Принципы создания КСУ

Основополагающие принципы, на которые необходимо опираться при создании автоматизированной системы:

· системность,

· развитие (открытость),

· совместимость,

· стандартизация (унификация),

· эффективность.

1. Принцип системности. Автоматизация управления осуществляется для большой и сложной системы, которой является фирма. Последняя организационно состоит из отдельных подразделений, управленческая деятельность которых также должна быть автоматизирована. Главная особенность корпоративной системы – тесная взаимосвязь всех ее элементов и частей. Системный подход предполагает учет всех этих взаимосвязей, анализ отдельных частей системы как ее самостоятельных структурных составляющих и параллельно – выявление роли каждой из них в функционировании всей системы в целом.

Принцип системности заключается в том, что при декомпозиции должны быть установлены такие связи между структурными компонентами системы, которые обеспечивают цельность корпоративной системы и ее взаимодействие с другими системами.

 

2. Принцип развития (открытости). Заключается в том, что внесение изменений в систему, обусловленных самыми различными причинами (внедрением новых информационных технологии, изменением законодательства, организационной перестройкой внутри фирмы и т. п.), должно осуществляться только путем дополнения системы без переделки уже созданного, т. е. не нарушать ее функционирования.

 

3. Принцип совместимости. Заключается в том, что при создании системы должны быть реализованы информационные интерфейсы, благодаря которым она может взаимодействовать с другими системами согласно установленным правилам.

Если в локальных сетях относительно несложно установить и соблюдать стандарты «общения» отдельных бизнес-процессов между собой и со смежными системами, то выход в глобальные сети требует:

  • дополнительных ужесточенных мер по защите информации;
  • знания и соблюдения различного рода протоколов, регламентирующих все пилы информационных обменов:
  • знание сетевого этикета, предусматривающего такие правила, как:
    • регулярная проверка своей электронной почты;
    • периодическая чистка своего почтового ящика;
    • корректность в составлении сообщений;
    • указание координат для обратной связи и т.п.

 

4. Принцип стандартизации (унификации). При создании системы должны быть рационально использованы типовые, унифицированные и стандартизованные элементы, проектные решения, пакеты прикладных программ, комплексы, компоненты.

Задачи необходимо разрабатывать таким образом, чтобы они подходили к возможно более широкому кругу объектов.

 

5. Принцип эффективности. Предусматривает достижение рационального соотношения между затратами на создание системы и целевыми эффектами, включая конечные результаты, отражающиеся на прибыльности и получаемые по окончании внедрения автоматизации в управленческие процессы.

 

6. Принцип первого руководителя. Чрезвычайно важный принцип, распространяющийся на все сферы управленческой деятельности. Уровень компетентности руководителя любого уровня в производственных, административных, психологических и других вопросах определяет общие тенденции развития фирмы или се подразделении и социально-психологический климат в коллективе.