная система и ее структура. Банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их операции. Маржа. Создание денег коммерческими банками. Первоначальный депозит. Обязательные и избыточные резервы коммерческих банков. Денежный мультипликатор. Денежно-кредитная политика государства. Виды денежно-кредитной политики: политика денежной экспансии («дешевых денег») и политика денежной рестрикции («дорогих денег»). Методы денежно-кредитной политики государства: общие и селективные. Инструменты денежно-кредитной политики государства: изменение учетной ставки процента, изменение нормы обязательных резервов, операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг. Долгосрочная монетарная политика.


8.1 Инфляция: сущность, виды, показатели. Особенности современной инфляции.

8.2 Социально-экономические последствия инфляции.

 

 

8.1 Инфляция: сущность, виды, показатели.

Инфляция(в переводе с латинского означает «вздутие») представляет собой сложное, многофакторное явление, которое возникает и развивается вследствие проявления различных диспропорций в экономике. Инфляция проявляется в понижении покупательной способности денег (обесценении денег) и одновременном росте цен.

Инфляция стала возможной с появлением денег и особенно бумажных денег, которые имеют низкую эластичность. Однако она носила временный характер и обычно вызывалась войнами, когда правительства воюющих стран прибегали к покрытию своих огромных военных расходов с помощью печатания денег без соответствующего их товарного обеспечения (сеньораж).

Хронический характер инфляция приняла лишь в ХХ в. и стала особо острой проблемой развития экономики в 1970–1980-х гг.

 

В экономической теории и практике выделяют различные виды инфляции, которые классифицируют по различным критериям (признакам):

I. По внешним формам проявленияразличают открытуюи подавленнуюинфляцию.

Открытаяинфляция имеет место в рыночной экономике и характеризуется постоянным ростом цен на товары и услуги. Население привыкает к ней, и она учитывается в экономической политике государства и в трудовых отношениях при заключении коллективных договоров между наемными работниками и работодателями.

Подавленнаяинфляция означает отсутствие открытого, явного повышения общего уровня цен. Этот вид инфляции имел место в бывших социалистических странах с командно-административной системой управления, где цены удерживались государством на неизменном уровне в течение многих лет. Проявлялась же подавленная инфляция в хроническом товарном дефиците, очередях, высоком уровне цен на черном рынке. Эта инфляция означала наличие большого неудовлетворенного спроса населения на фоне недостаточного предложения товаров и услуг и необходимости регламентированного распределения товаров. Подавленная инфляция (дефляцит) парализовала информационную функцию цен, способствовала криминализации экономики на основе перемещения товаров в теневую экономику. С переходом к рыночной экономике и либерализации цен подавленная инфляция переходит в открытую. Чем выше была подавленная инфляция в экономике, тем значительнее был скачок цен после их либерализации (в России в 1992 г. цены выросли в 26 раз).

II. По структуреразличают сбалансированную(одновременный и примерно одинаковый темп роста цен на большинство товаров) и несбалансированную(различный темп роста цен на разные товары и услуги, что затрудняет ориентацию экономических агентов в экономике и принятие ими рациональных решений).

III. По характеруразличают ожидаемую(поддается прогнозированию и учету в принимаемых решениях) и неожидаемуюинфляцию, которая проявляется во внезапном скачке товарных цен и не поддается контролю.

IV. По темпам роста различают(измерителями являются индексы цен, в том числе дефлятор ВВП, и уровень инфляции):

- низкуюинфляцию, которая сейчас характерна для большинства высокоразвитых стран мира. УИ = 1 – 3 %;

- умереннуюинфляцию, которая считается нормой. Современные кейнсианцы считают ее даже полезной для экономического развития, т.к. непрерывный умеренный рост цен стимулирует оживление на товарных рынках, повышает деловую активность, способствует расширению производства и занятости. УИ = 4 – 6 %;

- высокуюинфляцию, которая имеет место в России и не поддается понижению. УИ = 10 – 20 %;

- галопирующуюинфляцию, которая осуществляется обычно скачками, становится опасной и может перейти в гиперинфляцию. УИ > 20 %;

- гиперинфляцию, которая представляет наибольшую опасность. Она означает полное разбалансирование экономики: производство дезорганизуется, население «бежит» от обесценившихся национальных знаков (долларизация), проявляется ажиотажный спрос на недвижимость, твердую валюту, драгоценные металлы и пр. Гиперинфляция практически неуправляема, обычные методы воздействия государства на цены не действуют, и государство вынуждено обратиться к чрезвычайным неэкономическим мерам, вплоть до одновременного замораживания цен и заработной платы на несколько месяцев и проведения денежной реформы конфискационного типа.

Сейчас рамки гиперинфляции подняты, и она признается, если в экономике цены ежемесячно увеличиваются более чем на 50 % на протяжении не менее 3 – 4 месяцев.

V. По экономической природеразличают инфляцию спросаи инфляцию предложения.

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: инфляцией спроса (инфляцией покупателей) и инфляцией издержек (инфляцией продавцов). Это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна – со стороны спроса (избыток денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (рост производственных издержек).

Инфляция спроса обычно возникает при полной занятости и полной загруженности производственных мощностей. В этом случае повышение спроса на какой-либо товар вызывает производный спрос на ресурсы и последующий рост цен на них. Если часть ресурсов до этого была бы не задействована, они могли бы вовлекаться в производство при уже действующих ценах. Но рост спроса при полной загруженности мощностей и занятости не подкрепляется эластичным расширением предложения, поэтому цены растут.

Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:

- милитаризацией экономики и ростом военных расходов;

- дефицитом государственного бюджета и ростом внутреннего долга. Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежном рынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот Центрального банка;

- кредитной экспансией банков;

- эмиссией национальной валюты сверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активным платежным балансом (импортируемая инфляция);

- чрезмерных инвестиций в тяжелую промышленность.

Суть инфляции спроса иногда объясняют одной фразой: «Слишком большое количество денег охотится за слишком малым количеством товаров».

В результате этого в обращении возникает избыток денег по отношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеет место полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличить предложение товаров в ответ на увеличение спроса. Инфляцию спроса иллюстрирует рис. 8.1.

На первом отрезке кривой совокупного предложения (АЕ1АЕ2) общие расходы до такой степени низки, что объем валового внутреннего продукта отстает от своего максимального уровня. Уровень безработицы высок, большая доля производственных мощностей бездействует.

Рис. 8.1 Инфляция спроса

 

По мере роста спроса экономика вступает на второй (АЕ2АЕ3) отрезок кривой совокупного предложения: растет производство и растут цены. По мере расширения производства запасы исчерпываются, все труднее и труднее находить экономические ресурсы, т.к. привлечение квалифицированной рабочей силы требует более высокой оплаты, что приведет к росту издержек и, соответственно, цен.

Третий (АЕ3АЕ4) отрезок характеризуется полной занятостью, достижением максимального валового внутреннего продукта, т.е. экономика не может отвечать на рост спроса увеличением объема.

Единственное, что может вызвать увеличивающийся совокупный спрос (избыточный спрос), – это рост цен.

Условиями инфляции спроса являются:

- рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости;

- увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема;

- рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).

Если же экономика близка к полной занятости и загруженности производственных мощностей, то рост расходов населения, предприятий, государства на потребление смещает кривую совокупного спроса вверх, растут цены.

Другим видом инфляции является инфляция издержек (предложения), которая вызывается ростом цены любого из факторов производства, будь то земля, капитал или рабочая сила. Издержки производства повышаются, затем они переносятся на цену выпускаемой продукции. Подорожавший товар оплачивается покупателем.

Если для него этот товар является ресурсом для последующего производства, издержки повышаются и у него, что заставляет предпринимателя компенсировать потери повышенной ценой. Возникает своеобразный инфляционный передаточный механизм (инфляционная спираль). Инфляция издержек распространяется в стране подобно эпидемии.

Факторами инфляционного роста издержек являются:

- монополизация экономики и возрастание олигополистической практики ценообразования;

- налоговая политика, т.е. рост налогов, которая приводит к налоговой инфляции;

- рост номинальной заработной платы вследствие деятельности профсоюзов;

- рост цен на импортируемое сырье и энергоресурсы (импортируемая инфляция).

 

Рост издержек производства считали главной причиной инфляции представители неоклассической концепции. Если при инфляции спроса рост денежной массы приводит к росту цен, то в условиях инфляции издержек, наоборот, сначала растут цены, а затем увеличивается денежная масса.

Возможен и другой вариант, когда издержки растут, но в условиях насыщенного рынка предприниматель не может перекрыть рост расходов повышенной ценой. В этом случае сокращается прибыль, часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения. Совокупное предложение уменьшается, что неизбежно также приводит к общему росту цен.

Как видно из рис. 8.2, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения влево вверх (из АS1 в АS2). В итоге через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке (АЕ2), соответствующей более высокой цене.

 

Следует особо отметить, что в экономике одновременно действуют и факторы, увеличивающие совокупный спрос, и факторы, увеличивающие издержки. Поэтому следует говорить лишь о преимущественном действии тех или иных.

Набор причин инфляции и степень влияния каждой из них своеобразен для каждой страны, для каждого исторического периода и стадии экономического цикла. Поэтому в реальной действительности выделить два вида инфляции довольно трудно. Важно учитывать, какой вид инфляции является главным генератором инфляционного роста цен.

 

Монетаристы (М. Фридмен) вообще считают, что инфляция является чисто денежным явлением, которое возникает вследствие чрезмерного предложения денег, вызванного неверной государственной денежной политикой, прежде всего выпуском лишних денег (сеньораж) с целью покрытия бюджетного дефицита. Поэтому государство, реализуя долгосрочную монетарную политику путем постепенного умеренного (4–5 % в год) увеличения денежной массы в экономике, способно свести инфляцию к минимуму.

 

Рис. 8.2 Инфляция предложения

 

Следует особо отметить, что в отдельных случаях возможен рост цен, не обусловленный инфляционными процессами. Цены могут повышаться в силу улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов, изменения общественных потребностей. Рост цен, связанный с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка, также нельзя считать инфляционными. Повышение производительности труда при прочих равных условиях должно вести к повышению цен, но это будет, как правило, не инфляционный, а в определенной мере логичный, оправданный рост цен.

Для изучения феномена и взаимосвязи факторов инфляции нередко используется кривая Филлипса. Она иллюстрирует обратную связь между движением цен (и заработной платы) и уровнем безработицы (рис. 8.3). Эту связь впервые установил в конце 1950-х гг. английский экономист Филлипс. Он обратил внимание на то, что в условиях депрессии, для которой характерно снижение или, по крайней мере, торможение цен, наблюдается рост безработицы. С наступлением подъема происходит рост цен (повышенный спрос на товары), а уровень безработицы снижается.

На рис. 8.3 P означает уровень инфляции, а – уровень безработицы в процентах.

Уровень заработной платы и уровень занятости взаимосвязаны.

С повышением заработной платы занятость растет, а безработица снижается. Но повышение заработной платы означает рост издержек, а следовательно, и цен. Повышение же цен, как правило, означает снижение безработицы. Рост цен (инфляция) выступает в качестве платы за сокращение безработицы.

Зависимость первоначально показывала связь безработицы с изменениями зарплаты: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен.

 

Рис. 8.3 Кривая Филлипса

 

Инфляция и безработица – две острые и взаимосвязанные проблемы. Чем выше темпы инфляции, тем ниже размеры безработицы.

Чем ниже темп инфляции, тем большее число людей вынуждены заниматься поиском работы.

При выработке экономической политики приходится выбирать: либо инфляция, либо безработица. Практически идет поиск наиболее приемлемого сочетания двух «зол».

Подходы к решению проблемы искомого сочетания инфляции и безработицы неодинаковы у представителей кейнсианской концепции и теории монетаризма. Кейнс исходил из того, что стимулирование денежного спроса (небольшая инфляция) будет способствовать повышению уровня занятости. Фридмен утверждал, что равномерный рост денежного предложения и устранение бюджетного дефицита ведут к торможению инфляции, стабильному экономическому росту и «нормальной» занятости. Кейнс делал упор на гибкую денежную политику и рост денежной массы, Фридмен был сторонником жесткой денежной и фискальной политики.

Следует особо отметить, что кривая Филлипса «работает» в относительно короткие периоды роста безработицы и снижения производства. В долгосрочном периоде эта кривая представляет собой вертикальную прямую, иначе говоря, показывает отсутствие зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы. В условиях длительного периода кривая «взлетает вверх», становится «крутой».

Проще говоря, возникает так называемая стагфляция, характеризующаяся сохранением высокой безработицы при одновременном инфляционном росте цен.

 

В настоящее время инфляционные процессы охватили все страны мира, хотя их интенсивность и характер значительно различаются по странам, что требует тщательного анализа инфляции и выработки эффективной антиинфляционной политики. Следует особо выделить особенности современной инфляции:

1) она носит всеобщий, мировой характер, практически охватила все страны мира;

2) в разных странах инфляция развивается разными темпами, неравномерно, скачкообразно в зависимости от фазы экономического цикла, степени государственного регулирования экономики;

3) инфляция носит не эпизодический, а непрерывный характер (ацикличность инфляции);

4) до середины 1980-х гг. во многих развитых странах имела место галопирующая инфляция, сейчас низкая и умеренная. В России в 2000-х гг. инфляция остается высокой, в 2005 г. УИ = 12 %, в 2006 г. УИ составил 9 %, в 2007 г. − 11,7 %.