Системы электронного документооборота

Назначением информационно-аналитических систем (ИАС) является обеспечение руководителей, аналитиков и менеджеров информацией о всех аспектах деятельности предприятия для ее последующей оценки и анализа.

Поддержка принятия управленческих решений в КИС

Лекция 9.

Отличия между ERP и CSRP подходами

 

 

 

 

Сама по себе ERP-система не является инструментом для принятия управленческих решений, она лишь поставляет необходимую для этого информацию.

 

Реальную же поддержку принятия управленческих решений оказывают информационно-аналитические системы (ИАС).


В состав ИАС обычно включаются следующие подсистемы:

· подсистема сбора и хранения корпоративных данных;

· подсистема доступа к данным, анализа и корпоративной отчетности.


Подсистема сбора и хранения корпоративных данных решает задачи по

 

· сбору и фильтрации данных;

 

· накоплению и индексированию информации;

 

· использованию информации в аналитических целях, а также при поддержке принятия решений на различных уровнях управления.

 

Данная подсистема традиционно базируется на технологии оперативной обработки транзакций OLTP (On-Line Transaction Processing).

 


Подсистема доступа к данным, анализа и корпоративной отчетности включает

 

· модули, обеспечивающие доступ к данным и защиту конфиденциальной информации;

 

· инструменты по поддержке принятия решений и оперативному анализу информации;

 

· средства корпоративной отчетности и визуализации данных.

 

 

В основе данной подсистемы лежит технология хранилищ данных Data Warehousing.

 

Анализ данных в хранилищах базируется на технологиях

 

· OLAP (On-Line Analytical Processing)-интерактивной аналитической обработки данных;

 

· Data Mining – глубинного анализа данных.


Приведем некоторые возможности информационно-аналитических систем (ИАС):

 

  • отслеживание эффективности работы различных участков и служб для выявления и устранения слабых звеньев, а также для совершенствования структуры бизнес-процессов и организационных единиц;

 

  • анализ деятельности отдельных подразделений;

 

  • агрегирование данных из различных подразделений;

 

  • анализ показателей различных направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия для выделения перспективных и убыточных направлений бизнеса;

 

  • выявление тенденций, развивающихся как внутри предприятия, так и на рынке.

 

Документы предприятия можно разделить на две категории:

· документы для автоматизации учрежденческой деятельности

· критически важные документы.

 

Документы для автоматизации управленческой деятельности представляют собой электронную почту, замечания, письма, отчеты и общедоступные базы данных.

 

Критически важные документы предназначаются для решения внутренних (управление временем и ресурсами) или внешних (маркетинг и обслуживание покупателей) информационных задач.

 


 

Основные действия с документами, которые повсеместно выполняются на предприятии:

- Создание документа.

- Утверждение документа.

- Использование документа.


 

В результате усложнения, как структуры документов, так и процессов использования документов возникают дополнительные задачи управления данными:

- Во-первых, с одним документом, возможно, должны работать несколько человек, причем, в реальном времени (и одновременно). Более того, одни фрагменты данных требуется регулярно обновлять, в то время как другая часть информации должна оставаться статичной.

 

- Во-вторых, в документе могут использоваться внедренные объекты (например, данные, чертежи и изображения), когда необходимо модифицировать такие объекты в одних проектах и оставлять без изменений в других.


 

Решением всех перечисленных задач работы с документами является управление документооборотом.

 

Управление документооборотом состоит в том, чтобы все обновления документов и их частей, которые выполняет пользователь, проходили процесс утверждения, и фиксировались.

 


 

2.1. Определение системы ЭД и ее отличительные свойства

 

Логической единицей хранения информации в документальной системе является документ.

 

Система электронного документооборота (ЭД, СЭД) - это комплекс программ, созданных для контролируемого создания и управления документами на предприятии в соответствии с правилами обработки документов, обусловленными бизнес процессами предприятия.


 

Отличительными свойствами СЭД являются:

- Ведение электронного архива документов

 

- Управление жизненным циклом информации

 

- Управление процессом создания, сбора, обработки и распространения корпоративной информации

 

- Наличие средств контроля исполнения поручений

 

- Управление содержимым корпоративных Web-ресурсов

 

- Интеграция с офисными приложениями и корпоративными информационными системами


 

СЭД должна выполнять следующие функции:

- организовывать среду хранения, обеспечивая работу с бумажными и электронными документами и предоставляя возможность их просмотра,

 

- осуществлять поиск (полнотекстовых и других) документов,

 

- вести историю работы с документом, учитывая трудозатраты на его подготовку,

 

- обеспечивать возможность работы с многокомпонентными, многоформатными документами, а также приложениями к документу и различными его версиями,

 

- обеспечивать учет ассоциаций и ведение коллекций документов,

 

- устанавливать права на работу с документом,

 

- обеспечивать сканирование документа и восстановление его текста по изображению,

 

- обеспечивать открытый интерфейс со специализированными, национальными и другими полнотекстовыми поисковыми модулями,

 

- обеспечивать настройку на потребности пользователя, в первую очередь, регистрационных карточек документов.