Государственные финансы, их функции и структура
Финансы и финансовая система.
ТЕМА 6. ГОСБЮДЖЕТ И НАЛОГИ
Основные понятия и категории
Роль «ночного сторожа»; «laissez faire – laissez passer». Общественные блага. Внешние эффекты. Государственное воздействие на экономику. «Кейнсианская революция». Эффективный спрос. Огосударствление экономики. Неоконсервативное направление. Эффективное предложение. Экономические функции государства. Система государственного регулирования экономики. Формы и методы (экономические и административные), возможности и границы государственного регулирования экономики.
6.1 Финансы и финансовая система. Государственные финансы, их функции и структура.
6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы. Проблема сбалансированности госбюджета в современной экономической теории и практике. Государственный долг. Управление государственным долгом.
6.3 Налоги и их виды. Прямые и косвенные налоги. Пропорциональные, прогрессивные налоги. Налоговая система и ее особенности в современной России. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера.
6.4 Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: цели, виды, инструменты. Политика встроенных стабилизаторов экономики (автоматическая). Дискреционная фискальная политика. Особенности фискальной политики в современной России.
Финансыхарактеризуют процессы создания, распределения и использования фондов денежных средств. Отношения, возникающие между экономическими агентами в процессе движения этих фондов денежных средств, называются финансовыми. Финансовые отношения очень многообразны и включают:
1. отношения государства с предприятиями и организациями (обязательные платежи, налоги, ассигнования из бюджета, дотации, субсидии и т.п.);
2. отношения между самими предприятиями и организациями (финансовые расчеты между поставщиками и потребителями, штрафные санкции, неустойки, вознаграждения и пр.);
3. отношения государства с населением (налоговые платежи, социальные выплаты и льготы, государственные займы и пр.);
4. отношения между государствами (внешние займы, кредиты, экономическая помощь).
В процессе формирования, распределения и использования финансов складывается следующая финансовая система:
1) финансы частных предприятий, организаций, различных фондов, которые необходимы им для организации своей деятельности;
2) государственные финансы, которые формируются путем перераспределения государством национального дохода страны в целях образования денежных фондов, необходимых государству для осуществления своих функций.
Функции государственных финансов:
- обеспечение существования государстваи выполнение им своих функций в условиях фактического отсутствия у него собственных доходов;
- распределительная функциязаключается в воздействии государства на формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, на фонды накопления и потребления и т.п., т.е. на перераспределение национального дохода;
- стимулирующая функцияреализуется посредством воздействия государства через финансовую систему на социально-экономическое развитие страны с целью ускорения НТП, проведения структурной перестройки экономики, повышения или сдерживания хозяйственной активности;
- контрольная функцияосуществляется по двум направлениям:
а) для анализа деятельности государственных предприятий и служб;
б) для проверки выполнения финансовых обязательств частным сектором (государственные ревизоры, государственные налоговые службы) в формах контроля:
- за правильностью уплаты налогов;
- за формами использования льготного налогообложения;
- за сроками поступлений налогов.
Структура государственных финансов:
1. Бюджеты разных уровней (консолидированный бюджет):
– государственный бюджет;
– бюджеты субъектов РФ;
– местные бюджеты разного уровня (районные, городские).
2. Специальные государственные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения.
Бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды государства называются бюджетом расширенного правительстваи представляет собой бюджетную систему страны.
3. Финансы государственных предприятий и организаций.
Источники формирования государственных доходов:
- внутренние– это национальный доход страны, в процессе перераспределения поступающий в бюджеты и специальные государственные внебюджетные фонды, а также национальное богатство страны (продажа золото-валютного запаса, государственных предприятий или определенного пакета их акций и т.п.), созданные внутри страны;
- внешние– это национальный доход других государств (внешние займы) или национальное богатство других стран (финансовое ограбление, обычно во время войн).
Методы формирования государственных доходов:
1) основной – взимание налогов(80–90 % государственных доходов);
2) государственные займы;
3) эмиссия бумажных денег(сеньораж). Эмиссия используется, когда на рынке ссудного капитала складывается неблагоприятная ситуация для выпуска новых займов. Эмиссия – крайний и нежелательный способ формирования государственных доходов, т.к. приводит к инфляции спроса.
Государственные расходысвязаны с осуществлением государством своих политических и экономических функций.
Структура государственных расходов:
1) государственный бюджет (70 % расходов государства);
2) местные бюджеты. Основная часть их расходов приходится на социальные мероприятия и управление местным хозяйством;
3) специальные внебюджетные фонды осуществляют расходы по социальному, медицинскому, пенсионному страхованию и пр.;
4) финансы государственных предприятий:
а) текущие расходы;
б) инвестиции.
6.2 Государственный бюджет: доходы и расходы.