А. Центр психологических теорий
Теоретичні та емпіричні методи в психології..
Сегодня в научной (академической) психологии не говорят отдельно о теоретической и эмпирической ее ветвях, а сопоставляют разные методы эмпирической проверки теоретических гипотез. Теоретические и эмпирические методы в психологии имеют ту общую цель, что они направлены на получение научного психологического знания. Это знание включает как формулирование психологических законов, так и выявление эмпирических закономерностей или опытных данных, на основе которых возможна проверка теоретических обобщений.
Целью теоретического исследования является разработка концепции и гипотез экспериментального, методического исследования.
Трудность вычленения методов теоретического исследования в психологии основана на том, что в теории нелегко выделить основные структурные компоненты.
Вычленение стандартной структуры психологических теорий, как и всех прочих концепций в гуманитарных науках, осложняется типовой формой их изложения. Если естественнонаучные теории излагаются четко и компактно, а выражаются, например, в математических формулах, то гуманитарные предстают в виде многотомных произведений, в которых собственно теорию нелегко вычленить из сопутствующих ее изложению суждений и размышлений.
Наиболее отчетливы проступающие элементы стандартной структуры психологических теорий – центр и периферия, т. е. некоторые базовые утверждения и идеи, образующие ядро теории, и вспомогательные по отношению к ним опыт и когнитивные конструкции.
К центральным компонентам психологических теорий можно отнести:
1) общий образ психологической реальности;
2) центральную категорию;
3) соответствующий феномен;
4) набор основных понятий;
5) систему отношений между ними («сетку отношений» - по В.С. Степину);
6) базовые утверждения.
Общий образ психической реальности обычно задается сквозь призму центральной категории теории (например, психика – это деятельность, отношение, трансформация образов, поведение, бессознательное и т.п.), которая «снята» с соответствующего феномена.
Ключевая категория задает видение центрального феномена и общую трактовку психической реальности.
Достаточно типовой траекторией развития психологических теорий является поэтапное:
1) осознание важности некоторого психологического феномена;
2) формирование соответствующей категории;
3) оформление видения всей психологической реальности сквозь призму этой категории – своего рода «растягивание» данной категории на всю психологическую реальность;
4) утрата категорией в процессе ее «растягивания» первоначально строгой предметной отнесенности, размывание связи с соответствующим феноменом.
Бывает, что понятийные аппараты различных теорий, особенно принадлежащих к одной парадигме, пересекаются, они никогда полностью друг с другом не совпадают, поэтому набор основных понятий можно считать специфическим признаком каждой конкретной теории. Основные понятия теории всегда подчинены ее центральной категории, которые, в свою очередь, включены в базовые понятия теории. Данные связи сливаются в «сетку отношений».