Базовые концепции маркетинга
Каждая из базовых концепций ориентирована на то, чтобы сделать выпуск и реализацию товара прибыльными. Для этого могут использоваться как внешние, так и внутренние резервы.
На практике применяется несколько базовых маркетинговых концепций:
- концепция, ориентированная на продукт (продуктовая концепция);
- концепция совершенствования производства (технологическая концепция);
- концепция, ориентированная на сбыт (сбытовая концепция);
- собственно маркетинговая концепция (рыночная);
- концепция социально-этического маркетинга.
Концепция, ориентированная на продукт (продуктовая концепция), исходит из того, что потребители будут благосклонны к товарам, обладающим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, и, следовательно, предприятие должно сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании своего товара.
Она построена на том, что в распоряжении предприятия есть высококачественный (уникальный) продукт, который не имеет аналогов или существенно превосходит все остальные из его группы. Следствием этого является повышенный интерес потребителей и соответственно увеличение объема продаж, что приводит к росту прибыли. Схематически продуктовая концепция может быть представлена в следующей логической последовательности (рис. 2.4).
Рисунок 2.4 – Схема продуктовой концепции
Расшифровка схемы: предъявленный к продаже уникальный продукт возбуждает у покупателей определенный интерес, т.к человек всегда стремиться к чему-то оригинальному или новому. Круг таких людей постоянно расширяется, и в него попадают те, кто обладает определенными финансовыми возможностями и может купить данный товар, а это в свою очередь ведет к увеличению спроса и росту объема продаж, и, соответственно к приросту прибыли.
Данная концепция достаточно широко использовалась издательствами в недавнем прошлом, когда действовал так называемый «дефицитный рынок» и считалось, что хорошая книга сама найдет своего читателя, ее только следует издать. Однако и сегодня эта концепция нередко применяется при выпуске переводных изданий. При принятии решения в этом случае главным аргументом является то, что данная книга (независимо от тематики — художественная или научно-техническая) пользовалась в других странах большим спросом.
Пример: Шелдон, Детские книги-игрушки (Дисней) и др……………….
Концепция совершенствования производства (технологическая концепция) утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые доступны по цене, а, следовательно, руководство предприятия должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства в целях снижения производственных затрат и повышения эффективности системы реализации товара. Целевая функция этой концепции состоит в достижении успеха в ценовой конкуренции и увеличении объема прибыли (рис. 2.5).
Рисунок 2.5 – Схема технологической концепции
Расшифровка схемы: Снижение себестоимости продукции позволяет назначить более благоприятные, чем у конкурента, цены для потребителя (ценовая конкуренция), следовательно возрастает спрос и объем продаж. При этом прибыль возрастает или, при самом плохом варианте, сохраняется на том же уровне на каждую единицу продукции.
В книгоиздании при реализации такой стратегии используется следующий прием. Одно и то же произведение издается в нескольких вариантах, например, подарочный вариант книги с хорошей полиграфией и многочисленными иллюстрациями и обычный текстовый вариант. Естественно, цена издания этих книг различна, но совокупный объем продаж может существенно превысить тот, который был бы достигнут, если бы книга издавалась в одном варианте.
Пример: Маринина (1-й вариант в суперобложке с иллюстрациями, 2-й вариант – твердый переплет попроще, 3-й вариант – мягкая обложка, карманный вариант).
Привести свои примеры...
Концепция, ориентированная на сбыт (сбытовая концепция)утверждает, что потребители не будут покупать товары предприятия в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и формирования спроса, т.е. без активизации рынка (рис 2.6).
Рисунок 2.6 – Схема сбытовой концепции
На реализацию этой концепции направлены различные теле магазины, где можно выбирать и заказывать товары сидя дома, причем со значительной скидкой по сравнению с обычной розничной ценой.
В настоящее время на различных каналах отечественного телевидения открыты тематические передачи, в которых проводится реклама изданных или подготовленных к изданию книг строго в соответствии со сбытовой концепцией. Сегодня потребитель может уже не тратить время на поиск книги в различных магазинах — эта информация сама приходит к нему в дом.
Еще один пример: «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»
«Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга» объединяет на сегодня 2 000 000 украинских семей, предлагая своим клиентам сервис европейского уровня. Интернет-магазин Клуба предлагает книги всех жанров и направлений: лучшие новинки художественной, прикладной, учебной, детской литературы.
Этот клуб охватывает все области Украины и насчитывает 33 магазина. Расширенная программа активизации рынка: магазины + доставка почтой + клубная карточка + каталоги + скидки + подарки + реклама…
Собственно маркетинговая концепция утверждает, что основу успеха предприятия составляют выявление и удовлетворение потребностей целевых рынков более эффективными способами, чем это делают их конкуренты (рис. 2.7).
Рисунок 2.7 – Схема маркетинговой концепции
Продуктовая, технологическая и сбытовая концепции применялись, когда было необходимо продать уже изготовленный продукт.
Собственно маркетинговая концепция по-иному ставит проблему. Прежде чем начинать выпускать продукт, нужно быть уверенным, что он кому-то нужен. Для этого необходимы: прогноз потребностей покупателей; знание продукта, который может удовлетворить их потребности; информация о том, кто уже работает с аналогичным продуктом на рынке, и, самое главное, определить каналы сбыта продукта.
Знания, которыми обладает предприятие о состоянии рынка, позволяют ему маневрировать на рынке, выбирая лучшие направления деятельности и избегая значительного риска в принятии решений.
Концепция социально-этического маркетингаутверждает, что задачей предприятия является установление нужд потребителей, их морально-этических норм и запросов рынков для удовлетворения интересов при соблюдении норм общественной морали и этики. Структурная схема социально-этической концепции маркетинга представлена на рис. 2.8.
Рисунок 2.8 – Схема социально-этической концепции
Эта концепция возникла в связи с тем, что посредством маркетинга и масштабов его воздействия на общество производители начинают влиять на общественную нравственность и формировать определенные стереотипы поведения людей.
Особенно велико влияние маркетинговых действий в сфере информационных услуг и рекламы, когда предлагаемые товары или услуги могут даже идти во вред обществу, насаждая чуждые ему ценности. Если такое происходит, то нередко потребители, руководствуясь действующими ценностями, отвергают товар и формируют против него общественное мнение (например, движение «зеленых», модифицированные продукты, пищевые добавки), или государство, защищая общество от насаждаемых ценностей, законодательно ограничивает распространение таких товаров (например, порнографической литературы и наркотиков).
Выбор издательством той или иной концепции должен определятьсяцелями и задачами его деятельности на рынке в предстоящий период. Следует отметить, что каждая маркетинговая концепция обладает своими достоинствами и недостатками и в реальных условиях рынка может обеспечить успех. Поэтому нельзя их противопоставлять. Скорее наоборот, необходимо научиться для достижения успеха создавать комбинации из этих концепций для усиления своих позиций в конкурентной борьбе.
Выбор концепции также во многом определяется наличными ресурсами предприятия (финансовыми, трудовыми и материальными).