Возникновение общенародного мнения.
Функции общественного мнения
Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.
Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.
Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивнаяфункция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества. Данная функция позволяет общественному мнению, а следовательно, и гражданскому обществу осуществлять контроль над органами государственной власти, оценивать их деятельность.
В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем. Выявляя слабые и сильные стороны различных позиций, общественное мнение вынуждает политическую элиту принимать более взвешенные решения.
Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна. Примером может служить волеизъявление народа во время проведения референдумов и плебисцитов.
Основные этапы формирования:
1. Восприятие информации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний,опыта, умения анализировать, уровня информированности.
3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.
4. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.
Стадии формирования и функционирования общественного мнения:
· Рождается;
· Достигает определенной степени развития;
· "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.
Субъектомобщественного мнения могут выступать общности различного уровня от населения государства или всей планеты до отдельных поселенческих общностей. При этом ведущим субъектом выступает население, народ в целом.
Объектомобщественного мнения может быть:
1) явление, событие, факт, который связан с интересами субъекта (и не только в материальной, но и в политической, культурной, социальной сферах жизни) и имеет высокую степень актуальности;
2) явление, событие, факт, которые допускают многозначность толкования и небезусловность оценочных суждений;
3) нечто, информационно доступное субъекту.
Особенности формирования:
· Общественное мнение очень чувствительно к значительным событиям.
· Необычно притягательные по силе события способны на какое-то время толкнуть общественное мнение из одной крайности в другую. Общественное мнение не стабилизируется до тех пор, пока значение последствий событий не станет полным.
· Общественное мнение, как правило, быстрее формулируется под влиянием событий, чем слов, во всяком случае, пока устные заявления не станут реальностью.
· Устные заявления и словесные формулировки по поводу политического курса приобретают максимальный вес тогда, когда мнение еще не сформировано и люди ожидают определенной их интерпретации.
· Общественное мнение не предвидит критических ситуаций, оно лишь реагирует на них.
· С психологической точки зрения, общественное мнение главным образом управляется корыстными интересами людей. События, слова и любые другие стимулы влияют на мнение настолько, насколько очевидна связь с личным интересом.
· Общественное мнение, так же как и личное мнение, всегда эмоционально окрашено. Если общественное мнение базируется главным образом на эмоциях, в таком случае оно будет готово к особенно резким изменениям под влиянием событий.
Лидерами общественного мнения являются те, кто обладает возможностью не только высказывать мнение но и оказывать реальное воздействие на его формирование и функционирование. Обычно это авторитетные личности, должностные лица, социальные организации.
Референтная группа включает ту часть выразителей общественного мнения, влияние которой, в отличие от влияния лидеров мнения имеет в основном опосредованный характер. Это определение значимости проблемы, сбор и анализ информации, выявление предпочтительных позиций. В референтную группу входят люди с достаточно высоким уровнем образования, политически активные, компетентные в социальных проблемах.