ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД.
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Кроме выручки от реализации готовой продукции, предприятие может получать выручку от прочей реализации (выбывших основных фондов, материалов и др.), а также от внереализационных операций (сдачи имущества в аренду, совместной деятельности, доходов по операциям с ценными бумагами и др.).
В настоящее время для составления финансовой отчетности метод формирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается лишь после отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При объявлении учетной политики предприятие выбирает методику определения выручки от реализации только для целей налогообложения: либо по срокам оплаты отгруженной продукции (по мере поступления средств на расчетный счет или в кассу предприятия), либо по срокам отгрузки продукции и предъявления покупателю расчетных документов. При определении выручки по мере оплаты продукции и прибыль от реализации будет меньше, если имеет место последующая оплата. При предварительной оплате сумма выручки не будет отличаться в зависимости от выбранного метода, так как в реализацию будет включаться только отгруженная продукция. Определение выручки по отгрузке при последующей оплате принесет больше начисленной прибыли. Но использование этого метода может привести к дефициту реальных финансовых ресурсов, так как признание отгруженной, но еще не оплаченной продукции означает объявление прибыли и влечет за собой уплату налогов. Факторы, влияющие на величину выручки от реализации продукции, которые можно подразделить на три группы: 1) производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной и научно-технической оснащенностью, соответственно, качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой; 2} коммерческие факторы охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение; 3) финансовые факторы охватывают и выручку от реализации продукции, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включая фор- мы расчетов, предусмотренные контрактом или определяемые оперативно, ценовое регулирование, в том числе и уценку товара в случае замедления его реализации. В данном случае немаловажен принцип «время - деньги», так как чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность предприятия.
Планирование выручки от реализации продукции.
В зависимости от целей планирования выручку от реализации продукции можно планировать на предстоящий год, на квартал и оперативно.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения выручки возможно и необходимо квартальное планирование. Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг промышленного и непромышленного характера.
Планирование выручки. Этапы планирования выручки следующие:
-‐ анализ выручки в отчетном (предплановом) периоде;
-‐ оценка и прогнозирование конъюнктуры товарного рынка;
-‐ расчет плановой величины выручки; разработка мероприятий по обеспечению выполнения плана по выручке от реализации продукции.
Общая модель расчета плановой выручки от реализации продукции (В) следующая:
Порядок расчета выручки от реализации продукции на планируемый год
В = (В1 + Т - В2) х ΔК, где
В – выручка от реализации продукции в планируемом году в оптовых ценах
В1 – выручка от реализации по остаткам нереализованной продукции на начало планируемого года
Т – выручка от реализации произведенной товарной продукции в планируемом году
В2 – выручка от реализации по остаткам нереализованной продукции на конец планируемого года
ΔК – коэффициент пересчета выручки из производственной себестоимости в оптовые цены
Меры по обеспечению выполнения плана по выручке:
• проведение эффективной ценовой политики, обеспечивающей формирование в достаточном объеме выручки от реализации;
• использование благоприятной конъюнктуры товарного рынка;
• предоставление коммерческого кредита и ценовых скидок покупателям для стимулирования реализации товаров;
• повышение уровня сервисного (послепродажного) обслуживания покупателей;
• развитие рекламной и информационной деятельности на товарном рынке;
• доведение разработанных планов (бюджетов) до центров ответственности за доходы и прибыль, а также контроль за их осуществлением.
П ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.
В процессе финансово–хозяйственной деятельности финансовой службы предприятия могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции на предстоящий год, квартал и оперативно.
Годовое планирование выручки эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сферах постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия.
Поэтому для определения прибыли, возможно, и необходимо квартальное планирование.
Оперативное планирование выручки используется для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.
Планирование и прогнозирование поступлений выручки реализации основывается на учете двух факторов:
· емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;
· производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком
Факторы, учитываемые при планировании выручки от реализации
· В условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями первый фактор выступает в качестве определяющего и его необходимо учитывать при прогнозировании объемов продаж продукции, прежде всего.
· Обоснованное прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность в финансовом планировании, так как от него зависят расчет финансовых результатов деятельности предприятия и реальность большей части стратегических и тактических решений по развитию бизнеса.
· Чтобы застраховаться от крупных просчетов, следует составлять многовариантные планы объемов продаж, сориентированные на низший, наиболее вероятный и высший объем сбыта продукции по основным номенклатурным позициям.
· Второй фактор, определяющий объемы продаж, связан с наличием производственных мощностей у предприятия. С учетом производственных ресурсов (оборудования, сырья, персонала) рассчитывается возможный выпуск товарной продукции на планируемый период.
· Общая сумма выручки от основной деятельности включает в себя выручку от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг промышленного и непромышленного характера.
· Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализованной продукции в действительных ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
· Существует два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный