Опрос как метод сбора первичной эмпирической информации. Структура опросного листа.

Метод опроса в социологических исследованиях занимает особое положение и является наиболее авторитетным и популярным, так как имеет ряд весьма существенных преимуществ по сравнению с методами наблюдения и анализа документов.

Опрос — это метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.

Качественные и количественные опросы.

Качественные:

1)экспертный опрос

2)глубинный опрос

3)фокус группа

Количественные:

1)анкетирование – 1)групповое, индивидуальное; почтовое; опросы в СМИ; интернет опрос

2)интервью – 1)фейс ту фейс; телефонное

Опрос – метод сбора первичной эмпирической информации путем социально-психологического взаимодействия между исследователем и опрашиваемым. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником социологической информации является человек (респондент)

Экспе́ртный опро́с — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности.

Глубинное интервью — персональная беседа, проводимая по заранее обозначенному плану и основанная на применении методик, побуждающих респондентов к продолжительным рассуждениям по интересующей исследователя сфере вопросов. Глубинный опрос предполагает получение от респондента развернутых ответов на вопросы, а не заполнение формальной анкеты.

Фокус группа- Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов

 

Анкетирование — это метод получения первичной социологической информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных ответов анкеты. Анкетирование является наиболее распространенным в практике прикладной социологии видом опроса. Виды анкетирования многообразны и группируются попарно в соответствии с несколькими признаками. В зависимости от количества опрашиваемых различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц, а при выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности — выборка.

Прессовое анкетирование — это вид анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати. Данный вид анкетирования характеризуется также низким процентом возврата анкет и практически исключает возможности исследователя влиять на формирование выборочной совокупности

Метод интервью — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану

Структура опросного листа: Опросный лист – упорядоченный набор вопросов, где логика и формулировка должна четко продумываться.

1.Вводная часть: обращение; кто и с какой целью проводит опрос; мотивация(результаты исследования повлияют на…;гарантия анонимности; интсрукция.

2. Основная часть: вводные вопросы, цель которых заинтересовать респондента; Основные вопросы (основная информация по теме исследования)

3.Заключение( вопросы паспортички)

 

 

4. Анализ документов как метод сбора первичной эмпирической информации. (по плану)

Анализ документов — метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.

Примером анализа документов как самостоятельного метода может служить мониторинг рекламы или объявлений в СМИ.

Виды документов:

по способу хранения информации:

-письменные документы (сведения изложены в форме текста);

-иконографическая документация (видео-, кино-, фотодокументация);

-фонетические документы (радио-, аудио-, другие звукозаписи).

по характеру источника:

-официальные,

-неофициальные.

Виды анализа:

-качественный или неформализованный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа).Он применяется для анализа уникальных личных документов.

-количественный или формализованный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в отборе данных по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов. Наибольшее применение контент-анализ находит при изучении средств массовой информации.

Методика контент-анализа предполагает прежде определения категорий анализа, которые должны быть адекватно отраженными в содержании исследуемого документа (категория анализа – это общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Они должны определять теоретические понятия исследования, иметь соответствующие признаки (смысловые единицы) в тексте, возможности для однородной регистрации примет. После определения категории анализа, их интерпретации, построения теоретической схемы исследования наступает процедура «наложения» упомянутой схемы на конкретный текст. То есть происходит поиск для всех категорий анализа адекватных выражений в языке исследуемых документов. Такие высказывания являются единицами анализа (смысловыми единицами). Ими могут быть определенные слова, термины, темы, сообщения, фамилии, суждения. Определив единицу анализа, необходимо выбрать и единицу подсчета. Чаще всего в социологических исследованиях используют такие общие единицы подсчета:

1. Система «время – пространство». В данном случае за единицу подсчета берут количеством изображений (знаков, квадратных сантиметров площади и др.). Для анализа информации радио, телевидения за единицу подсчета принимают продолжительность освещение событий.

2. Наличие признаков в тексте. При такой системе подсчета определяют наличие признаков (видов) определенной характеристики содержания в каждой части, на которые поделен текст.

3. Частота появления единиц подсчета.

В исследованиях больших текстовых массивов предусматривается разработка выборки. Массив документов, объединенных общим признаком, является генеральной совокупности, подлежащей анализу. Для формирования выборочной совокупности используют случайный отбор. Применение целенаправленного типа выборки исключается в связи с отсутствием данных о распределении исследуемых признаков в генеральной совокупности документов.

Условия, при которых его применение становится необходимым:

-при требовании высокой степени точности и объективности анализа;

-при наличии обширного по объему несистематизированного материала;

При работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубинных интервью, если категории, важные для целей исследования, характеризуются определенной частотой появления в изучаемых документах;

Недостатки метода

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ — изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ — изучение особенностей содержания, стиля документа.

 

5. Наблюдение как метод сбора первичной эмпирической информации (по плану).

Наблюдение – метод сбора первичной эмпирической информации при котором происходит прямая регистрация очевидцев; но не все социальные явления поддаются регистрации, только те которые можно увидеть или услышать.

Наблюдение – целенаправленное планомерное и фиксируемое восприятие изучаемого объекта: признаки, свойства, факторы деятельности, поведение наблюдаемого объекта, их повторяемость и типичность.

Объект наблюдения – количество людей/ группа

Субъект – исследуемый, тот который наблюдает.

Выборка – конкретный человек; предмет наблюдения – совокупность факторов поведения

По характеру окружающей обстановки выделяют полевые и лабораторные наблюдения. Полевые наблюдения проводят в естественных условиях, в реальной ситуации, лабораторные же наблюдения приводят в искусственно созданных условиях.

Виды:

1) включенное(является членом коллектива) – не включённое

2) явное( знают, что за ними наблюдают) – скрытое (не знают)

3) формализованное – неформализованное

4) случайное – систематическое

3 основных документа: - дневник наблюдателя;- карточка для регистрации единиц наблюдения; - итоговый протокол.

Этапы:

1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

3. Создание плана наблюдения.

4. Выбор метода обработки результатов.

5. Собственно наблюдение.

6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Надежность (обоснованность и устойчивость) дан­ных повышается, если выполнять следующие правила:

а) Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистриру­ют по единой инструкции одни и те же события, проис­ходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.

б) Если основное наблюдение осуществляется не­сколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, ис­пользуя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.

в) Один и тот же объект следует наблюдать в раз­ных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

г) Необходимо четко различать и регистрировать со­держание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту).

д)Исключительно важно следить за тем, чтобы опи­сание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их ис­толкования.

Преимущество: 1)непосредственная связь с объектом исследования;2)отсутствие посредников;3)оперативное получение информации;

Недостатки: субъективность. Очень редко применяется по сравнению с другими методами (опрос)

 

6. Эксперимент как метод сбора первичной эмпирической информации. (по плану)

Эксперимент – это метод сбора первичной эмпирической информации направленный на выявления причинно следственных связей между социальными явлениями или процессами или установление взаимосвязей между событиями.

Наиболее сложный вид социологического анализа, используемый для измерения устойчивости контрольных характеристик. Комплексное исследование всех методов.

Цель - изучение "поведения" включенных в экспериментальную ситуацию факторов, которые придают данному объекту новые черты и свойства.

Формы эксперимента классифицируют по разным признакам:

‑ по степени материализации объекта исследования выделяют реальные эксперименты (проводятся на реально существующих объектах) и мыслительные (имитационные) эксперименты, которые проводятся на основе компьютерного моделирования объекта;

‑ по характеру окружающей обстановки эксперименты делятся на лабораторные (тестирование продукта), которые проводятся в искусственно созданных условиях, чтобы имелась возможность контролировать одни переменные и манипулировать другими, и полевые (тестирование рынка), которые проводятся в реальных условиях;

‑ по масштабу поставленной задачи эксперименты классифицируются на однофакторные, когда исследуется влияние только одного фактора, и многофакторные — учитывается влияние нескольких факторов.

Процесс планирования и проведения эксперимента содержит следующие этапы:

1. Определение цели и задач эксперимента.

2. Выбор зависимых и независимых переменных и показателей их оценки.

3. Определение логической структуры доказательства гипотезы эксперимента.

Экспериментатор должен учитывать и по возможности ограничивать влияние факторов, угрожающих внутренней надежности эксперимента. Надёжными считаются результаты, если при повторном измерении они повторяются, когда описанное подтверждается не разово, не случайно, а стабильно и постоянно.

 

7. Выборочный метод в социологии: основные понятия. Виды выборки. (по плану)

 

Выборка – это группа объектов исследования (часть генеральной совокупности), которая является носителем характеристик всех единиц генеральной совокупности.

Генеральная совокупность – это множество всех единиц, которые обладают рядом общих характеристик и являются объектами исследования.

В зависимости от объема генеральной совокупности и целей исследования могут быть использованы методы сплошного или выборочного обследования.

Метод сплошного обследования заключается в изучении всех единиц генеральной совокупности. Метод выборочного обследования предоставляет информацию о генеральной совокупности на основании работы, проведенной только с ее частью, поэтому данные полученные в ходе выборочного обследования имеют вероятностный характер.

Процедура составления выборки – это методика, на основании которой отбираются респонденты.

Для определения размера выборки применяют случайные и неслучайные методы формирования выборки.

Случайная выборка – все элементы генеральной совокупности при отборе имеют равные шансы попасть в выборку.

- На основе списка генеральной совокупности производится нумерация всех элементов. Затем случайным образом (как в лотерее) отбираются элементы

- кластерная Целевой сегмент разделяется на однородные кластеры (группы). Из них формируется случайный набор кластеров, а затем из каждого кластера также случайно окончательно отбираются объекты выборки

Неслучайная выборка – элементы генеральной совокупности при отборе имеют неравные шансы попасть в выборку, причем известно, в чем выражается это неравенство.

Квотная выборка – выборка строится как модель, которая воспроизводит структуру генеральной совокупности в виде квот (пропорций) изучаемых признаков. Число элементов выборки с различным сочетанием изучаемых признаков определяется с таким расчётом, чтобы оно соответствовало их доле (пропорции) в генеральной совокупности. Так, например, если генеральная совокупность у нас представлена 5000 человек, из них 2000 женщин и 3000 мужчин, тогда в квотной выборке у нас будут 20 женщин и 30 мужчин, либо 200 женщин и 300 мужчин. Квотированные выборки чаще всего основываются на демографических критериях: пол, возраст, регион, доход, образование и прочих. Минусы: обычно такие выборки нерепрезентативны, т.к. нельзя учесть сразу несколько социальных параметров. Плюсы: легкодоступный материал.

Метод снежного кома. Выборка строится следующим образом. У каждого респондента, начиная с первого, просятся контакты его друзей, коллег, знакомых, которые подходили бы под условия отбора и могли бы принять участие в исследовании. Таким образом, за исключением первого шага, выборка формируется с участием самих объектов исследования. Метод часто применяется, когда необходимо найти и опросить труднодоступные группы респондентов (например, респондентов, имеющих высокий доход, респондентов, принадлежащих к одной профессиональной группе, респондентов, имеющих какие-либо схожие хобби/увлечения и т.д.)

Стихийная выборка – выборка так называемого «первого встречного». Часто используется в теле- и радиоопросах. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Минусы: невозможно установить какую генеральную совокупность представляют опрошенные, и как следствие – невозможность определить репрезентативность.

Маршрутный опрос – часто используется, если единицей изучения является семья. На карте населённого пункта, в котором будет производиться опрос, нумеруются все улицы. С помощью таблицы (генератора) случайных чисел отбираются большие числа. Каждое большое число рассматривается как состоящее из 3-х компонентов: номер улицы (2-3 первых числа), номер дома, номер квартиры. Например, число 14832: 14 – это номер улицы на карте, 8 – номер дома, 32 – номер квартиры.

Районированная выборка с отбором типичных объектов. Если после районирования из каждой группы отбирается типичный объект, т.е. объект, который по большинству изучаемых в исследовании характеристик приближается к средним показателям, такая выборка называется районированной с отбором типичных объектов.

 

 

Раздел 5. Копирайтинг (по плану)