Извлечение знаний
Существует множество методов извлечения знаний. Одна из возможных классификаций методов извлечения знаний приведена на рис. 3.1.
Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контактов инженера по знаниям с непосредственным источником знаний – экспертом.
Текстологические методы подразумевают извлечение знаний из документов (методик, пособий, руководств) и специальной литературы (статей, монографий) и учебников.
В пассивных методах ведущая роль в процедуре извлечения знаний принадлежит эксперту, а инженер по знаниям только протоколирует рассуждения эксперта во время его реальной работы по принятию решений или записывает то, что эксперт считает нужным самостоятельно рассказать в форме лекции. Инженер по знаниям должен уметь четко анализировать поток сознания эксперта и уметь выявлять в нем значимые фрагменты знаний.
В активных методах инженер по знаниям активно контактирует с экспертом различными способами – в играх, диалогах, беседах за круглым столом и т.д.
Активные и пассивные методы могут чередоваться даже в рамках одного сеанса извлечения знаний. Пассивные методы являются вспомогательными при активных методах.
Групповые методы активизируют мышление участников дискуссии и позволяют выявлять нетривиальные аспекты их знаний.
Индивидуальные методы являются ведущими, т.к. процедуру «отъема» знаний лучше проводить без лишних свидетелей.
Игровые методы в настоящее время широко используются в социологии, экономике, менеджменте, педагогике и т.д. Игра – это особая форма деятельности человека, где человек раскрепощается и чувствует себя намного свободнее, чем в обычной трудовой деятельности.
На выбор метода влияют такие факторы:
· личностные особенности инженера по знаниям;
· личностные особенности эксперта;
· характеристика предметной области.
По психологическим характеристикам людей можно разделить на такие группы:
- мыслитель (познавательный тип) – ориентирован на интеллектуальную работу, учебу, теоретические обобщения, обладает такими характеристиками когнитивного стиля, как поленезависимость и рефлексивность;
- собеседник (эмоционально-коммуникативный тип) – общительные, открытые люди, готовые к общению;
- практик (практический тип) – предпочитает действие разговорам, хорошо реализуют замыслы других, направлены на результативность работы.
Предметную область можно классифицировать следующим образом:
- хорошо документированная;
- средне документированная:
- слабо документированная.
Такую классификацию можно представить в виде рисунка 3.2:
Рисунок 3.2.
Z1 – знания 1-го рода – т.е. общие, опубликованные знания о предметной области.
Z2 – знания 2-го рода – эмпирические знания, т.е. знания эксперта, приобретенные на личном опыте;
Структурированность знаний – степень теоретического осмысления и выявления основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области. Классификация знаний по степени структурированности может быть следующей:
· хорошо структурированные – с четкой аксиоматизацией, широким применением математического аппарата, устоявшейся терминологией;
· средне структурированные – с определившейся терминологией, развивающейся теорией, явными взаимосвязями между явлениями;
· слабо структурированные – с размытыми определениями, богатой эмпирикой, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».
Выбор методов извлечения знаний определяется характеристиками предметной области, особенностями решаемых задач и особенностями характера когнитолога (инженера по знаниям) и экспертов предметной области. Часто применяют сочетание различных методов.