ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА.

Постмодернизм -общекультурное явление, его связывают с культурным характером конца 20 в. Первые идеи появляются в конце 60х годов, а сам термин входит в широкое употребление в конце 80х годов. Эта философия исходит из критики классической философии (немецкой классики - Гегеля), наиболее критикуемые моменты западной философии это рационализм и логоцентризм (мировозренцеские установки оканчиваются на "центризм"). Повлияла на постмодернизм "философия жизни"

в лице Ницше, струтурализм в лице Фуко, и экзестанциолизм в лице

Наиболее известные французские предстваители этого направления: Ж-Ф Лиотар, Ж. Делез, Ж. Бодриатар, Ж. Дерриза, Ролан Барт. В строгом смысле этого слова философия постмодернизма термин условный, т.к. одна из главных его идей доказательство невозможности философии. Постмодернисты считают, что философия в виде единого стиля мышления или целостной мировоззренческой системы по их мнению в наши дни невозможна. Универсальную систему они и не пытаются создать. Предполагается, что современности произойдет смена философских парадигм, которая откажется от рационализма, разделения мира на объект и субъект, от принципа историзма. По прежнему большое внимание философы уделяют изучению языка, знака, символа и деятельности, создающей новые структуры.

Основные установки философии постмодернизма:

1) мир и культура как система знаков. Из знаковых систем особое значение придается языку, используется термин дискурсивная практика. Большое внимание уделяется структуре дискурсивных практик.

2) окружающая действительность, мир рассматриваются как текст. Вводятся новые обозначения, термин нарратив- реальность понимаемая как текст, не обязательно язык. Если рассматривать культуру в целом, она не едина как текст, она представляет из себя сумму текстов - интертекст, где все варианты текстов связанны между собой. Понять один можно лишь во взаимосвязи с другими, кроме того на все нарративы влияет предыдущая традиция, то что было раньше - интертекстуальность.Ничего нового создать в культуре нельзя.

Деконструкция -это основной метод постмодернисткого анализа, к которому может быть подвергнут любой текст. Метод заключается в разбирании текста на отдельные элементы и поиски возможных интерпретаций. Таким образом разрушается представление об однозначности текста. А процесс интерпретации может стать бесконечным. Деконструкция как метод не совместим с представлениями об истине. Понятие истины снимается, ввиду того что истина относительна. Стираются границы между сферами познания и не только философия не может представить мир ы целом, но и наука. Наука становится доступна не многим, стирается граница между научным знанием и его псевдоформой.

3) "Смерть субъекта" разработали Р. Барт и Фуко. Любой субъект является не создателем, а элементом текста, потому что находится внутри него. Человек является частью текста, ни о какой предвзятой точки зрения речи быть не может. Все лишь мнение, но не истина.

Децентрация - постмодернизм подвергает критики саму идею центра или ядра, вокруг которых складывается культура и мир, в реальности существует множество культурных контекстов (множественность точек зрения - плюрализм).

"Постмодернистская чувствительность" -специфический способ видения мира как не единого, неупорядочного набора фрагментов между которыми нет причино-следственных свзяей. Следствием из этого видения становится эпистимологическая неуверенность (т.е. сомнения в знаниях которые дают науки).

Исчерпанность истории - эта идея основана на признании бесконечной повторяемости смыслов идеи и ценностей. История представляет из себя циклическое повторение.

Познавательная деятельность по мнению постмодернистов должна быть изменена интерпритаторской деятельностью наподобие игры. "Игра смыслами" подразумевающая несерьезность полученных результатов.

Работы авторов постмодернистов находятся на границе философии и литературы, нередко они противоречивы и парадоксальны. Проявляется в них тенденция эстетизации философской мысли. Это течение существует и сейчас.

 

ЛК 9.11.12 ТЕМА: "РУССКИЙ КОСМИЗМ"

Самобытное направление русской философии на рубеже 19 века и развивается в 20 в. Термин появился позже, от греч. "космос" в первом его значении как гармония и правопорядок противопоставлены хаусу. Главные идеи:

- идея гармонии и целостности мира и человека;

- идея активной эволюции(сознательное участие человека в развитии мира);

Сам человек в космизме понимается как существо незавершенное, находящееся в процессе изменения.

Истоки космизма в России это с одной стороны достижения науки, с другой стороны идеи религиозные. Основателем русского космизма считается Николай Федорович Федоров (1829-1903). Один из главных толчков формирования его мировоззрения: осознание смертности человека.Преподавал в университете. Свои философские идеи Ф. не публиковал, писал в виде дневников. После его смерти, ученики опубликовали его дневники. Работа Ф. "Философия общего дела". Рассуждая о человеке, Ф. признает что человек существо природное и духовное, но в мире он пока не играет заметной роли.Это положение необходимо изменить. Всеобщим познанием и трудом человечество должно овладеть стихийными силами природы, причем не только вне человека, но и внутри самого себя. Главная стихия, которую должен преодолеть человек - смерть. Первый шаг на этом пути - начало управления эволюцией, для этого необходимо выполнение следующих задач:

1) регуляция космических явлений, задач;

2) превращение стихийно -разрушительных сил в сознательно-направленные;

3) создание нового типа организации общества (психократия- это устройство общества по типу патриархальной семьи на основе сыновьей почтительности);

4) преодоление физической смертности человека;

5) выход на новый уровень бытия, обретение человечеством бессмертной жизни во вселенной.

Для исполнения этих задач человечеству необходимо всеобщая познание, опыт и труд в пределах реального мира. Постепенно пределы доступного мира будут расширяться, осознав свои задачи, человечество придет к идеи единого и общего дела. Помимо бессмертия человека, это ещё и идея: "имманентного воскрешения, т.е. возвращение к жизни всех прошлых поколений людей". В основе общего дела идея коллективизма, людей должно объединить стремление победить смерть как общего врага.Прежде всего необходимо, чтобы победить этого врага - синтез всех наук, поскольку они далжны не отдельные стороны, а жизнь в целом. По Федорову смерть вызвана двумя видами причин:

- внешние, их можно преодолеть развитием науки, познанием регуляции природы;

- внутренние причины -это несовершенство организации человека как живого организма, неспособность его к самообновлению.

Для преодоления внутренних причин смертности необходимо пересмотреть способ человеческой жизни. Главная ошибка человека - это расширение его присутствия в мире с помощью техники, т.е не изменяясь сам с древних времен, человек использует орудия труда, т.е совершенствует не себя, а внешние факторы. Ф. предсказывает всеобщее восстание машин. Техника важна, но это не главное направление развития. Человек должен переключиться на развитие собственных способностей и развивать свои собственные силы.

В конечном итоге если человек возьмется за себя он сможет самовосстанавливаться, получит новые возможности, такое состояние Ф. называет "полноорганностью". А также расширится интеллектуальная сфера. Такой человек сможет в конечном итоге достичь бессмертия.

Одна из проблем по мнению Ф. отсутствие прогресса нравственности, причина в этом: смертность и смена поколений, поэтому необходимо воскрешение всех поколений. Ф. высказал гипотезу, что по одной частице можно воскресить весь организм, или по потомкам. Воскрешение дело - семейное. Таким образом человечество восстановится и выйдет на новый уровень бытия.

Константин Эдуардович Циалковский (1857-1935) попытался осуществить идеи своего учетели Ф. Был вундеркинд, поступил в МГУ в 15 лет. Работал учителем занимался науков. До 20х годов его идеи никто не замечал его идеи не воспринимали всерьез. После гражданской войны он получил признание. Его начали печатать. Первая его реализованная построенная идея - сверхзвуковой самолет. Ц. всю жизнь себя считал - самым последовательным материалистом, говорил, что в мире есть только материя, она бесконечна и разнообразна. Таким образом вселенная - некое единое материальное тело, по которому путешествуют вечные неразрушимые атомы. Таким образом бессмертие - возможная вещь, так как атомы вечны. Сделать это можно с помощью науки, путем сохранения форм. Идея выхода человечества в космос полностью опирается на идею Ф. о воскрешении мёртвых. Это движение начнется именно с России. Ц. полагал, что любая идея проходит путь от фантазии через научную теорию к реализации.

Ц. разрабатывает не только техническую сторону вопроса, но и рассматривает то как состояние невесомости может повлиять на человека. Он полагал, что в дальнейшем не нужны будут ракеты, и человек будет существовать в виде сгустка энергии.

Владимир Иванович Вернадский (1862-1945)ученый своего времени с мировым именем, профессор МГУ, создатель многих наук. Он отвергает старый биологический подход.

Вводит понятие - "биосфера". Пределом для биосферы стало появление человека. Человек создает свою сферу - "ноосферу". Факторы перехода к новый сфере:

1) распространение человека во всех слоях биосферы;

2) В. считает, что единство человечества - природный факт;

3) омассовление общественной жизни и истории.

4) развитие науки.

Он согласен с идеей Ф. , что человек должен стать автотрофным (ему нужна природа). Гетеротрофное сущ-во зависит от окружающего. Главные проблемы которое должно приодолеть человечетво:

- проблемы питания;

- проблема источников энергии.

Все это приводит к идеи бессмертия.

 

ДЗ ТЕМА: "ПОЗНАНИЕ."

 

12. 11. 12 ЛК ТЕМА: Философская антропология 20 в. - учение о человеке. Источниками философской антропологии является философия жизни и феноменология.

Макс Шелер (1874-1928) философская антропология исходным пунктом считает кризис общества и культуры. По мнению Ш. это проявление кризиса человека, его личности. Преодолеть этот кризис помогла бы наука, но наук которые изучают специально человека нет. Философия к таким наукам не относится, потому что изучает сознание в основном, а не полноту жизни. Необходимо создать синтезирующую или интегрирующую все знания в человеке во всех его проявлениях, это будет философская антропология.

Главная идея соединения конкретно научных предметных знаний с философским осмыслением человека.

Задачи философской антропологии продемонстрировать как из структуры человеческого бытия формируются все сферы человеческой жизни, т.е это наука о сущности человека и ее структуре. Сущность человека составляют два атрибута:

- "порыв" - некое витальное (жизненное нутро) его основа - биологическая природа человека (желания, страсти, сила самосохранения и т.п)

- "дух" -единство разум и переживаний. Человека человеком делает дух, более того дух сверхприроден, происходит от Бога.

В человеке личность образует противоречие порыва и духа.

Неокантеанство и учение о ценностях

Все ценности даны человеку поскольку он находится в обществе, но жизненная сила (порыв) не дает им полностью осуществиться. Из философской антропологии Шалера развивается биологическое течение философской антропологии. Главный Арнольд Гелен (1904-1976) Направление опирается на три основные идеи:

1. неизменность биологической природы человека;

2. человек представитель животного вида, но он единственный вид способный к осознанной самоорганизации;

3. конфликт между бессознательным биологическим началом и сознанием, социальностью.

По мысли Гелена человек в биологии не специализирован как вид. Таким образом "человек является единственным одним из биологических видов ущербным существом".

Именно ущербность и есть источник человеческой активности. Это компенсация биологической неполноценности в плане биологическом. В результате

использования активности интеллекта, человек не только преодолел свою ущербность, он даже превзошел другие виды. Таким образом культура компенсирует все недостатки человека становится его средой обитания и она является для человека не внешним, а внутренним фактором. На основе этого Гелен вводит понятие "культуроформирующая энергия" обладает ей только человек, эта способность заложена в человеке природой.Эта энергия делает человечество открытой системой.

Человек не может жить замкнутым коллективом. Что касается инстинктов, Г. выделяет два вида инстинктов:

1) агрессивность прежде всего по отношению к себеподобным, поэтому человечество выработало институты подавления агрессии (главные из них государство и право).

2) взаимность,на этом инстинкте базируются такие черты как забота о потомстве, стремление к безопасности, восхищение перед цветущей жизнью, и сострадание перед жизнью гибнущей.

В результате воздействия этих инстинктов в социальной жизни борются солидарность и конфликтность.Даже социальное положение человека может зависеть от господства этих инстинктов, на основе этих инстинктов могут быть основаны идеологии. На основе заботы о потомстве возник гуманизм.

Идеи Гелена австрийский философ Конрад Лоренц (1903-1989) предпочтения в управлении человеком по мнению Л. имеют все - таки инстинкты, причем они не совместно действуют (разрозненно). Первичный инстинкт направленный на сохранение вида - агрессия.Она заложена генетически. Даже живя в обществе, человек проявляет агрессию. Проявляется в социальных связях, по мере развития культуры агрессия не ослабевает, а наоборот усиливается. Причина возрастания агрессии - подавление инстинктов, таким образом она может выйти наружу некотнролируемо. Главная опасность - спонтанность проявления. Прежде всего это опасность для общества, нужно бороться с этими проявлениями.

Следует следует создавать некие механизм борьбы с аргессией. Примером перенаправления агрессии могут служить коллективные ценности, которые требуют защиты или образ общего врага.