Изменения в государственных расходах.

Рис. 3.1 Простая макроэкономическая модель

Совокупный спрос (AD)отражает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который домохозяйства, фирмы, государство и заграница готовы купить при любом возможном уровне цен. Эта зависимость отрицательная, что определяет расположение кривой AD на графике (рис. 3.2).

Характер кривой AD определяется тремя факторами:

- эффектом процентной ставки.При постоянном объеме денежной массы в экономике повышение уровня цен приводит к увеличению спроса на деньги, что повышает процентную ставку и соответственно снижает потребительские расходы и инвестиции, то есть уменьшается совокупный спрос (АD);

- эффектом богатства. При повышении цен происходит уменьшение реальной стоимости или покупательной способности накопленных финансовых активов (активов с фиксированной стоимостью – срочные счета или облигации). Население в силу этого становится беднее и сокращает свои расходы, что приводит к сокращению совокупного спроса (АD);

- эффектом импортных закупок.Если уровень национальных цен увеличивается по сравнению с ценами за рубежом, то будут больше покупать импортных товаров вместо отечественных, а иностранцы соответственно будут покупать меньше отечественных товаров. Это приведет к уменьшению экспорта и увеличению импорта, то есть чистый экспорт уменьшится и приведет к уменьшению совокупного спроса (АD).

Таким образом, изменения в уровне цен приводит к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, фирм, правительства, зарубежных потребителей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства.

Рис. 3.2 Кривая совокупного спроса

 

Структура совокупного спроса характеризуется ВВП по расходам:

ВВП по расходам = АD

АD = C + I + G + X

 

Неценовые факторы (детерминанты) совокупного спроса (AD):

1. Изменения в потребительских расходах, которые определяются изменениями:

- благосостояния потребителей вследствие изменения стоимости финансовых активов (курсов акций и облигаций) и недвижимости (домов, земли);

- в ожиданиях потребителей;

- задолженности потребителей;

- налогов.

2. Изменениями в инвестиционных расходах,которые определяются изменениями:

- процентных ставок (рост денежной массы приводит к снижению процентной ставки и росту инвестиций, и наоборот);

- налогов в предприятий;

- технологий производства;

- избыточных мощностей.

4. Изменения чистого экспортавследствие изменения:

- национального дохода и соответственно уровня благосостояния в других странах;

- валютных курсов.

Под воздействием неценовых факторов происходит изменение совокупного спроса (AD) в экономике, что соответствует смещению кривой совокупного спроса на графике (рис. 3.3).

Рис. 3.3 Смещение кривой совокупного спроса (AD) под воздействием неценовых факторов

3.2 Совокупное предложение. Неценовые факторы предложения

Совокупное предложение (AS)отражает уровень наличного реального объема национального производства при каждом возможном уровне цен.

В экономической теории существуют большие разногласия по поводу природы и формы кривой AS.

Рис. 3.4 Классическая модель Рис. 3.5 Кейнсианская модель Рис. 3.6 Современная модель

совокупного предложения совокупного предложения совокупного предложения

 

Неценовые факторы (детерминанты) совокупного предложения (AS):

1. Изменение цен на экономические ресурсы(внутренние, импортные).