Проверка денежной наличности в кассе

Проверка кассовых операций в бухгалтерии.

Проверка денежной наличности в кассе.

 

 

В ходе производственной финансовой деятельности предприятие вступает в расчетные взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, с налоговыми, финансовыми органами, с физическими лицами.

Эти отношения регламентируются рядом нормативных актов, в частности:

· Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 26.12.94 г. № 170, в ред. Приказа Минфина РФ от 03.02.97 г. № 8).

· План счетов бухгалтерского учета финансово—хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ 28.02.94 г. № 173, в ред. Приказа Минфина от 17.02.97 г. № 17).

· Порядок ведения кассовых операций в РФ (постановление ЦБ РФ от 22.09.93 г № 40 в ред. Письма ЦБ РФ от 26.02.96 г. № 247).

· Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами (Письмо ЦБ РФ от 29.09.97 г. № 525).

 

Расчетные отношения осуществляются либо с помощью наличных расчетов, либо в безналичной форме, причем наличные расчеты между юридическими лицами носят ограниченный характер и лимитируются суммой 3 тысячи руб. Этот лимит установлен только для расчетов между юридическими лицами. Для расчетов предприятия с физическими лицами лимита нет. Однако, если предприятие систематически (более чем 2 раза) получает выручку в кассу от физических лиц, то такие расчеты должны оформляться через контрольно–кассовую машину (ККМ). За нарушение этих требований предусмотрена система санкций:

· за работу без ККМ — штраф 350 минимальных окладов на руководителя предприятия;

· за превышение лимита расчетов наличными деньгами с предприятиями — штраф в двойном размере от суммы произведенного платежа.

Лимит 5 миллионов рублей для расчетов наличными деньгами установлен для предприятий потребкооперации.

В целях контроля за наличным оборотом каждому предприятию устанавливается также лимит хранения наличных денег в кассе. Лимит устанавливает банк, исходя из ежесуточной потребности предприятия в наличных деньгах. У разных предприятий лимит различен. За хранение в кассе наличных денег сверх установленного лимита на предприятие налагается штраф в тройном размере от сверхлимитного остатка по кассе.

Для хранения наличных денег должны быть оборудованы специальные помещения — кассы, а все операции с наличными деньгами должны выполнять специальные материально ответственные лица — кассиры. С этими работниками предприятие в обязательном порядке должно заключить договор о полной материальной ответственности. Эти лица не должны быть моложе 18 лет и должны иметь возможность работать кассиром, т.е. не состоять на учете в специальных медицинских учреждениях. Кассир обязан также знать порядок ведения кассовых операций.

Выплата наличных денег из кассы производится на следующие цели:

· выплата заработной платы;

· выплата премий;

· оплата больничных листов;

· выдача ссуд, займов;

· выплата подотчетных сумм;

другие операции.

Ревизия кассы это — наиболее ответственный участок проверки, поэтому, как правило, с нее начинается любая проверка предприятия. Проверяют кассу внезапно и сплошным методом, при этом решаются следующие задачи:

1) проверить условия сохранности наличности в кассе;

2) порядок документального оформления кассовых операций, ведения кассовой книги;

3) проверка правильности соблюдения установленных лимитов;

4) проверка правильности бухгалтерских записей.

Источниками ревизии являются (см. программу ревизии).

Проверка кассы должна проводиться обязательно в присутствии кассира. Если кассир отсутствует на момент проверки, то ревизоры должны обязательно опечатать кассу и начать ревизию в присутствии кассира на следующий день. Если кассир длительно болен, то приказом руководителя назначается другое лицо на должность кассира.

Ревизия начинается с составления отчета на момент ревизии. Кассир составляет отчет, ревизоры проверяют отчет и все приложенные к нему приходно–расходные документы. При этом кассир пишет расписку о том, что все приходно–расходные документы включены в расчет и неучтенных документов не имеется. Ревизор обращает внимание на правильность оформления приходно–расходных кассовых документов.

Типичные ошибки в оформлении расходных ордеров:

1) отсутствует номер регистрации, дата регистрации;

2) бухгалтерские проводки, их отсутствие;

3) отсутствие основания выплаты;

4) отсутствие подписей: руководителя, главного бухгалтера, кассира, получателя денег;

5) отсутствие реквизитов получателя денег.

В приходном ордере — те же ошибки (подписи — кассира и главного бухгалтера).

Кассовый отчет должен составляться ежедневно, если есть хотя бы одна операция по кассе.

После проверки кассовый отчет передается в бухгалтерию для оформления нему бухгалтерских проводок и выведения остатка в учете сальдо по счету 50, т.е. остатка по кассе. Далее производится пересчет наличности в кассе. Двойной полистный пересчет купюр (начиная с крупных) проводится кассиром в присутствии всех членов комиссии. После пересчета денежных купюр производится инвентаризация денежных документов, хранящихся в кассе (талонов, марок, ценных бумаг, векселей, марок госпошлины — т.е. имеющих денежный номинал). Результаты пересчета заносятся в опись. Остаток по кассе сверяется с данными бухгалтерского учета и выводится результат ревизии кассы: излишек либо недостача, или отметка “Излишков и недостач не установлено”.

При проверке кассы следует обращать внимание на правильность оформления кассовой книги. Кассовая книга на предприятии должна быть в единственном экземпляре; открываться сроком на год; обязательно должна быть прошнурована, пронумерована и в конце скреплена печатью подписями руководителя и главного бухгалтера с указанием даты открытия книги и количества листов. Кассовая книга может быть оформлена в электронном виде (на ПК). Особенностью кассовой книги является то, что страницы в ней помечаются двойной нумерацией (для заполнения с помощью копировальной бумаги) в двух экземплярах. Отрывная часть каждого листа называется отчетом кассира.

Проверяются также условия хранения денег в кассе:

· спецификация оборудования кассового помещения;

· условия доставки наличных денег;

· места хранения дубликаты ключей от кассы;

· наличие сигнализации и т.д.,

т.е. проверяется соблюдение общих требований к оборудованию кассовых помещений, установленных специальными рекомендациями органов внутренних дел, являющихся Приложением к “Порядку ведения кассовых операций”.

После выяснение указанны вопросов составляется акт ревизии кассы. В нем указываются фамилии всех проверяющих, фиксируется результат ревизии и замечания. В “Порядке ведения кассовых операций” в качестве приложения приведен примерный акт об инвентаризации денежной наличности в кассе. Акт подписывается всеми проверяющими и материально ответственным лицом — кассиром. Кассир также делает приписку в акте “Все ценности, перечисленные в акте, приняты мной на ответственное хранение. С выводами ревизии согласен/не согласен (с указанием причин)”.

В кассе должны храниться деньги и ценности, принадлежащие только данному предприятию. Не рекомендуется, чтобы должность кассира предприятия совмещалась с аналогичной должностью (кассира садоводческого товарищества предприятия, кассира профкома предприятия и т.п.).

По результатам инвентаризации должны быть составлены бухгалтерские проводки:

· излишек подлежит оприходованию с отнесением на финансовые результаты Д сч.50 — К сч. 80;

· при недостаче по кассе составляются следующие бухгалтерские записи:

1) фиксируется факт недостачи Д сч. 84 — К сч. 50;

2) списание недостачи на виновное лицо Д сч. 73 — К сч. 84;

3) возмещение недостачи Д сч. 50 (70) — К сч. 73.3.

 

При проверке кассовых операций следует также обращать внимание на:

1) полноту оприходования денег;

2) законность выдачи денежных средств из кассы;

3) правильность бухгалтерских проводок.

Представляется целесообразным по возможности проводить проверку документов по двум направлениям: по приходу и по расходу денежных средств. Основной метод проверки — сличение различных документов по одной и той же операции (желательно рассматривать 3—4 документа, составленных разными лицами).

При проверке полноты оприходования желательно использовать:

1) корешки чеков на поступление денег в кассу;

2) приходный кассовый ордер;

3) отчет кассира;

4) выписка банка;

5) ведомость № 1.

Ревизор обязательно должен проверить порядок ведения чековой книжки (содержание записей, даты, заполнение реквизитов). Запрещается хранение в кассе чековых книжек с заполненными реквизитами.

Особенно тщательно проверяются документы, по которым деньги поступили в кассу, минуя расчетный счет, т.к. это могли быть поступления за реализованную продукцию.

При проверке выплат из кассы следует обращать внимание на наиболее частые массовые выплаты: заработной платы (правильность оформления платежных ведомостей), командировочных сумм (не допускается выдавать деньги до погашения остатка по предыдущей сумме) и т.п. Все документы по кассе должны быть помечены штампом “погашено”. Выдача денег под отчет обязательно должна проводиться через счет 71. Не допускается списание сумм по расходному ордеру на затраты (не должно быть проводок Д сч. 20, 26 — К сч. 50). Если в платежных ведомостях отсутствуют подписи получателей денег, а факта депонирования денег не зафиксировано, то при налоговой проверке подобные суммы могут быть расценены как завышение себестоимости и недостача по кассе, которая подлежит возмещению. При проверке кассовых документов необходимо обращать особое внимание на все случаи персональных выдач денежных средств в оплату за междугородние переговоры.

Наличные деньги поступают в кассу с расчетного счета строго на целевые нужды и должны расходоваться в соответствии с указанными целями. Правильность использования денежных средств, поступивших с расчетного счета, периодически проверяется банком.


 

Тема:

“Проверка операций по расчетному и другим счетам в банке”

 

В настоящее время безналичные операции предприятий по счетам в банковских учреждениях регламентируются рядом нормативных актов, в частности:

· Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 26.12.94 г. № 170, в ред. Приказа Минфина РФ от 03.02.97 г. № 8).

· План счетов бухгалтерского учета финансово—хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ 28.02.94 г. № 173, в ред. Приказа Минфина от 17.02.97 г. № 17).

· О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве (Указ Президента РФ от 21.11.95 г. № 1166, в ред. Указа Президента РФ от 05.12.96 г.).

· Об осуществлении комплексных мер по своевременному полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей (Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1006, в ред. Указа Президента РФ от 06.01.98 г. № 10).

· Положение о безналичных расчетах в РФ (ЦБ РФ от 9.07.92 г. № 14, в ред. Указаний ЦБ РФ от 26.12.97 г. № 105–У).

· О выполнении Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1005 (ЦБ РФ от 26.12.97 г. № 105–У).

 

Каждое предприятие может иметь необходимое ему количество расчетных, валютных, ссудных, текущих, бюджетных, депозитных счетов. Все счета должны быть зарегистрированы в налоговых инспекциях, и в составе годовой отчетности каждое предприятие представляет справку об открытых счетах. Счета предназначены для хранения свободных денежных средств предприятия и совершения безналичных расчетов.

Для предприятий, имеющих недоимки по уплате налогов (значительные неплатежи в бюджет), введено правило, в соответствии с которым эти предприятия должны закрыть все счета или прекратить по ним все операции и определить один счет, по которому производится взыскание недоимок.

Текущий счет открывается территориально удаленным структурным единицам (филиалам). По текущему счету операции проводятся в ограниченном количестве и только те, на которые распространяются полномочия, установленные владельцем расчетного счета.

Ссудные счета — счета для зачисления полученных кредитов, если это установлено договором (кредиты, имеющие строго целевое назначение).

Бюджетные счета открываются предприятиям, получающим финансирование под какие—либо целевые программы. За нецелевое использование денежных средств с бюджетного счета предусмотрены меры ответственности: предприятие обязано возместить со своего счета неправильно израсходованные деньги и заплатить штраф по кредитной ставке банка.

Приступая к ревизии банковских счетов, необходимо убедиться в тождественности остатков по расчетному счету в последней выписке банка и в балансе. Также необходимо проследить за тем, чтобы ревизующему были представлены все выписки банка в хронологическом порядке. По установленному порядку оформления банковских документов на каждой выписке банка обязательно указывается дата предыдущей выписки.

Следующий этап — проверка банковских операций по существу (выяснение законности и обоснованности всех зачислений и списаний с расчетного счета). Эта проверка проводится путем тщательного изучения документов, приложенных к выписке банка. При проверки приложенных документов следует обращать внимание на то, чтобы каждая сумма, уплаченная предприятием, обязательно имела выделенную сумму НДС. Использование фразы “в том числе НДС” лишает предприятие права на зачет этого налога.

Пример. Предприятие уплатило коммунальные платежи в сумме 100 млн. рублей в том числе НДС — 16,67 млн. рублей. В этом случае производятся следующие бухгалтерские записи:

1) начисление коммунальных платежей — Д сч. 20 — сумма 83,33 млн. рублей, Д сч. 19 — сумма 16,67 млн. рублей, К сч. 76(60) — на сумму 100 млн. рублей.;

2) оплата задолженности — Д сч. 76(60) — К сч. 51 на сумму 100 млн. рублей.

 

Основанием для любой записи по расчетному счету является выписка банка. Если имеется какое—либо расхождение между приложенными документами и выпиской банка, то записи делаются на основании выписки. Для урегулирования всех вопросов с банком по поводу ошибок при списании средств используется счет 63 (“Расчеты по претензиям”). При ошибочном зачислении каких—либо сумм на счет претензии не предъявляются и ошибочно зачисленная сумма учитывается на счете 76.

Пример. Произошло поступление средств от покупателя на сумму 100 млн. рублей, что подтверждено выпиской банка. В платежном требовании и выписанном ему счете к оплате следует 250 млн. рублей. В этом случае производятся следующие бухгалтерские записи:

1) Д сч. 51 на сумму 100 млн. рублей, Д сч. 63 на сумму 150 млн. рублей. — К сч. 62 на сумму 250 млн. рублей;

2) Д сч. 51 — К сч. 63 на сумму 150 млн. рублей.

Пример. Дано поручение на перечисление банку на сумму 100 млн. рублей. Фактически списано 70 млн. рублей. В этом случае производятся следующие бухгалтерские записи:

Д сч. 60 на сумму 100 млн. рублей — К сч. 51 на сумму 70 млн. рублей, К сч. 63 на сумму 30 млн. рублей

Пример. Излишне зачислена сумма 1 млн. рублей вместо 100 тыс. рублей. В этом случае производятся следующие бухгалтерские записи:

Д сч. 51 на сумму 1 млн. рублей — К сч. 62 на 100 тыс. рублей, К сч. 76 на сумму 900 тыс. рублей.

 

Не допускаются операции по списанию денежных средств на затраты, минуя счета расчетов.

При проверке документов по расчетному счету ревизор выписывает все суммы, проплаченные за конкретных физических лиц. При этом выписываются суммы, номера платежных поручений и содержание операций (оплата за обучение на курсах, участие в семинарах, путевок на детей и т.п.). Как правило, эти суммы должны возмещаться из чистой прибыли и облагаться подоходным налогом. Поэтому следует проверять факты отнесения этих сумм на затраты; а в случае такого отнесения — установить основание (формулировка содержания указанных операций в платежных поручениях “консультационные услуги” позволяет производить отнесение затрат на себестоимость). Особое внимание следует также обращать на следующие выплаты: оплата питания сотрудников, аренда бассейна и т.п. Эти выплаты не носят персонального характера и в соответствии с Законом РФ “О налогообложении физических лиц” не подлежат обложению подоходным налогом, т.к. не имеется ни субъекта, ни объекта налогообложения.

Порядок и очередность списания денежных средств с расчетного счета.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, списание средств со счета может осуществляться только по распоряжению клиента. Без распоряжения клиента списание средств со счета возможно только по распоряжению суда, а также в случаях установленных законом.

Частью II ГК РФ определена очередность списания средств с расчетного счета (Статья 855). При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

· в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

· во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

· в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации;

· в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;

· в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

· в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

· Выдача денег на неотложные нужды при этом не производится. При заполнении платежных поручений указывается номер очереди.


 

Тема:

“Проверка операций по валютным счетам в банке”

 

Основными регулирующими правовыми актами в сфере осуществления предприятиями валютных операция являются:

· Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 26.12.94 г. № 170, в ред. Приказа Минфина РФ от 03.02.97 г. № 8).

· План счетов бухгалтерского учета финансово—хозяйственной деятельности предприятий и Инструкция по его применению (Приказ Минфина РФ 28.02.94 г. № 173, в ред. Приказа Минфина от 17.02.97 г. № 17).

· Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. № 3615—1.

· О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ (ЦБ РФ от 29 июня 1992 г. № 7 с дополнениями и изменениями).

· Инструкция по проведению экспертизы обоснованности недополучения или задержки получения валютной выручки от экспорта российских товаров (ЦБ РФ от 25.05.94 г. № 125—94).

· Инструкции о порядке реализации гражданам товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории РФ (ЦБ РФ от 20 января 1993 г. № 28).

· О некоторых вопросах организации валютного контроля и применения инструкции «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров» (ЦБ РФ от 21 января 1994 г. № 73).

· Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 50).

· Положение об изменении порядка проведения в РФ некоторых видов валютных операций (Приказ ЦБ РФ от 24.04.96 г. № 02—94).

· О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров (Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 1993 г. № 19,01—20/10283).

· «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» (Инструкция ЦБ РФ № 30 от 26.07.95 г.)

 

При проверке операций по валютным счетам в банке в первую очередь необходимо установить наличие валютных счетов, наименование банков, отметка об их открытии в справке для налоговой инспекции. Следует сличить тождественность остатков, числящихся по выписке банка, на конец отчетного периода и в отчетности. Однако, сравнить напрямую выписку банка с отчетностью не всегда представляется возможным, так как в выписке банка остатки средств и движение показывается в валюте и в рублевом эквиваленте на дату совершения операции. В отчетности фиксируется рублевый эквивалент остатка, пересчитанный по курсу ЦБ РФ на последний день отчетного периода. В связи с тем, что курс рубля по отношению к иностранным валютам в течение отчетного периода постоянно меняется, возникает проблема подсчета курсовых разниц.

Курсовая разница — это разница, образующаяся на счетах, отражающих движение валютных средств и задолженности. Эта разница образуется в связи с изменением курса ЦБ РФ на разные даты отчетного периода. Существует также понятие суммовой разницы. Она возникает на тех счетах, где задолженность выражена в валюте либо в условных единицах, но расчеты ведутся в рублях.

Существует понятие “финансовых результатов по операциям с валютой”. Финансовый результат образуется на счете 48 при покупке—продаже валюты. Этот финансовый результат на счете 48 образуется в связи с разницей в курсах ЦБ РФ и биржевым курсом. На счете 48 не бывает курсовых разниц. Учет курсовых разниц может вестись либо на счете 80 в течение всего года, либо на счете 83.4 “Курсовые разницы”. В конце года счет 83 закрывается, т.е. переносится в развернутом виде на счет 80. Выбор метода учета курсовых разниц зависит от учетной политики предприятия. До 01.01.97 большинство предприятий для учета курсовых разниц пользовались счетом 80 в течение года, т.к. курсовые разницы были выведены из—под налогообложения. Исключение в учете курсовых разниц составляет только курсовая разница, возникающая по вкладам в уставной капитал при наличии учредителя—нерезидента. Эта курсовая разница не учитывается на счете 83, а относится на счет 87 “Добавочный капитал”. Так, если у предприятия имеется валютный счет, и предприятие занимается экспортно–импортными операциями, то оно обязано ежемесячно производить переоценку валютных счетов и задолженностей (сч. 52, 57, 60, 61, 64, 62, 75, 71, 90, 92).

Движение валютных средств отражается на счете 52, который открывается по каждому виду валюты. К счету 52 открываются в соответствии с планом счетов три субсчета:

· счет 52.1 — транзитный валютный счет;

· счет 52.2 — текущий валютный счет;

· счет 52.3 — валютные счета за рубежом.

Транзитный валютный счет имеет чисто контрольное значение. Цель открытия этого счета — осуществление контроля за обязательной продажей валюты. В соответствии с Указом Президента РФ № 629 от 14.06.92 все предприятия, получающие экспортную выручку, обязаны продать на бирже 50 % поступившей валюты. Любые поступления валютных средств первоначально зачисляются на счет 52.1 и предприятие обязано в течение 14 дней подать в банк заявление на обязательную продажу валюты. Получив такое заявление, банк списывает 50 % на обязательную продажу на бирже, а оставшиеся 50 % зачисляются на текущий валютный счет предприятия (52.2).

Не подлежат обязательной продаже валютные средства, поступающие в качестве вклада в уставный капитал; кредиты от зарубежных банков; дивиденды; проценты, но каждая такая сумма должна быть подтверждена документально, либо учредительными документами, либо кредитным договором, либо имеющимися ценными бумагами. Если такие документы не будут представлены, то поступившие средства будут проданы в размере 50 процентов. Если предприятие не направляет в течение 14 дней заявку на обязательную продажу валюты, то банк самостоятельно списывает валютные средства к обязательной продаже. По счету 52.2 осуществляются все текущие операции, т.е. получение наличной валюты для оплаты командировочных расходов, импортных контрактов и на другие цели.

При проверке валютных счетов довольно часто ошибаются в исчислении курсовой разницы при переоценке валютных счетов.

Схема

Счет 52.2

С — $ 1.000—00  
курс — 5.000 = 5.000.000  
1) $ 2.000—00 3) $ 200—00
курс — 5.100 = 10.200.000 курс — 4.950 = 990.000
2) $ 1.000—00 4) $ 250—00
курс — 4.900 = 4.900.000 курс — 5.000 = 1.250.000
6) 345.000 5) $ 1.000—00
  курс — 5.200 = 5.200.000
$ 3.000—00 = 15.100.000 $ 1.450—00 = 7.440.000
С — $ 2.550—00 ´ курс 31.03 = 13.005.000  

 

Рублевое сальдо равно 12.660.000 рублей, но в учете и балансе оно нигде не показывается. Курсовая разница = 13.005.000 — 12.660.000 = 345.000. Шестая операция — списывается положительная курсовая разница Д сч. 52.2 — К сч. 80(83). Отрицательная курсовая разница списывается обратными проводками Д сч. 80(83) — К сч. 52.2.

 

Следующая группа ошибок связана с отражением операций по покупке—продаже валюты.

Схема синтетического учета операций по

продаже валюты, включая обязательную

 

Счет 57  
         
Счет 62,64   Счет 52.1     Счет 48   Счет 51  
    1) $ 1000 курс 5.000   2) $ 500 курс 4.900   4) 3.000.000    
  –––––––––––––––––® ––––––––––––––––––––––® ––––––––––®    
  5.000.000 2.450.000      
         
    100.000 5)   5) 100.000  
         
      Счет 80      
        6) 450.000      
      –––––––––––––––®      
         
      Счет 52.2    
    3) $ 500 курс 4.900    
    ––––––––––––––––––––––®      
         
                                   

 

1) поступила экспортная выручка, зачислена на транзитный счет;

2) произведено списание 50 % выручки на обязательную продажу. Если банк, в котором открыт валютный счет не является прямым участником биржевых торгов и находится достаточно далеко, и операции по продаже валюты проводятся более 3—х дней, то между счетами 52.1 и 48 используется счет 57 "“Переводы в пути”";

3) зачисляется на текущий валютный счет 50 % экспортной выручки;

4) зачислена рублевая выручка от проданной валюты (валюта продается по биржевому курсу). На дебете счета 48 списанная валюта всегда показывается по курсу ЦБ РФ, а по кредиту счета 48 — по биржевому курсу. Разница между биржевым курсом и курсом ЦБ РФ образует финансовый результат;

5) на дебет счет 48 списываются расходы по оплате услуг банка по операциям продажи валюты;

6) определяется финансовый результат от продажи валюты (в данном случае — образовалась прибыль)

Схема синтетического учета

операций по покупке валюты

 

Счет 51   Счет 48   Счет 52.2  
  1) 11.000.000 2) $ 2000 курс 5000    
  –––––––––––––––––––––––® ––––––––––––––––––––––®    
        10.000.000    
                 
            Счет 80
        3) 1.000.000    
    ––––––––––––––––––––––®    
                 
                   

 

1) списано с расчетного счета сумма на покупку валюты;

2) зачислена на текущий счет валюта, купленная на бирже; валюта покупается по биржевому курсу, а зачисляется по курсу ЦБ РФ на день зачисления. Биржевой курс в учете на валютных счетах не используется, поэтому всегда по этим операциям предприятие имеет убыток;

3) списывается убыток от операции по покупке валюты.

 

В соответствии с Инструкцией ГНИ о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций отрицательный результат от реализации имущества не должен уменьшать налогооблагаемую прибыль.


 

Тема:

“Проверка расчетов с подотчетными лицами”