На социально-экономическое развитие

Объективные предпосылки государственного воздействия

ТЕМА 5. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

Основные понятия и категории

Экономическое развитие общества. Общественное воспроизводство: простое, расширенное, сокращающееся. Национальная экономика: статичная, динамичная, кризисная. Экономический рост. Виды экономического роста: экстенсивный (недифференцированный) и интенсивный (дифференцированный). Факторы и показатели экономического роста. Короткие и среднесрочные циклы в экономике. Экономический или промышленный цикл. Фазы экономического цикла: экономический кризис, депрессия, оживление, подъем. Разрушительная и созидательная функции экономических кризисов. Теории длинных волн в экономике. Волны Кондратьева.


5.1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной. Объективные предпосылки государственного воздействия на социально-экономическое развитие.

5.2 Экономические функции государства. Формы и методы государственного регулирования экономики. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

 

 

5.1 Эволюция взглядов на роль государства в экономике и формирование основных экономических школ: классической, кейнсианской, неоконсервативной.

 

Государство с момента своего появления играло и играет определенную роль в обеспечении нормального функционирования экономики. Однако степень его вмешательства в экономику (влияние на экономические процессы) на разных этапах развития была довольно различна. В связи с этим выделяют два этапа в экономической истории общества, в которых государство играло различную роль в рыночной экономике.

Первый этап(XVIII–XIX вв., вплоть до 1920-х гг.) характеризовался бурным развитием экономики. Основные вопросы экономики успешно решались на основе функционирования рыночного механизма, поэтому государство выполняло довольно ограниченные функции, которые сводились в основном к следующему:

- обеспечению обороноспособности страны и содержанию военного арсенала;

- поддержанию правопорядка;

- защите прав собственности;

- обеспечению нормального денежного обращения;

- взиманию налогов для наполнения государственной казны,

- контролю и учету расходования бюджетных средств.

В этот период государство выполняло роль «ночного сторожа», практически не вмешиваясь в экономические процессы.

Впервые наиболее полно роль государства в этот период проанализировал Адам Смит, ставший родоначальником идей экономического либерализма классической 1096 школы в экономической теории. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он отмечал, что рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука», частный интерес, связанный со стремлением к личной выгоде, что выступает главной и мощной побудительной силой экономического развития. А. Смит считал, что экономика функционирует эффективнее, если исключить ее регулирование государством. Лучший вариант для государства – это проводить политику «laissez faire – laissez passer» (дословно «пусть идет, как идет»), т.е. невмешательства в экономику. Поскольку главным координатором в экономике выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

Второй этапобозначился в начале XX в. и продолжается по сей день. Он характеризуется созданием и широким использованием государственного механизма воздействия на экономику.

Объективными предпосылками необходимости государственноговоздействия на социально-экономическое развитие явились следующие факторы:

- возросшие масштабы производства и усложнение связей между экономическими агентами в начале XX в. потребовали координации и поддержания определенных пропорций на макроуровне путем проведения антициклического регулирования экономики (Великая депрессия 1929–1933 гг.);

- усиление монополистических структур сдерживало конкуренцию и требовало проведения антимонопольного регулирования;

- необходимость подготовки к войнам, их ведение, поддержание обороноспособности страны требовало концентрации экономических ресурсов;

- излишне неравномерное распределение доходов в обществе приводило к социальной нестабильности и требовало частичного их перераспределения государством через госбюджет;

- необходимость коллективного потребления или удовлетворения общественных потребностей требовала производства общественных благза счет государственного бюджета (здравоохранение,

- образование, производственная и социальная инфраструктура);

- проявление внешних эффектов(загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам) и необходимости их устранения;

- обострение глобальных проблем (экологическая, продовольственная, сырьевая и другие проблемы) и их решение на государственном и международном уровне.

Государственное воздействие на экономикупредставляет собой совокупность различных форм, методов и инструментов, которые направлены:

1) на стабильное устойчивое развитие экономики;

2) на обеспечение эффективной деятельности хозяйствующих субъектов и всей рыночной конъюнктуры с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма;

3) на решение социальных проблем для достижения социальной справедливости.

Коротко можно сформулировать, что государство должно было обеспечить эффективность, стабильность и социальную справедливость.

 

Впервые необходимость широкого вмешательства государства в экономику была обоснована английским экономистом Джоном Мейнардом Кейнсомв его широко известной работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). Он произвел поистине настоящую революцию в экономической теории, которая получила название «кейнсианской революции».

В противовес классическим воззрениям на рыночную экономику как саморегулирующуюся систему Кейнс доказал, основываясь на опыте Великой депрессии (1929–1933), невозможность самоисцеления экономики, выхода ее из глубокого экономического кризиса без вмешательства государства. Тем самым он обосновал необходимость проведения активной государственной политики с использованием многообразных форм государственного регулирования экономики с целью приведения в равновесие совокупного спроса и совокупного предложения, выведения экономики из кризисного состояния и обеспечения стабильного развития. Центральной задачей государства, считал Кейнс, было стимулирование эффективного спроса.

Кейнсианская концепция легла в основу Нового курса Ф. Рузвельта в США, с помощью которого он вывел страну из глубочайшего экономического кризиса 1929 – 1933 гг. Однако проведение этого курса экономической политики характеризовалось значительным огосударствлением экономики, что проявилось в следующем:

- государство стало перераспределять через госбюджет значительную часть национального дохода страны. Собирая средства через налоговую систему, государство направляло их на расширение инвестиционного спроса и увеличение занятости населения путем строительства государственных предприятий и объектов производственной инфраструктуры, покупки нерентабельных предприятий и их финансирования;

- широкое распространение получила практика государственных заказов крупному бизнесу;

- на государственном уровне стали составляться прогнозы и разрабатываться программы социально-экономического развития страны и отдельные целевые программы.

Кейнсианская концепция безраздельно господствовала вплоть до середины 1970-х гг., и экономическая политика многих государств формировалась, исходя из основных положений этой теории. Однако во время самого тяжелого после Второй мировой войны экономического кризиса 1974–1975 гг. наиболее ярко обозначились негативные последствия кейнсианской концепции и экономической политики, построенной на ней.

Главный недостаток кейнсианской концепциизаключался в том, что государство чрезмерно вмешивалось в экономику, взяв на себя непомерные функции и перейдя границы своих финансовых возможностей. Это привело к дефициту госбюджета, резкому увеличению налогов, снижению деловой активности в экономике. Все чаще правительство с целью покрытия дефицита бюджета стало прибегать к кредитам и печатанию денег (сеньоражу). Это породило инфляцию. Мало того, во время кризиса 1974 – 1975 гг. проявилась «английская болезнь» – стагфляция, означавшая одновременное сочетание таких явлений, как застой экономики, высокий уровень безработицы и рост цен (ранее инфляция имела место только в фазах оживления и подъема).

Таким образом, кейнсианские рецепты стимулирования развития экономики путем дефицитного финансирования привели к раскручиванию инфляционной спирали. В это время перед государством встала проблема: как стимулировать производство и занятость, не стимулируя инфляцию.

Кроме того, экономическая политика, основанная на кейнсианской концепции, стала тормозом развития НТР, проведения структурной перестройки экономики и перевода экономики на ресурсосберегающий тип экономического роста. Бюрократизация системы управления, изъятие значительной части прибыли предприятий через налоги существенно ограничивали свободу предпринимательства, мобильность действий.

 

В противовес кейнсианской концепции во второй половине 1970-х гг. появилось неоконсервативное направлениев экономической теории, сторонники которого на новом уровне возродили идею классиков о том, что рыночная экономика может успешно развиваться при минимальном вмешательстве государства. Они считали, что на макроуровне нужно не столько непосредственное вмешательство государства через фискальную политику, сколько создание государством условий для эффективного функционирования рынка.

Неоконсервативное направление объединило сторонников трех теорий: эффективного предложения (А. Лаффер), рациональных ожиданий (Р. Лукас), монетаризма (М. Фридмэн).

Представители неоконсервативной концепции выступали за расширение свободы предпринимательства и неограниченную конкуренцию. Они считали, что регулирование необходимо проводить на микроуровне (а не на макроуровне, как кейнсианцы) с целью стимулирования эффективного предложения.

Эти идеи нашли отражение в экономической политике, проводимой правительствами многих стран в 1980-х гг. Наиболее последовательными ее вариантами явились «тэтчеризм» в Англии и «рейганомика» в США. В ходе реализации этой политики были существенно снижены налоги на прибыль и подоходные налоги с населения, значительно уменьшены государственные расходы (в первую очередь социальные), проведена политика ускоренной амортизации, реализована жесткая монетарная политика с целью обуздания инфляции.

Все это вместе взятое способствовало успешному развитию НТР, переходу развитых стран к ресурсосберегающему типу экономического роста путем глубокой структурной перестройки всей экономики. Также были значительно снижены и темпы инфляции, которая перешла в вялотекущее и управляемое состояние. Однако следует отметить, что проблема дефицита госбюджета не только не была решена, но и все более обострялась.

 

В настоящее время переосмыслена роль и значение различных теоретических концепций. Большинство экономистов вполне разумно считают, что формы, методы и глубина вмешательства государства в экономику прежде всего определяются и должны определяться той конкретной экономической ситуацией, которая сложилась в той или иной стране.

Вне зависимости от изменений концепций или применения сразу нескольких из них в конкретных ситуациях на протяжении всего периода начиная с 1920-х гг. шел поиск форм, методов и границ вмешательства государства в экономику с целью обеспечения нормального функционирования рынка как основы рационального хозяйствования.

Развитие рыночной экономики во второй половине ХХ в. выявило четко обозначившуюся тенденцию значительного расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере. При этом общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность в наибольшей степени достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике должна заключаться не в корректировке рыночного механизма, а в создании условий для его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно; регулирующее воздействие государства, везде, где необходимо.