Закон спроса

Чем ниже в определенный момент времени цена на экономическое благо, тем выше спрос на него.

Исключения из действий закона спроса:

1) касается низших товаров (товары первой необходимости) – при повышении цены величина спроса на них не меняется (парадокс Гиффена);

2) высококачественные товары (предметы роскоши) – при снижении цены объем спроса не растет, а снижается (эффект «сноба», эффект Веблена);

3) касается инфляционного ожидания – в таких условиях перед очередным «прыжком» цены наблюдается заметный рост объема спроса;

4) эффект присоединения к большинству (эффект вагона) – цена на товар может не меняться, но при условии, что товар престижный, объем спроса будет расти (следование за большинством).

 

На величину спроса влияют неценовые и ценовые факторы.

Ценовые факторы – повышение цены сужает круг покупателей данного блага, а при снижении расширяется. Графически это отражается движением по точкам кривой спроса (вдоль кривой).

Неценовые факторы:

· доходы потребителей – если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а на товары низшей категории падает;

· вкусы потребителей;

· рост общего числа покупателей – при этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей;

· цены на сопряженные товары – если товары взаимозаменяемые (субституты), то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой товар, если же товары взаимодополняемые (комплементы), то связь между P и QD обратная;

· потребительские ожидания – если покупатели ожидают рост цен в будущем, то на данный момент спрос будет увеличиваться (инфляционный или ажиотажный спрос), если покупатели ожидают увеличения дохода, то на данный момент их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Изменение спроса под влиянием неценовых факторов приводит к смещению кривой спроса.

 

2. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения.

ЛК 7

03.03.12

 

Предложение – это готовность производителей поставить на рынок товар на определенных условиях. Готовность – это возможность плюс желание.

Цена предложения – минимальная цена.

При анализе предложения используют следующие подходы:

1) анализ предложения в виде таблицы:

Цена товара (Р) Объем предложения (Qs)

 

При изучении предложения можно определить функцию предложения:

Qs = f(P)

Функция предложения показывает зависимость объема предложения от цены товара. Перед ценой всегда стоит положительный знак.

Можно построить график функции предложения (график предложений):

При повышении рыночных цен объем предлагаемого товара увеличивается. Данная закономерность называется ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Увеличение объема предлагаемого товара происходит из-за расширения производства каждым производителем и в следствие появления на рынке новых производителей. Графически изменение объема предложения отражается сдвигом точки по линии предложения.

 

Кроме цены товара на предложение влияют и неценовые факторы:

· количество фирм;

· применяемые технологии;

· государственная политика (налоги, лицензии, дотации и т. д.);

· цены и доступность ресурсов.

Данные факторы вызывают изменение предложения и сдвиг кривой на графике:

 

3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена.

Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению стабильной рыночной цены, которая называется равновесной. Графически она отражается в следующем виде:

Понятие равновесия в экономике означает ситуацию, в которой у хозяйствующих субъектов нет стимулов для изменения существующего положения. Рыночное равновесие устанавливается стихийно при отсутствии внешних воздействий. Если же цена по какой-то причине установится выше или ниже равновесной, то на рынке возникнет избыток или дефицит товара.

В условиях свободных рыночных отношений нарушаемое равновесие быстро восстанавливается. Избыток или дефицит самоликвидируется.

 

Влияние изменения спроса и предложения на рыночное равновесие: