Конкуренция: сущность, виды. Модели рынков с различной конкурентной средой

Классификация рынков по различным критериям

Классификация рынков по различным критериям. Структура и инфраструктура рынка

Рынок – это не только абстрактное понятие. Рынок - это сложное образование, имеющее богатую структуру. При характеристике рынка совершенно недостаточно рассматривать рынок вообще. На практике он состоит из множества конкретных рынков, каждый из которых функционирует как по общим, так и специфическим законам.

Для классификации таких конкретных рынков можно использовать различные критерии и выделить разные типы рынков (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Критерии рынка Тип рынка
1. По степени развития Развитый, формирующийся
2. По территории Мировой, региональный, национальный, местный
3. По объектам продаж Потребительский, факторов производства и технологий, информационный, рабочей силы, финансовый, фондовый; услуг и т. д.
4. По соответствию законодательству Легальный, нелегальный (теневая экономика)
5. По насыщению товарами Равновесный (насыщенный), дефицитный (ненасыщенный), избыточный (перенасыщенный)
6. По уровню регулирования Свободный, регулируемый
7. По конкурентной среде Чистой конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции и т. д.

Вместе взятое многообразие таких «узких» рынков составляет структуру рынкавообще, наполняя конкретным содержанием (жизнью, движением и сложностью взаимодействия) абстрактное понятие «рынок».

Чтобы сформировать достаточно полное представление о конкретном рынке, необходимо провести его анализ по различным критериям.

Следует учесть, что рыночная экономика может находиться на различных ступенях своего развития. В зависимости от этого рынок характеризуется как развитый со всеми присущими ему атрибутами или формирующийся, т. е. находящийся на той или иной стадии своего развития.

Имеет основание и деление рынков по пространственному признаку. Здесь следует различать местный, национальный, региональный, а также мировой рынок.

Национальный рынок - это совокупный внутренний рынок страны, взятый в целом.

Обычно национальный рынок состоит из определенного числа региональных рынков. Региональный рынок представляет собой рынок, ограниченный определенной территорией.

На основе процесса интернационализации производства посредством дальнейшего развития процессов международного разделения труда и специализации отдельных стран на производстве определенных видов продукции сформировался мировой рынок, который, по существу, включает в себя все страны мира. Конечно, степень участия различных стран в международном обмене (рынке) далеко не одинакова, но в настоящее время нельзя представить себе страну, которая пусть даже в небольшом масштабе не участвовала бы в мировых рыночных отношениях.

С точки зрения соответствия действующему законодательству различают легальный (официальный) и нелегальный («теневая экономика») рынки. Следует иметь в виду, что нелегальными считаются не только рынки отдельных, запрещенных к продаже товаров (например, наркотиков, оружия), но и те рынки, где скрывается сам факт купли-продажи с целью скрытия доходов от налогообложения.

Также существуют рынки с различной степенью ограничения конкуренции, которая лежит в основе действия рыночного механизма. Здесь выделяют рынки совершенной конкуренции, чистой монополии, олигополии, монополистической конкуренции, монопсонии, олигопсонии, двусторонней монополии. Более подробно эти модели рынков будут рассмотрены в третьем вопросе данной темы.

Можно характеризовать рынки и по насыщению товарами. Обычно различают дефицитный, равновесный и избыточный рынок.

Не менее важным структурообразующим фактором классификации рынков является экономическое назначение объектов рыночных отношений. В соответствии с этим критерием рынки делятся на рынки потребительских товаров и рынки факторов производства. Под последними понимаются рынки недвижимости, труда и капитала.

На рынке недвижимости продаются и покупаются участки земли, производственные и жилые помещения.

На рынке труда осуществляется купля-продажа рабочей силы. Организационной формой этого рынка является биржа труда, о которой пойдет речь дальше.

Более сложную структуру имеет рынок капитала. Он состоит из двух частей.

Во-первых, выделяют рынок денежных (ссудных) капиталов, где аккумулируются (накапливаются) значительные временно свободные денежные средства и под определенные проценты даются в ссуду (взаймы) нуждающимся в них производителям благ и услуг.

Во-вторых, важное значение имеет и рынок производительного капитала, на котором объектами купли-продажи являются необходимые для производства материальные блага и услуги. Рынок производительного капитала, таким образом, состоит из рынков сырья, материалов, топлива, энергии, станков, оборудования, ноу-хау, патентов и пр.

Классификация рынков по объектам продаж является самой емкой и имеет большое значение для характеристики развития рыночных отношений в каждой стране. Рассмотрение ее может составить предмет особого изучения.

Здесь же следует отметить, что все названные рынки взаимосвязаны и органически взаимодействуют в своем становлении и развитии. Нарушения же и сбои в любом из них по «цепочке» передаются во все другие.

Нормальное функционирование рыночной экономики невозможно без развитой инфраструктуры рынка, которая представляет собой целую систему обслуживания рынка, обеспечивающую движение товара от производителя к потребителю. Эта система довольно разнообразна и включает пять видов обслуживания рынка: торговое, финансовое, информационное, рекламное и транспортно-склад-ское.

Чтобы товар был не только произведен, но и дошел до потребителя, необходимо прежде всего создать целостную систему торгового обслуживания рынка, которая включает оптовую и розничную торговлю, товарные биржи и торговые дома, аукционы, коммерческие посреднические фирмы.

Значительную часть этой системы составляет оптовая торговля, т. е. посредническая торговля между производителями и торговцами.

В ходе оптовой торговли продаются и покупаются крупные партии товаров, которые впоследствии дробятся и продаются их непосредственным потребителям. Поэтому оптовая торговля имеет в основном посреднический характер, опосредует связь между производителями и потребителями. В ходе оптовой торговли окончательно реализуются только товары производственного потребления (станки, оборудование, полуфабрикаты и пр.), которые чаще всего реализуются напрямую (минуя посредников) и значительными партиями.

Организация оптовой торговли требует развития сети товарныхбирж, аукционов, ярмарок, оптово-сбытовых учреждений производителей товаров и оптово-закупочных учреждений розничных торговцев, а также функционирования большого числа торговых агентов, брокеров, дилеров.

Развитый рынок требует наличия разветвленной системы финансового обслуживания с ее институтами: фондовыми и валютными биржами, банками, аудиторскими и страховыми компаниями.

Для нормально функционирующей рыночной экономики характерны постоянное появление временно свободных денежных средств у одной части предпринимателей и населения и в то же время нехватка денег у другой. Обеспечить движение денег, их рациональное использование призвана финансово-кредитная система, важными элементами которой являются банки.

Особое место в инфраструктуре рынка занимает информационное обслуживание. Развитая рыночная экономика ежедневно несет огромный поток информации не только для потребителей, но и для производителей. Для ее обработки и использования необходима целая информационная система, функционирующая с широким применением компьютерной и вычислительной техники.

Следует отметить, чтодля рыночного хозяйства свойственна достаточно высокая степень неопределенности, так как здесь взаимодействуют многие, подчас и противоречивые факторы. Поэтому качество принимаемых каждым субъектом рынка решений тем выше, чем большей информацией о рынке он располагает. На рынках, где информация является редким благом (т. е. для ее получения требуются определенные усилия), появляются посредникии посреднические фирмы, главная функция которых – сбор и продажа информации о конъюнктуре рынка.

 

Конкуренция является необходимым элементом рыночной экономики, одним из основных свойств рынка. Конкуренция(от лат.concurrere – сталкиваться)этосоперничество между участниками рыночного хозяйства за реализацию своих экономических интересов. Борьба всех против всех: между продавцами, покупателями, продавцами и покупателями. Цель конкуренции– вытеснить конкурентов с рынка и упрочить свое положение, расширить свою долю на рынке, максимизировать прибыль.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами.

По форме конкуренция может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлетворяющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству или ассортименту. Такой вид конкуренции называют предметной, или межфирменной.Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары, удовлетворяющие различные потребности, т. е. идет борьба за платежеспособный спрос населения и потребности производства. Этот вид конкурентной борьбы называют функциональным.

По методам осуществления конкуренция подразделяется на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступает повышение или понижение цены. В условиях цивилизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. В последнее время к ценовой конкуренции вновь возрос интерес в развитых странах в связи с внедрением ресурсосберегающих технологий и экономии на издержках производства.

Неценовая конкуренция − это конкуренция, при которой средством поражения противника выступают неэкономические методы: повышение качества продукции, сервисное обслуживание, маркетинг и т. д. Особое значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость, безопасность, эргономические и эстетические показатели. Все большую роль в конкурентной борьбе занимает надежность и репутация фирмы-производителя или поставщика товара, ее престижность (имидж). Важными инструмента-ми неценовой конкурентной борьбы на рынке становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

В зависимости от типа конкурентной среды на рынке различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция характеризуется пятью основными признаками:

- множество покупателей и продавцов, причем ни один из них не может существенно повлиять на спрос или предложение товара на рынке;

- для продажи предлагаются однородные товары и услуги;

- ни один из покупателей или продавцов не обладает информацией о данном рынке больше, чем остальные, не может осуществлять контроль за ценой и объемами купли-продажи, что, в свою очередь, создает условия для их постоянного колебания;

- покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его.

Совершенная конкуренция – это редкое явление в развитых странах. Примерами рынков совершенной конкуренции могут выступать рынок сельскохозяйственных продуктов, рынок ценных бумаг, валютный рынок. Остальные рынки не отвечают вышеизложенным признакам и могут быть определены как рынки несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция определяется как рынок, на котором либо покупатели, либо продавцы имеют возможность воздействовать на рыночную цену.

Крайним случаем несовершенной конкуренции является чистая монополия. Ееосновными признаками являются:

- единственный продавец на рынке;

- продаваемый продукт уникален по своим характеристикам и не имеет близких аналогов;

- продавец осуществляет полный контроль над ценой товара и его объемом;

- «барьеры» для проникновения на рынок конкурентов практически непреодолимы.

Выделяют естественную и искусственную монополии. Естественная монополиясвязана с собственностью на редкие и уникальные природные ресурсы (земля и ее недра). В современных условиях к естественной монополии относятся отрасли, где конкуренция нецелесообразна и может привести к росту издержек и цен (городская инфраструктура: газо-, водо- и электроснабжение). В основном деятельность естественных монополий контролируется государством.

Возникновение искусственной монополии возможно в двух случаях: в результате кратковременного превышения спроса над предложением какого-либо товара или в результате сговора и подавления конкурентов с помощью искусственно созданных барьеров. В первом случае возникает случайная, или открытая, монополия, не защищенная ничем от вторжения на рынок других конкурентов, когда прибыльность данного рынка будет ими обнаружена. Монополия второго типа, или закрытая,возникает в условиях концентрации производства (поглощения мелких конкурентов крупными корпорациями) и установления искусственных барьеров для конкурентов в виде лицензий, патентов, установления авторских прав и т. д.

Монополии могут принимать различные организационные формы, в зависимости от степени концентрации капитала. Самая простая форма – картель – соглашение отдельных производителей, определяющих квоты выпуска продукции и осуществляющих раздел рынков сбыта. Более высокая форма концентрации – синдикат, в составе которого фирмы совместно осуществляют сбыт продукции. Трест – это более высокая форма концентрации капитала, предусматривает создание совместной собственности и общее управление производством.

В современных условиях наиболее распространенными формами крупных фирм являются концерны и конгломераты, капитал которых формируется на основе диверсификации производства, т. е. проникновения капитала в другие отрасли экономики.

Вторым типом рынка несовершенной конкуренции является олигополия. Его характерными признаками являются:

- наличие на рынке нескольких крупных фирм, каждая их которых контролирует значительную долю рынка;

- продукция фирм может быть как стандартизированной (рынок чистой олигополии),так и дифференцированной (рынок дифференцированной олигополии);

- существуют высокие входные барьеры в отрасль: проникновение на рынок новых конкурентов очень затруднительно, так как фирмы-олигополисты, как правило, вступают в негласный сговор при дележе рынка и при вытеснении новых конкурентов действуют очень согласованно;

- контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью фирм, внимательно следящих друг за другом и при малейшей возможности расширяющих рынок своего товара;

- имеет место как ценовая (рынок чистой олигополии), так и неценовая (рынок дифференцированной олигополии) конкуренция.

Примерами рынка олигополии является производство стали, автомобилей, бытовых электроприборов, спортивного инвентаря и т. д.

Третьим типом рынка несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция. Как показывает само название, этому типу рынка свойственны черты как монополии, так и чистой конкуренции. Характерными чертами рынка монополистической конкуренции являются:

- наличие на рынке множества продавцов;

- вход на рынок, как и уход с него, не представляет каких-либо трудностей;

- на рынке представлены схожие товары (субституты), которые отличаются друг от друга отдельными качественными параметрами. Дифференциация товараявляется главным отличительным признаком этого рынка;

- контроль над ценой незначительный в силу ограниченности доли рынка отдельного производителя.

Характерные черты рассмотренных выше четырех основных моделей рынка приведены в табл. 2.2.

Менее распространены, но существуют и другие модели рынка – монопсония, олигопсония и двусторонняя монополия.

Монопсония – это рынок одного покупателя. Например, крупный завод в населенном пункте является практически единственным покупателем рабочей силы.

Олигопсония – это рынок нескольких крупных покупателей. Например, три или четыре фирмы нанимают большую часть работников на конкретном рынке труда.

Двусторонняя монополия – это рынок, на котором один покупатель противостоит одному продавцу. Эта ситуация характерна для рынка труда, когда в небольшом городке одна фирма является основным работодателем, а ей противостоит профсоюз работников.

Таблица 2.2 Характерные черты четырех основных типов (моделей) рынка  

Следует особо отметить, что рынки чистой конкуренции и чистой монополии довольно редко встречаются в современной экономике. Наибольшее распространение получили рынки олигополии и монополистической конкуренции.

Однако в экономической теории чистая (совершенная) конкуренция имеет особое значение. Она является не только исторически первой моделью рынка, но и позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры.