Индивидуальное, групповое и организационное развитие.
Стратегическое развитие персонала.
Стратегические цели развития персонала вытекают из выбора стратегии предприятия и принципов, которые лежат в основе кадровой политики и в целом – менеджмента персонала. Осознание стратегической важности развития персонала приходит вместе с пониманием того, что ресурсы личности сотрудников становятся центральными стратегическими ресурсами, хотя часто сотрудники являются и самой значительной статьёй расходов организации.
Основные цели развития персонала формируются в результате социологических исследований и анализа характеристик трудовых коллективов.
Впоследствии эти цели могут приобрести стратегическое значение, как это произошло с некогда локальными и тактическими целями. Для стратегии развития персонала важно её соответствие общей стратегии организации, которая выработана руководством. Современные организации все более связывают развитие персонала с индивидуальным развитием сотрудников для последующего развития группового управления и перехода на демократические стили управления.
Итак, стратегическое развитие персонала ориентируется на развитие кадрового потенциала организации, ведущая роль принадлежит индивидуальному развитию сотрудников.
Объектами и направлениями развития персонала являются три приоритетные области:
· персональное (личностный потенциал)
· групповое развитие (формирование кадрового персонала)
· организационное развитие (развитие и реализация кадрового потенциала)
Актуальность развития персонала возрастает и это обусловлено следующими причинами:
· выживаемость организации зависит от знаний, квалификации и карьерной политики;
· при отсутствии развития персонала появляются проблемы его сокращения, аттестации и возникает путаница при ориентации компетентности и полномочий;
· благодаря более быстрой и широкой информированности каждый сотрудник в большей степени осознает свою ценность;
· в центре производственной деятельности стоит человек, а не задача.
Профессиональное развитие персонала имеет решающее значение в свете новых подходов и включает следующие аспекты:
· образование (профессиональная подготовка и обучение)
· дальнейшее образование (повышение квалификации)
· планирование карьеры ( продвижение по службе)
Повышение квалификации – это обучение после получения работником основного образования. Оно направлено на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных знаний и приобретение новых навыков.
Выделяют следующие формы повышения квалификации:
1. внутренняя (в рамках организации) и внешняя (в учебных заведениях и специальных центрах);
2. организованная и неорганизованная (самообразование);
3. профессиональная и проблемно-ориентированная;
4. основанная на стандартных или специальных программах;
5. предназначенная для целевых групп или для всего персонала.
Современные программы повышения квалификации ставят цель научить работника самостоятельно мыслить, решать комплексные проблемы, вырабатывать предпринимательский подход к делу, работать в команде.
Рассмотрим наиболее распространенные виды обучения.
Обучение на рабочем месте - дешевый и оперативный способ, обеспечивает тесную связь с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников.
Основными видами обучения на рабочем месте являются:
· Инструктаж.
· Ротация.
· Ученичество и наставничество.
Обучение вне рабочего места –при нем достигается больший эффект в получении современных знаний и формируются новые поведенческие и профессиональные навыки, но требует дополнительных финансовых затраты.
Основными формами обучения являются:
· лекции
· практические ситуации (кейсы).
· деловые игры
Планирование карьеры в организации должно основываться на мотивах продвижения по службе и стать долгосрочной программой перемещения служащих ( по горизонтали и вертикали). В результате работник получает стимул к профессиональному росту и видит перспективу. (Смотри вопрос 4.4)
Вопросы по теме:
1. Сформулируйте основные задачи развития персонала.
2. Назовите основные методы развития персонала.
3. Какие возможности развития персонала существуют в организациях (предприятиях) Республики Беларусь?
4. В чем заключаются основные проблемы развития персонала?
5. Представьте последовательность шагов внедрения мероприятий по развитию персонала.