Извлечение знаний

Существует множество методов извлечения знаний. Одна из возможных классификаций методов извлечения знаний приведена на рис. 3.1.

 

 

 


Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контактов инженера по знаниям с непосредственным источником знаний – экспертом.

Текстологические методы подразумевают извлечение знаний из документов (методик, пособий, руководств) и специальной литературы (статей, монографий) и учебников.

В пассивных методах ведущая роль в процедуре извлечения знаний принадлежит эксперту, а инженер по знаниям только протоколирует рассуждения эксперта во время его реальной работы по принятию решений или записывает то, что эксперт считает нужным самостоятельно рассказать в форме лекции. Инженер по знаниям должен уметь четко анализировать поток сознания эксперта и уметь выявлять в нем значимые фрагменты знаний.

В активных методах инженер по знаниям активно контактирует с экспертом различными способами – в играх, диалогах, беседах за круглым столом и т.д.

Активные и пассивные методы могут чередоваться даже в рамках одного сеанса извлечения знаний. Пассивные методы являются вспомогательными при активных методах.

Групповые методы активизируют мышление участников дискуссии и позволяют выявлять нетривиальные аспекты их знаний.

Индивидуальные методы являются ведущими, т.к. процедуру «отъема» знаний лучше проводить без лишних свидетелей.

Игровые методы в настоящее время широко используются в социологии, экономике, менеджменте, педагогике и т.д. Игра – это особая форма деятельности человека, где человек раскрепощается и чувствует себя намного свободнее, чем в обычной трудовой деятельности.

На выбор метода влияют такие факторы:

· личностные особенности инженера по знаниям;

· личностные особенности эксперта;

· характеристика предметной области.

По психологическим характеристикам людей можно разделить на такие группы:

  • мыслитель (познавательный тип) – ориентирован на интеллектуальную работу, учебу, теоретические обобщения, обладает такими характеристиками когнитивного стиля, как поленезависимость и рефлексивность;
  • собеседник (эмоционально-коммуникативный тип) – общительные, открытые люди, готовые к общению;
  • практик (практический тип) – предпочитает действие разговорам, хорошо реализуют замыслы других, направлены на результативность работы.

Предметную область можно классифицировать следующим образом:

  • хорошо документированная;
  • средне документированная:
  • слабо документированная.

Такую классификацию можно представить в виде рисунка 3.2:

 
 

 


Рисунок 3.2.

 

Z1 – знания 1-го рода – т.е. общие, опубликованные знания о предметной области.

Z2 – знания 2-го рода – эмпирические знания, т.е. знания эксперта, приобретенные на личном опыте;

Структурированность знаний – степень теоретического осмысления и выявления основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области. Классификация знаний по степени структурированности может быть следующей:

· хорошо структурированные – с четкой аксиоматизацией, широким применением математического аппарата, устоявшейся терминологией;

· средне структурированные – с определившейся терминологией, развивающейся теорией, явными взаимосвязями между явлениями;

· слабо структурированные – с размытыми определениями, богатой эмпирикой, скрытыми взаимосвязями, с большим количеством «белых пятен».

Выбор методов извлечения знаний определяется характеристиками предметной области, особенностями решаемых задач и особенностями характера когнитолога (инженера по знаниям) и экспертов предметной области. Часто применяют сочетание различных методов.