Доходы и прибыль фирмы. Условия максимизации прибыли.

История метеорологических наблюдений в Беларуси

Самые древние сведения о климатических условиях и связанных с этим природных явлениях на территории Беларуси зафиксированы в летописях, описаниях путешественников и других источниках, начиная с 9–10 веков. Первые метеорологические станции созданы в Могилёве в 1809, Витебске в 1810, Бресте в 1834, Горках в 1841, Минске в 1849. Всестороннее изучение климата началось только после Октябрьской революции. В 1930-е годы изучалась ультрафиолетовая радиация, были заложены основы службы погоды, разработана методика прогнозирования заморозков. А.И. Кайгородов выполнил разносторонние исследования, составил первое подробное описание климата Беларуси, сохранившее своё значение до нашего времени.

В 1950-е — 80-е годы обобщены многолетние сведения об основных метеоэлементах, составлены справочники по климату республики и областей. Выполнен цикл исследований по отдельным элементам климата. Завершены работы по исследованию климатических условий больших городов, проводится изучение климата и микроклимата курортных зон и т.д. А.X. Шкляр обобщил сведения о климате Беларуси в нескольких монографиях. На основании анализа климатических ресурсов, оказывающих влияние на сельское хозяйство и сезонное развитие природы, проведено агроклиматическое районирование республики. Белорусское республиканское управление по гидрометеорологии и контролю природной среды проводит изучение многолетних особенностей климата на широкой сети метеорологических, агрометеорологических, актинометрических и аэрологических станций. Используются материалы наблюдений автоматических метеостанций и метеорологических спутников.

 

Доход– выручка фирмы от реализации продукции.
Различают следующие виды дохода.

1) Общий доход TR – выручка от продажи всего количества определенного товара. TR=P*Q.

2) Средний доход AR– выручка приходящаяся в среднем на единицу продукции.

АR = (TR)/Q. Если все единицы продукции продаются по одинаковой цене, то AR=P. Это справедливо для чистой конкуренции.

3) Предельный доход MR -это прирост общего дохода при увеличении объёма продаж на единицу.

MR= прирост TR) / прирост Q.

Графическое изображение доходов при чистой конкуренции.

 

При чистой конкуренции любая единица продукции продается по одной и той же цене. Поэтому цена совпадает со средним и предельным доходом. Общий доход растет прямо пропорционально количеству проданных товаров.

Прибыль- это разница между доходом и издержками фирмы.

Различают бухгалтерский и экономический подходы к расчету прибыли. Бухгалтерская прибыль равна доход минус бухгалтерские или явные издержки. Экономическая прибыльравна доход минус экономические (явные и неявные издержки). Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек.

Если доход фирмы меньше экономических издержек, фирма терпит убытки. Если доход равен экономическим издержкам, фирма получает нулевую экономическую прибыль, которая в бухгалтерском подходе считается нормальной. В этом случае предприниматель возместит стоимость собственных израсходованных ресурсов. Нормальная прибыль равна неявным издержкам. Если доход фирмы больше экономических издержек, фирма получает чистую экономическую прибыль. Её появление возможно при наличии хотя бы одного из 3 факторов:

1) Монопольная власть фирмы. Она позволяет фирме диктовать цены и повышать цены.

2) Нововведения, позволяющие снизить издержки производства.

3) Способность предпринимателя ориентироваться в условиях непредсказуемого риска и извлекать из него выгоду.

Условия максимизации прибыли.
Предприниматель стремится максимизировать общую прибыль, то есть разницу между общим доходом и общими издержками. Для этого он должен выбрать оптимальный объем производства. Для его выбора существует два правила:

1 правило: оптимальным является такой объем производства, при котором общий доход TR превышает общие издержки ТС на максимальную величину.

Иллюстрация первого правила для чистой конкуренции (см. рис. а)

При объёмах пр-ва от 0 до Q1 и от Q2 до бесконечности предприниматель терпит убытки, т.к. TC больше TR. При объёмах от Q1 до Q2 предприниматель получает чистую прибыль. При объёмах Q1 и Q2 прибыль равна 0.

Q0 – оптимальный объём пр-ва (расстояние от TC до TR по вертикали максимальное).

2 правило. Оптимальным является такой объем производства, при котором предельный доход MR равен предельным издержкам МС.

Иллюстрация второго правила для чистой конкуренции (см. рис. б)

Вопрос: Какое из пересечений линий MR и MC даёт оптимальный объём производства? Почему? (оставить место для ответа)