Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции и монополии

На совершенно конкурентном рынке действуют предприятия, объем продаж которых составляет лишь малую долю от совокупного рыночного оборота, так что увеличение или уменьшение объема продаж предприятия не изменяет заметно величину общего рыночного предложения. Поэтому рыночная цена товара, а следовательно, и рыночный спрос на товар отдельного продавца никак не изменяются от его действий. В терминах экономической теории это означает, что спрос на товар отдельного предприятия является абсолютно эластичным. Кривая такого спроса представляет собой горизонтальную линию (рис. 4.6).

Рис. 4.6. Кривая спроса на товар отдельной фирмы
на конкурентном рынке

 

Поскольку цена товара конкурентного предприятия не зависит от объема его продаж, то валовой доход предприятия (TRtotal revenue) при любом объеме производимой продукции будет равен произведению рыночной цены на количество проданной продукции. При этом предельный доход (MRmarginal revenue), т. е. прирост дохода, связанный с продажей каждой дополнительной единицы продукции, будет равен цене продукции. Цене будет равен и средний доход (ARaverage revenue), рассчитанный путем деления TR на количество единиц проданной продукции.

Например, некто продал на рынке 100 кг картофеля при рыночной цене 15 руб. за 1 кг. Его валовой доход составит 1500 руб. Средний и предельный доходы будут равны рыночной цене, т. е. 15 руб. На графике кривые среднего и предельного дохода, а также спроса сливаются в одну горизонтальную линию. Линия валового дохода изображается как прямая, постоянно восходящая линия (рис. 4.7).

Если графическое изображение валового дохода совершенно конкурентного предприятия представляет собой восходящую прямую линию, то линия валовых издержек всегда является S-образно изогнутой кривой, которая пересекает линию валового дохода в двух точках, характеризующих нулевую прибыль (рис. 4.8).

Рис. 4.7. График валового (TR), предельного (MR)
и среднего (AR) доходов фирмы

 

TC TR
Такая конфигурация кривых валового дохода и валовых издержек обусловлена тем, что при небольшом объеме производства постоянные издержки превышают валовой доход, затем доход обгоняет затраты, поскольку постоянные издержки не растут, но по достижении некоторого оптимального сочетания факторов производства издержки начинают вновь возрастать.

Рис. 4.8 Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска) методом сравнения валового дохода и валовых издержек

Q0 – количество продукции, в результате продажи которой получают наибольшую прибыль; Q1 и Q2 – соответственно количество продукции, при продаже которой прибыль равна нулю.

Наиболее простым решением задачи максимизации прибыли является сравнение валового дохода и валовых издержек при каждом из возможных объемов производства. Предприятие, ориентированное на получение максимальной прибыли, должно ограничить объем своего производства таким уровнем, при котором прибыль становится максимальной. Как это определить?

На практике в процессе налаженного производства нередко встает вопрос о целесообразности увеличения производства. В таком случае необходимо рассчитать, что может дать предприятию производство дополнительного количества продукции. Решается эта задача методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС), т. е. дополнительных дохода от прироста продукции и издержек на ее производство. До тех пор, пока расширение производства обеспечивает более быстрый рост дохода по сравнению с ростом издержек, предприятию выгодно наращивать производство, так как прибыль на этом отрезке увеличивается. Переломной является точка, в которой достигается равенство дополнительного дохода и дополнительных издержек (MR = MC). За пределами этой точки прибыль от наращивания производства будет достаточно быстро сокращаться.

Таким образом, объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам, является оптимальным (обеспечивающим максимальную прибыль), а соответствующая точка Q0 на графике называется точкой оптимального объема производства(рис. 4.9).

Оба метода сравнения (валовых либо предельных дохода и издержек) дают одинаковый результат при расчете оптимального объема производства с точки зрения получения максимальной прибыли. При использовании метода сравнения валовых дохода и издержек сумма экономической прибыли определяется как простая разница между ними: TRTC.

При расчете методом сравнения предельных дохода и издержек сумма прибыли определяется как произведение объема продукции в точке MR = MC на разницу между рыночной ценой и средними валовыми издержками, т. е. прибылью на единицу продукции, в той же точке.

Рис. 4.9. Определение максимальной прибыли (оптимального выпуска)
методом сравнения предельного дохода и предельных издержек
(в точке Q0 MR = MC)

 

На практике нередко возникают ситуации, когда предприятие вынуждено думать не о максимизации прибыли, а о минимизации убытков. Это случается чаще всего в связи с внезапным падением рыночной цены. Прекращение производства в этой ситуации не является наилучшим выходом, так как все равно приходится нести постоянные издержки. Если рыночная цена падает ниже минимума средних валовых издержек, но выше минимума средних переменных издержек, то более оптимальным решением является выпуск продукции в объеме, определяемом точкой пересечения предельного дохода и предельных издержек (MR = MC). В этом случае минимальный убыток исчисляется площадью прямоугольника со сторонами Q
(в точке MR = MC) и разнице (РATC) в той же точке.

Если же рыночная цена опускается ниже минимальных переменных издержек предприятия, то наиболее оптимальным решением является прекращение продаж в расчете на повышение цен в следующем периоде. Прекращение продаж вызывает превышение спроса над предложением и последующий рост цен. Именно так поступают дальновидные производители сельскохозяйственной продукции, не продавая ее всю сразу после сбора урожая, а растягивая на зимне-весенний период до следующего урожая. Кроме того, период краткосрочного прекращения производства можно использовать для модернизации технологического процесса с целью уменьшения валовых издержек.

Совершенная конкуренция является только абстрактной моделью, удобной для объяснения рыночного поведения экономических агентов. В реальной жизни чисто конкурентных рынков не существует. Их нет не только со стороны предложения, которое характеризуется организаторскими способностями предпринимателя, наличием у него информации о конъюнктуре рынка, совершенностью связей с банками и государственными учреждениями, готовностью к нововведениям и рядом других особенностей. Ее нет и со стороны спроса, так как у покупателей разные вкусы, требования к внешнему виду товара и поведению продавца в процессе общения с ним, так что совершенно конкурентным спрос может быть только в случае, если продукция или услуги предприятия совершенно идентичны и не имеют заменителей.

В связи с таким разнообразием особенностей предложения и спроса положение каждого продавца по-своему уникально, что вносит элементы монополизма в его поведение. Но и монополий в чистом виде тоже не существует. Даже у самых крупных монополистов, какими являются транснациональные корпорации, есть конкуренты в лице других корпораций, а также предприятий, производящих продукцию, способную служить заменителями продукции монополиста. Например, предприятия, производящие пластмассовые изделия, в ряде случаев составляют конкуренцию сталелитейным корпорациям.

Однако для понимания методов максимизации прибыли монополистами целесообразно рассмотреть абстрактную модель простой монополии, т. е. предприятия, которое является единственным производителем данного товара и в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию по одной цене всем своим покупателям.

Кривая спроса на продукцию монополиста является такой же, как кривая спроса на продукцию всей отрасли, т. е. имеет отрицательный наклон (с левого верхнего угла в правый нижний угол). Но реальные свойства кривой монополисту неизвестны, он узнает их с помощью статистического анализа либо методом проб и ошибок.

Поскольку количество продукции, которое может быть продано на монопольном рынке, зависит от цены, монополист ведет себя совершенно иначе, чем конкурентный продавец. Он не принимает рыночную цену как объективную данность, а выбирает такую комбинацию цены и количества товара, которая приносит ему максимальную прибыль. Исходя из того, что монополист ищет наиболее выгодную цену из набора возможных цен, его называют «искателем цены».

При расчете оптимального объема продаж монополист точно так же, как совершенно конкурентное предприятие, ориентируется по соотношению предельного дохода и предельных издержек. Если производство дополнительной единицы товара сверх достигнутого уровня увеличит доход в большей мере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпуска позволяет снизить издержки на величину, превышающую снижение доходов, то выпуск следует сократить.

Ввиду того, что кривая спроса на продукцию монополиста является убывающей, объем продаж он может увеличить только за счет снижения цены.

Рассмотрим на конкретном примере соотношение совокупного и предельного доходов монопольного предприятия (табл. 4.4) и их графическое изображение (рис. 4.10,а, б).

Таблица 4.4