Моделюючий підхід в теорії пізнання та психологічні гіпотези.

При реализации моделирующего подхода считается, что исследователь в ходе мысленного эксперимента (МЭ) оперирует моделями, замещаю­щими объекты на основании отношения подобия. При этом принимает­ся, что в любом эксперименте мы имеем дело не с самим изучаемым пред­метом, т. е. исследуемой реальностью, а с моделью этой реальности.

Модель— это мысленно представляемая или материально реализу­емая система переменных, которая отображает исследуемую реальность испособна замещать ее так, что ее изучение дает новую инфор­мацию об изучаемых зависимостях.

Результатом теоретического моделирования является идеальная мо­дель (ИМ), представляющая собой идеализированный образ объекта, ситуации и т. п., представленный в сознании исследователя. Основные средства построения ИМ — это идеализация и абстрагирование. При помощи абстрагирования мы выделяем существенные стороны моде­лируемого объекта и отбрасываем несущественные, устраняя источ­ники систематического смешения. Путем идеализации мы переходим к анализу реальности с идеальными свойствами, т.е. к несуществующей в действительности, но мыслимой как образец, по отношению к которо­му эмпирическая реальность загружена множеством других свойств. Использование ИМ делает МЭ более сильным с точки зрения возмож­ностей теоретического обобщения. ИМ использует не только аппарат абстрактно-логического мышления, но и средства визуализации. Пси­хологу ясно, что так понятые средства познания существенно упроща­ют реальность интеллектуальной деятельности человека. То же каса­ется и представления функций знаковых моделей. Идеальная модель называется знаковой, когда ее компоненты связаны с элементами ори­гинала только формально, не находясь с ними в отношении подобия.

Одной из разновидностей знаковых моделей является кибернети­ческая модель. Использование «компьютерной метафоры» в психоло­гии является примером того, насколько буквально исследователь мо­жет использовать средства моделирования для интерпретационных целей при изучении познавательных процессов человека. Для современной когнитивной психологии так называемое «блочное» мышление, или «блоковое» представление этапов и уровней актуалгенеза познавательных процессов, как выполняет эвристическую функцию, так подчас и обедняет содержательные объяснительные схемы.

В философских и науковедческих работах моделирование как вид познавательной деятельности ученого рассматривается в контексте соотнесения мысленно устанавливаемых и реально представленных структурно-функциональных характеристик исследуемой реальности. При возможности выполнения условий причинного вывода в мыслен­ной модели фиксируются как экспериментальные условия, так и пред­полагаемые гипотетические конструкты, объясняющие закономерный характер постулируемых зависимостей.

Мысленное экспериментирование может как предварять, так и замещать сбор эмпирических данных. Оно может пониматься как «проигрывание» исследователем во внутреннем плане действий того или иного способа доказательства психологической гипотезы, безотносительно к тому, возможна ли организация соответствующего эмпири­ческого исследования.

Итак, при традиционном понимании модель рассматривается как воспроизводящая те или иные свойства психологической реальности в упрощенной, схематической форме. Обычно такое понимание модели характеризует так называемые теории «среднего уровня», которые пре­тендуют на формализацию представлений об исследуемых психологи­ческих зависимостях. Так говорят о моделях селективного внимания Д. Бродбента или А. Трейсман, о модели мотивационной регуляции вы­бора целей Дж. Аткинсона или модели принятия решений А. Тверского — Д. Канемана и т. д. Научная теория при этом выполняет аналитическую функцию прояснения структурно-функциональных связей между пере­менными, учтенными в модели. Экспериментальная проверка следствий из этих моделей строится посредством выдвижения каузальных гипотез о том, что какая-то переменная может рассматриваться как причинно действующая (в рамках заданной экспериментальной модели).