Структурные составляющие КСУ

Основу архитектуры КИС составляют:

· аппарат управления (АУ),

· информационная технология (ИТ),

· информационная система решения функциональных задач (ИСФЗ),

· система поддержки принятия решений (СППР).

 

см. рисунок - Структурные составляющие ИС и ИТ предприятия

 

ОбъектамиИТявляются обеспечивающие подсистемы, реализующие процедуры сбора, передачи, накопления и хранения информации, ее обработки и формирования результатов расчетов в нужном для пользователя виде.

Охарактеризуем их более подробно:

Информационное обеспечение – совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в ИС. Оно включает в себя специально организованные для автоматического обслуживания совокупность показателей, классификаторов и кодовых обозначений элементов информации, унифицированные системы документации, массивы информации в базах и банках данных на машинных носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.

 

Лингвистическое обеспечение (ЛО) – совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователей со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной.

ЛО включает:

· информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т.п.);

· языки управления и манипулирования данными информационной базы ИТ;

· языковые средства информационно-поисковой системы;

· диалоговые языки специального назначения и др. языки;

· систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных КИС.

 

Техническое обеспечение (ТО) – комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, тиражирования информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИТ. Центральное место среди них занимает ПК. Структурными элементами ТО также являются методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий их персонал.

 

Программное обеспечение (ПО) – совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.

В состав ПО входят общесистемные и специальные программы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств ПО и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь период жизненного цикла ИТ.

 

Математическое обеспечение (МО) – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач.

МО включает:

· средства моделирования процессов управления;

· методы и средства решения типовых задач управления;

· методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т.д.).

 

Организационное обеспечение (ОО) – комплекс документов, составленный в процессе проектировании КИС, утвержденный и положенный в основу эксплуатации. Они регламентируют деятельность персонала КИС в условиях функционирования ИТ, ИСФЗ и СППР. ОО реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС, ИТ, ИСФЗ и СППР.

 

Правовое обеспечение (ПрО) – совокупность правовых норм, регламентирующих, правоотношения при создании и внедрении КИС.

 

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования КИС, предназначено для создания оптимальных условий высококачественной, высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в ИТ, для ее быстрейшего освоения.

В состав ЭО входят:

· комплекс документации, содержащий эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала;

· комплекс методов учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование и формулировку требований к уровню подготовки персонала, а также формированию системы отбора и подготовки персонала ИТ;

· комплекс методов и методик, обеспечивающих высокую эффективность деятельности персонала в ИТ.

 

Рассмотренные обеспечивающие подсистемы ИТ, как правило аналогичны по составу для ИС различных экономических объектов.

Состав же ИСФЗ и СППР зависит от типа основной деятельности объектов (экономическая, производственная, административная, сбытовая и др.), сферы их функциональной направленности (производящие продукцию того или иного вида, оказывающие услуги транспортные, финансовые, банковские, страховые и др.), уровней управленческой деятельности (общегосударственный, региональный, муниципальный и др.).