III. Антимонопольное законодательство.

VI. Антимонопольная политика

Когда предприниматели заключают между собой гласное (негласное) соглашение о разделе рынка или уровне цены, то потребители вынуждены платить большую цену за товар и сокращать объем потребления. Цены в этом случае становятся искусственно высокими и не все покупатели могут позволить себе приобретать тот же самый товар в желаемых объемах. Потребители несут экономические убытки от подавления конкуренции. Устранение конкуренции также нарушают равновесие спроса и предложения, что приводит к нерациональному использованию и без того ограниченных производственных ресурсов общества. Чтобы избежать этих негативных явлений, государство вмешивается в рыночные процессы, используя антимонопольное регулирование.

I. Административный контрольмонополистических рынков объединяет способы воздействия на монополистическое производство. Можно выделить в частности финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Есть случаи, когда фирма, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции и проигравшая судебный процесс, подвергается прямому расформированию.

 

II. Организационный механизм. Имеет своей целью антимонопольную профилактику путем последовательной либерализации рынков.

Не затрагивая монополию как форму производства, способы и методы такой политики государства нацелены на то, чтобы сделать монопольное поведение для крупного бизнеса невыгодным. Это снижение таможенных пошлин, отмена количественных квот – поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, оптимизация производства, продукция которого могут конкурировать с товарами монополий.

Наиболее эффективной развитой формой государственного регулирования монопольной власти является

Его цель – регулирование структуры отрасли через запрещение предполагаемых слияний крупных фирм, если оно ведет к существенному ослаблению конкуренции или установлению монополии. Антимонопольная практика в то же время не отрицает возможности слияние компаний на «горизонтальный» и «вертикальный» основе. В хозяйственной практике российской экономики важно понятие «доминирующее положение на рынке» хозяйственного субъекта. Согласно определению, хозяйственной субъект, доля которого на рынке определенного товара превышает ежегодно установленную величину, оценивается как занимающий доминирующее положение. Эту величину устанавливает Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых законодательных структур (ГКАП). Для крупного слияния фирмы должны иметь разрешение ГАКП. ГКАП может принимать решение и о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, взыскивая штрафы за нарушение закона.