Лекция 4

ГЛАВА 13

Сейчас размещены материалы лекции, прочитанной 4 апреля

 

 

 

(дана в сокращении, приводятся только факты, дополняющие то, что было сказано на лекции)

 

Логическое направление в языкознании. Коммуникативно-мыслительная концепция языка. Природа, содержание, состояние, структура сознания. Язык (речь) и сознание как форма и содержание

 

Для логического, иначе – логико-грамматического направления, которое является одним из самых ранних среди всех традиционных направлений исследований в языкознании, в целом характерно следующее:

 

- рассмотрение языка как проблемы логической;

 

- обсуждение проблем гносеологии (теории познания);

 

- тенденция к выявлению универсальных свойств языка в связи с универсальными закономерностями человеческого мышления;

 

- выработка единых принципов анализа языка, независимых от реальных языковых форм (общее для всех языков представление структуры предложения, системы частей речи и т. п.);

 

- предпочтение синхронного анализа диахроническому;

 

- преимущественная разработка синтаксиса (теории предложения) и семантики.

 

Хотя корни рассмотрения языка в связи с логикой следует искать в трудах родоначальника формальной логики, древнегреческого философа Аристотеля (384–322 годы до новой эры), собственно лингвистический аспект в рамках логического направления возобладал в XVII веке.

 

В 1660 году французские учёные Клод Лансло и Антуан Арно представили научный труд под названием «Всеобщая рациональная грамматика…». Философской основой логической (универсальной) грамматики явился рационализм – то направление в философии, которое считает единственным источником познания разум и не придаёт значения чувственному восприятию и опыту.

 

● Полное название этого труда таково: «Всеобщая рациональная грамматика, содержащая основы искусства речи, которые изложены ясным и простым языком; логические основы всего того, что есть общего между всеми языками, и главные различия между ними, а также многочисленные новые замечания по французскому языку».

 

Центром логико-грамматических исследований во второй половине XVII века был монастырь Пор-Рояль, получивший название по местечку близ Парижа и являвшийся одним из крупнейших центров просвещения. В стенах монастыря создавались философские трактаты, труды по физике, математике, логике. При монастыре работали школы, где изучались теология, философия, литература, иностранные языки.

 

Логический подход к языку интересовал в XVII – начале XVIII века немецкого математика и философа Готфрида Вильгельма Лейбница (1646–1716), а в XVIII веке – французского философа-просветителя Дени Дидро (1713–1784).

 

Крупным представителем логического направления в языкознании XIX века был основоположник немецкой логико-грамматической школы Карл-Фердинанд Беккер (1775–1849). Поскольку преломление логических законов в языке нагляднее всего можно видеть в синтаксисе, то основное внимание К.-Ф. Беккера было сосредоточено на предложении. В этой языковой единице логические законы прослеживаются наиболее полно. Предложение является формой суждений и умозаключений.

 

● Основными научными работами К.-Ф. Беккера были «Организм языка» (1827 год) и «Пространная немецкая грамматика» (1836 год). Учёный обосновывал логико-семантический принцип распределения слов по частям речи. Этот же принцип он считал основным и при анализе членов предложения. Лексическое значение слова Беккер приравнивал к понятию. Главная проблема для Беккера заключалась в том, чтобы проследить, как законы логики находят своё отображение в языке.

 

В 1858 году русский языковед Фёдор Иванович Буслаев (1818–1897) выступил с аналогичной работой на материале русского языка – «Опыт исторической грамматики русского языка». В этом научном труде трактовки слова и предложения основывались на логических определениях. Ф. И. Буслаев рассматривал язык как непрерывный творческий процесс и стремился сочетать сравнительно-историческое рассмотрение явлений языка с логическим началом.

 

Следует сказать, что русская логическая школа в языкознании оформилась раньше, чем в Германии. У истоков логического направления в русском языкознании стояли Николай Иванович Греч (1787–1867), автор «Практической русской грамматики» (1827 год), а также Пётр Миронович Перевлесский (умер в 1866 году), создавший «Начертание русского синтаксиса» (1848 год), и Иван Иванович Давыдов (1794–1863), написавший «Опыт общесравнительной грамматики русского языка» (1852 год).

 

В конце XIX века логическое направление в русском языкознании трансформировалось в такие области исследований, как семантико-смысловой и структурно-семантический синтаксис, связанные с именами Василия Алексеевича Богородицкого (1857–1941), Алексея Александровича Шахматова (1864–1920), Ивана Ивановича Мещанинова (1883–1967).

 

В зарубежном языкознании XX века сформировалось течение «Категориальные (логические) грамматики», связанное с именами У.-В.-О. Куайна, Д. Дэвидсона, Р. Карнапа, Я. Хинтикки, С. Крипке, Р. Монтегю, Э. Ле Пора, П.-Ф. Стросона и других учёных.

 

С логическим направлением в языкознании непосредственно связана коммуникативно-мыслительная концепция языка, разрабатывавшаяся в советском языкознании. Эта концепция исходила из теоретического обоснования сущности языка в работах Карла Маркса (1818–1883), Фридриха Энгельса (1820–1895) и Владимира Ильича Ленина (1870–1924).

 

Логическое направление в языкознании и коммуникативно-мыслительная концепция языка акцентируют внимание на связи языка (речи), сознания и мышления человека. При рассмотрении связи языка с сознанием и мышлением следует исходить из формулы: сознание – мышление – необходимость передачи мысли (общение) – язык. Использование языка невозможно без деятельности сферы сознания и без мыслительных операций.

 

При изучении сознания следует различать четыре проблемы: 1) природу сознания, 2) содержание сознания, 3) состояние сознания и 4) структуру сознания.

 

Сознание, связанное с душой человека и опосредуемое физическим мозгом, составляет суть человека. Эволюция человека есть эволюция его сознания. Своё прямое и непосредственное выражение сознание получает в речи человека.

 

По природе сознание представляет собой энергетические импульсы, исходящих от человека. В плане содержания сознание – это в некотором роде «со + знание», то есть совокупность знаний об окружающем мире, которыми владеет человек. Знания – это элементы (единицы) индивидуального сознания. Они являются способом существования сознания.

 

Знания усваиваются посредством языка в процессе социализации человека и откладываются в памяти в виде концептов, которые являются совокупностью знаний человека о конкретных реалиях.

 

При определении содержания и направленности сознания следует разграничивать земное и космическое сознание. Земное сознание можно рассматривать как низшие слои сознания. Оно связано со всем исключительно материальным и личным. Космическое сознание базируется не только на высших знаниях, но и предполагает доминирование сверхличностного начала. На уровне космического сознания возможен переход от земных знаний как этапа приближения к истине к совершенному знанию, которое является моментом истины, озарением, постижением смысла всего существующего.

 

● Отличие космического сознания от земного сознания заключается в уровне энергетичности: космическое сознание всегда имеет более высокую частоту вибраций биополя, а земное сознание – более низкую.

 

Как земное, так и космическое сознание, неоднородны и могут рассматриваться в плане градации частных сознаний, своего рода иерархии в их проявлении. Типы земных сознаний выделил и описал психолог А. Г. Свияш, используя при этом не столько строгую научную терминологию, сколько обозначения-метафоры. Так, самые неразвитые души этот исследователь обозначает словом сырец. Эти души вселены в патологических преступников, наркоманов, бомжей, алкоголиков и дебилов. Система взглядов на мир у таких людей отсутствует.

 

На второй ступени, обозначаемой как мир материального потребления, А. Г. Свияш размещает по иерархическим ступеням «тружеников», «реалистов» и «эстетов». «Труженики» заняты низкоквалифицированным физическим трудом и не думают о богатстве и преуспевании. Обыватели-«реалисты» стремятся к потреблению всего лучшего, что есть в материальном земном мире. Это и является для них смыслом жизни. «Эстеты» потребляют не только материальные блага, но и продукты творческого труда, связанные с театром, музыкой, живописью, поэзией.

 

Третья ступень – мир материального созидания – отдана А. Г. Свияшем «инженерам», «изобретателям» и «созидателям». «Инженерами» являются представители любых специальностей, видящие смысл жизни в работе и с упоением занимающиеся любимым делом. «Изобретатели» непрерывно создают что-то новое – то, что улучшает земной материальный мир. «Созидатели» работают не в мире вещей, а в мире идей и связаны с разными областями человеческой жизнедеятельности.

 

С четвёртой ступенью развития земного сознания – миром духовного развития – связаны «искатели», «целители» и «проповедники». «Искатели» занимаются духовным самопросвещением и саморазвитием. «Целители» также живут исключительно духовными интересами, но развили в себе какие-то способности, которыми хотели бы поделиться с другими людьми. «Проповедники» занимаются пропагандой духовных знаний, основывают духовные или целительские школы. Многие из «искателей», «целителей» и «проповедников» переходят на уровень космического сознания, которое так же, как и земное сознание, неоднородно и представлено несколькими типами.

 

Начального уровня космического сознания, на наш взгляд, достигли те, кто просто понял, что живут на планете, являющейся лишь маленькой точкой в бесконечном космическом пространстве. Эти люди избавились от абсурдной идеи антропоцентризма.

 

Более высокий уровень космического сознания имеют неофиты (от греческого слова neophytos со значением «нововзращённый»). Обычный человек воспринимает и осознаёт лишь мизерную часть реальности. В сознании же неофита происходит энергетическая трансформация, благодаря чему достигается расширенное мировосприятие. Это называется повышенным состоянием сознания. Оно носит устойчивый характер и этим отличается от кратковременного изменённого состояния сознания. Среди неофитов есть неофиты-посвящённые, то есть прошедшие специальное обучение, и неофиты стихийные – люди, обладающие расширенным мировосприятием от рождения.

● Первоначально неофитами называли последователей учения Христа, прошедших обряд крещения, или новых христианских священников и монахов. Затем так стали называть новообращённых последователей любой религии, любого культа, любого учения.

 

На ещё более высокой ступени в плане развития сознания находятся учителя или гиды. Они живут среди обычных людей, распространяют космические знания, хотя сами сверхъестественными способностями не обладают. Учителями очень высокого уровня, достигшими знаний, которые недоступны большинству других людей, являются мудрецы. Они же, как правило, обладают и экстрасенсорными способностями, а в древности считались волшебниками.

 

Многие из учителей (гидов) и мудрецов, а также некоторые из неофитов выполняют функцию контактёров (по-старому – адептов, от латинского слова adeptus – «достигший, обретший»). Термин контактёр в настоящее время используется в значении «индивид, общающийся с представителями других миров». Слово адепт, с одной стороны, указывает на индивидов, достигших истинного знания, а с другой стороны, – обозначает обычных последователей каких-либо тайных учений. Иногда адептами называют существ из высших планов бытия, выполняющих миссию на Земле в человеческом теле.

 

● Контактёры бывают разные, в зависимости от того, с кем контактируют. Одни общаются с высокими мирами, другие – с низкими; одни – с положительными системами, другие – с отрицательными системами. При этом разные контактёры (медиумы-посредники, ясновидцы) получают разную информацию, часто противоположную по содержанию. Закономерность здесь такова: контактёр связан с тем уровнем инобытия, степени развития которого он достиг.

 

В истории человечества учителями, мудрецами и контактёрами были известные учёные, писатели, философы, а также шаманы, волхвы-кудесники, некоторые жрецы и правители. В задачи шаманов и жрецов входили опека и обучение социума и посвящение в тайны мироздания отдельных наиболее развитых людей.

 

Высочайшим уровнем космического сознания обладают пророки и мессии (аватары). Пророки истолковывают волю высших сил и смысл истории. Мессии (аватары) как посланцы свыше нисходят на Землю для выполнения сложной миссии в региональном или планетарном масштабе. Целью этой миссии является донесение до земного мира божественной истины. Слово аватар в переводе с санскрита как раз и означает «нисхождение», «явление». С Иисусом Христом, которого теософ Алиса Анна Бейли (1880–1949) называла аватаром своего времени, связаны многие афоризмы, один из которых следующий – «Я не от мира сего».

 

Самый высокий уровень космического сознания свойствен Сынам Света, которых, впрочем, нельзя считать людьми даже по их внешней оболочке. Они воплощаются в человеческое тело на короткое время, обычно же находятся на Земле в областях особых измерений (в пространствах иных вибраций), куда человек проникнуть не может. Такими областями, например, являются Гиперборея, Беловодье и Шамбала. Путь туда открывается только тем праведникам, которых обитатели указанных пространств позовут к себе.

 

● Греческое слово Гиперборея означает «находящаяся за крайним Севером». Беловодьем называется легендарная страна свободы в русских народных преданиях, с которой связывают образ сказочной молочной реки с кисельными берегами. Согласно Н. К. Рериху, легенда о Беловодье соотносится с представлениями буддистов о Шамбале – особой стране в Тибете или иных окрестных районах Азии, где живут высшие посвящённые, хранители традиции, истинные учителя и охранители земного мира, Сыны Света.

 

При рассмотрении состояния сознания различают, например, сознание в состоянии бодрствования, в состоянии сновидения и в состоянии глубокого сна без сновидений.

 

Наше обычное, или, как мы его называем, рациональное сознание, то есть сознание во время бодрствования, предполагает восприятие объектов окружающего мира органами чувств.

С сознанием в состоянии сновидений связан язык сна, который будет рассмотрен в последующем изложении. В состоянии глубокого сна без сновидения человек получает энергетическую подпитку на предстоящий период бодрствования.

 

Существует еще одно состояние сознания, возможное для сознания человека – трансцендентное, или трансцендентальное сознание (от латинского слова transcendere – «переступать», то есть выходить за границы обычного). В этом состоянии сознания люди выходят за пределы того, что доступно человеку при обычном восприятии физического бытия. Трансценденция обычна для людей с космическим сознанием.

 

Анализируя структуру сознания, учёные выделяют актуальное сознание, подсознание и интуицию.

 

С актуальным сознанием связана повседневная жизнедеятельность любого человека. Подсознание представляет собой глубинный (скрытый, «дремлющий») слой сознания, который соотносится с прошлым опытом души, накопленным за все предшествующие воплощения, то есть с воспоминаниями.

 

● С подсознанием связана так называемая ксеноглоссия (термин ксеноглоссия образован от греческих слов xenos – «чужой» и glōtta – «язык», glōssa – «устаревшее слово», «язык»).

 

Различают речитативную и ответную ксеноглоссию. При речитативной ксеноглоссии человек, находящийся в состоянии транса, начинает говорить на иностранном языке, который он не знает и не изучает. При этом говорящий не понимает значений слов и не знает, как ответить на задаваемые вопросы на данном языке. При ответной ксеноглоссии человек понимает неизвестный ему иностранный язык и может отвечать на вопросы.

 

Интуицией является способность души связываться с будущим, а также видение, понимание чего-либо, полученное не эмпирически и не путём размышления, а благодаря непосредственному постижению.

 

Интуитивное познание не имеет ничего общего с законами логики. Логические выводы основаны на сборе информации, анализе фактов и установлении причинно-следственных связей. Интуиция же сразу подсказывает готовый ответ. При этом первая мысль – правильная (Возможное объяснение природы интуиции см. в лекционных записях).

 

Все рассмотренные разновидности сознания так или иначе связаны с языком. См. далее в лекционных записях рассуждения о языке и сознании в связи с философскими категориями формы и содержания.