Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета

Аналогичное мультипликативное воздействие на равновес­ный уровень дохода окажет и снижение налогов Т. Если налого­вые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y- Т возрастает на величину ∆Т(см. рис. 4.2.1). Потребитель­ские расходы соответственно увеличиваются на величину ∆Т*Ь, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличива­ет равновесный объем производства Y} до Y2 на величину

 

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:

, где мультипликатор налогов.

 

 

Механизм налоговой мультипликации, как и в случае с государственными расходами, связан с многократной реакцией потребления на однократное изменение налогов:

налоги снижаются на ∆Т↓

располагаемый доход увеличивается на ∆Т↑

потребление увеличивается на b*∆T↑

совокупные расходы увеличиваются на b*∆Т↑

совокупный доход увеличивается на b*∆T↑

потребление увеличивается на b( b*∆T)↑

совокупные расходы увеличиваются на b2*∆Т↑

совокупный доход увеличивается на b2*∆Т↑

потребление увеличивается на b( b2*∆T)↑ и т.д.

Если предположить, что все налоговые отчисления в госу­дарственный бюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид

T = t Y,

В этом случае функция потребления имеет вид:

С = а + b (Y- tY)=a+b(l- t)Y,

а модель налогового мультипликатора принимает вид:

,

где mt – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.

Полная налоговая функция имеет вид T=Ta + tY.

Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину, то и равновесный объем производства возрастает. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен или меньше единицы.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходной и расходной частях бюджета, то есть о сохранении равенства ∆T = ∆G, где под символом ∆T обобщенно обозначаются все изменения доходов бюджета, а под символом ∆G -все изменения расходов бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

"Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента.