Вопросы

Литература

Научно-технический потенциал предприятия. Стимулирование инноваций

 

В общем смысле под научно-техническим потенциалом понимается накопленный в обществе уровень знаний, который в сочетании с организационно-материальными и инфраструктурными условиями становится востребованным экономической системой в целях научно-технического, экономического и социального прогресса. В свою очередь, научно-технический потенциал предприятия объединяет различные виды ресурсов, необходимые для инновационной деятельности. Научно-технический потенциал предприятия характеризуется прежде всего инновационным уровнем производства.

В свою очередь инновационный потенциал производства находит свое отражение в динамике:

§ автоматизации технологических процессов с использованием автоматов и полуавтоматов, внедрение гибких производственных систем, автоматических поточных линий, роботизации промышленных роботов, организации цехов-автоматов и др.

§ создание и внедрение новых технологий и техники, уровень которых оценивается применением в управлении технологическим процессом компьютерной техники, патентной чистотой, универсальностью и т.д.

§ уровне новизны продукции, который характеризуется количеством изобретений, использованных при разработке изделия, патентной чистотой технологии и изделия, степенью унификации и стандартизации, энерго- металлоемкостью и т.д.

Поэтому важнейшим условием развития инновационной деятельности предприятий, особенно крупных, является наличие научно-технического потенциала, характеризующегося следующими количественными и качественными показателями:

1. Материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.

2. Кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР.

3. Научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии.

4. Информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации.

5. Организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками.

6. Инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.

7. Рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.

8. Экономические, характеризующие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности.

9. Финансовые, характеризующие инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования (возможность выпуска акций и облигаций, привлечения зарубежного и частного инвестора и т.д.

Эффективность инновационной деятельности во многом зависит от того, в какой степени персонал предприятия заинтересован в поиске новаций, сокращении сроков проведения НИР и ОКР, освоения производства и продвижения товара на рынок. Решающее значение приобретает трудовая мотивация работников и стимулирование их высокоинтеллектуального труда.

Как правило, работники, занятые в инновационном процессе, отличаются высоким уровнем образования и профессиональной подготовки. Они обладают аналитическим мышлением, повышенным чувством собственного достоинства, самостоятельностью и творческим потенциалом.

Стимулирование такой категории работников предприятия требует как общих подходов, так и нестандартных решений для максимального учета побудительных мотивов и особенностей работника. Эффективным методом повышения отдачи является самомотивация труда. Материальное стимулирование инноваций представляет собой систему денежного поощрения работников за проявление творческой инициативы, обеспечивающей инновационный эффект.

Основные виды поощрения персонала за инновации:

- Установление персональных окладов;

- Вознаграждение за изобретение, рационализаторской предложение;

- Премия за выполнение особо важных работ, за освоение новой техники, технологии;

- Вознаграждение за экономию ресурсов и т.д.

Источниками денежных выплат являются прибыль и себестоимость.

Экономическое стимулирование инноваций касается субъектов хозяйствования. Так, под экономическим стимулированием предприятия подразумевается правила экономического поведения, разрабатываемые в государстве посредством законов и нормативных актов. Важным рычагом здесь является снижение ставок налога на прибыль. Если налог на прибыль снижается, то появляется стимул для поиска инноваций и их коммерческой реализации. Создание льготных условий для технопарков, занимающихся инновационной деятельностью, создает предпосылки для ее развития, обратные действия государства оказывают отрицательное воздействие.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем заключается сущность инновационной деятельности?

2. Как организуется инновационная деятельность?

3. Что включается в состав научно-технического потенциала предприятия?

4. В чем отличие понятий «новшество» и «инновация»?

5. Какие факторы влияют на развитие инновационных процессов?

6. Как создается инновация?

7. Как распространяется инновация?

8. Назовите признаки классификации инновации.

9. Как классифицируются инновации?

10. Что отражает инновационный уровень производства, технологии, нового изделия?

11. какие виды рисков возникают при осуществлении инновационной деятельности?

12. Назовите показатели, которые отражают эффективность инновационной деятельности.

13. Какие эффекты возможны в результате осуществления инновационной деятельности?

1. Экономический механизм развития предприятия: учебн. пос. в 2-х частях, часть I Экономические риски, рычаги и стимулы / Под общ. ред. С.А. Пелиха, Е.С.Русак. – Мн.: Ак. упр. Президента Респ. Беларусь, 2006. – с.240-260

2. Экономика предпряития: Учебник / Под. Ред. А.Е. Кармика, М.Л.Шухгальтер. – М.:ИНФРМА-М, 2004.

3. Экономика предприятия: Учебное пособие / Г.З. Суша – М.: Новое знание. 2003- с. 105-118

4. Экономика предприятия: учебн. пособие / Э.В. Крум и др. – Мн.: Выш. шк. , 2005 – с. 260-281

5. Экономика предприятия: учебное пособие / Под общ.ред. Л.Н.Нехорошевой. – 3-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – с. 271-286

6. Экономика предприятия: Учебник дл экономических вузов/ Под общ. ред. Руденко А.И. - Мн., 2005. - с.364-385

7. Бабук И.М. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов технических специальностей. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. – 327 с.: ил.

8. Валадайцев С.В. Управление инновационным бизнесом. – М., 2001.

 

Тема 16: Инвестиции и инвестиционная деятельность
предприятия.

 

1. Сущность и классификация инвестиций.

2. Содержание инвестиционной деятельности предприятия: инвестиционный проект.

3. Источники инвестирования в условиях рынка.

4. Капитальные вложения: понятие, состав и структура.

5. Инвестиционный портфель предприятия: сущность, формирование, управление.

6. Сущность и методы оценки экономической эффективности инвестиций.

7. Пути повышения эффективности использования регулирования инвестиционной деятельности предприятия.

 

  1. Сущность и классификация инвестиций.

 

Успешное хозяйствование и устойчивость предприятия в условиях конкурентного окружения во многом зависят от его инвестиционной активности. Это требует от менеджеров поиска направлений эффективного вложения средств для создания базы, позволяющей увеличить доход, обеспечить развитие предприятия и приобретение конкурентных преимуществ. Решение данной проблемы возможно на основе осуществления инвестиционной деятельности, которая предусматривает действия субъектов хозяйствования по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или иному их использованию для получения прибыли (дохода), достижения иного значимого результата в соответствии с требованиями законодательства. В Республики Беларусь инвестиционная деятельность предприятий осуществляется в соответствии с положениями, вступившим в действие с 9 октября 2001г. Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

Инвестиции – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, принадлежащие инвестору и вкладываемые им в объекты инвестиционной деятельности с целью получения прибыли или достижения иного значимого эффекта (экологического, социального и т.д.).

Инвестиции в воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.

Инвестор – это субъект (юридическое, физическое лицо, государство), осуществляющий инвестиционную деятельность.

Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.

Множественность объектов инвестирования предопределяет разнообразие видов инвестиций, для упорядочения и изучения которых используется классификация. Достаточно широкое распространение получила классификация по следующим признакам (табл.1).

Таблица 1. – Классификация инвестиций

Классификационный признак Виды инвестиций
По направлениям вложений средств реальные финансовые портфельные
По участию инвестора в инвестиционном процессе прямые непрямые (косвенное участие инвестора)
По объектам инвестирования в недвижимости в ценные бумаги в интеллектуальную собственность
В зависимости от субъектов инвестирования предприятий частной формы собственности государственные физических лиц
По структуре средств финансирования за счет собственных средств инвестора (из внутренних источников) за счет заемных и привлеченных (из внешних источников) из смешанных источников (внутренних и внешних)
По страновой принадлежности инвестора национальные иностранные совместные
По сфере реализации промышленности торговли строительства и т.д.
По видам эффекта, возможного при реализации инвестиций с экономическим с техническим с социальным с экологическим  
По целевой направленности для расширения источников увеличения прибыли (дохода) для достижения роста объема продаж для приобретения конкурентных преимуществ и т.д.

Наиболее часто в экономической практике используются такие виды инвестиций, как реальные, финансовые, портфельные, прямые и инвестиции с косвенным участием инвестора в инвестиционном процессе (непрямые).

Под реальными инвестициями понимают инвестиции в какой-либо тип материальных объектов, как, например, оборудование, предприятие и т.д. Разновидностью реальных инвестиций являются капиталообразующие инвестиции, предусматривающие инвестиции в расширенное воспроизводство основных фондов (новое строительство, расширение действующего производства, реконструкция, техническое перевооружение).

Финансовые инвестиции определяются как инвестиции в ценные бумаги и другие финансовые активы, а также в нематериальные активы – в имущественные и другие права, концессии и т.д.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в инвестиционном процессе, т.е. инвестор самостоятельно определяет объект инвестирования и организацию финансирования проекта. В отличие от них непрямые инвестиции предусматривают вложение средств в ценные бумаг, выпускаемые финансовыми посредниками (инвестиционными фондами, специализированными финансовыми организациями и т.д.)

Рассмотрим типичный для европейских и американских предприятий пример разделения инвестиций по следующим категориям в зависимости от их цели (табл. 2)

Такое разделение на классы делает возможной систематическую оценку обычно очень неоднородных вариантов инвестиций. Нетрудно заметить, что критерием классификации данных инвестиций является дифференциация нормы прибыли и, соответственно, риск для разных классов. Такая классификация необходима руководству предприятия для оказания воздействия на инвестиционные решения и правильной инвестиционной политики предприятия.

Инвестиции – это ресурс, затрачивая который, можно получить намеченный результат. Если затраты ресурса, т.е. инвестиций, не приводят к желаемому результату, то они становятся бесполезными.

Таблица 2. - Классификация инвестиций в зависимости от их цели

Вид инвестиций Цель Норма прибыли, %
Вынужденные Осуществляются, например, с целью повышения надежности и техники безопасности на производстве в соответствии с новыми законодательными актами или другими непреложными обязательствами. В этих случаях между инвестировать или не инвестировать выбора нет Отсутствует
Сохранение позиций на рынке Необходимы для того, чтобы предприятие могло удержать свои позиции на рынке, а также сохранить созданную репутацию и завоеванные позиции
Обновление основного капитала, главным образом машин и оборудования Предназначены для поддержания и повышения технического уровня производства
Экономия затрат Преследуют цель и сокращения затрат, что в конечном счете повышает прибыльность предприятия и эффективность производства
Увеличения доходов Основное внимание уделяется увеличению доходов, что в свою очередь, как правило, ведет к увеличению прибыльности. Это часто связано с расширением «традиционных» областей деятельности предприятия.
«Рисковые» Связаны со значительным риском (например, для захвата новых областей или создания новых видов продукции). Высокий уровень риска связан с вероятностью не угадать реакцию рынка на предлагаемые новые виды товаров и услуг, в то время как повышение эффективности за счет снижения затрат на выпускаемую продукцию и оказываемые услуги несет минимальную опасность для инвестирования. Такие инвестиции могут дать выигрыш, например, в тех областях, где отсутствует серьезная конкуренция

 

2. Содержание инвестиционной деятельности предприятия: инвестиционный проект.

 

Инвестиционная деятельность предприятия – это совокупность практических действий по реализации инвестиционной стратегии предприятия. Она может осуществляться как за счет собственных так и заемных финансовых ресурсов, а также средств инвесторов и госбюджета.

Инвестиционная деятельность может быть капиталообразующей (реальные капвложения в материальное производство), финансовой (покупка ценных бумаг, целевые денежные вклады осуществляются, если рентабельность инвестиций ниже процентной ставки банка и в др. случаях) и в виде интеллектуальных инвестиций (НИР, ОКР, покупка лицензий, ноу-хау, совместных разработок, подготовку кадров и др.)

В современных условиях большая часть инвестиций связана непосредственно с инновационным процессом. Выбор и обоснование перспектив развития предприятия в сфере инновационной деятельности представляет собой процесс разработки инвестиционной стратегии. Стратегический план представляет направления вкладывания инвестиций с перечнем инвестиционных проектов. Инвестиционный проект может быть в виде технико-экономического обоснования или бизнес-плана.

Инвестиционная стратегия предприятия на долгосрочный период охватывает 3, 5, 7 и более лет, но включает среднесрочные и краткосрочные цели на основе, которых разрабатываются управленческие решения.

Инвестиции реализуются по средствам инвестиционных проектов.

Инвестиционный проект – представляет собой документально оформленный комплекс технико-экономических обоснований, организационных мероприятий и действий, согласованным по целям и ресурсам, увязанным во времени и пространстве, которые обеспечивают реализацию инвестиций.

Разработка и реализация инвестиционного проекта – от первоначальной идеи до завершения проекта может быть представлена в виде цикла, состоящего из четырех стадий: прединвестиционной, инвестиционной, эксплуатационной, ликвидационной.

Прединвестиционная стадия включает следующие виды деятельности:

§ Исследование рынков сбыта готовой продукции и их сегментов;

§ Проработка возможных поставщиков оборудования и технологий, а также сырья, материалов и комплектующих изделий;

§ Подготовка исходных данных, необходимых для выполнения финансово-экономических расчетов проекта;

§ Определение схемы финансирования проекта;

§ Поиск инвесторов.

Ключевым моментом разработки любого инвестиционного проекта является исследование рынка, результаты которого позволяют принять решение о целесообразности производства конкретного вида продукции (услуги) или увеличения объемов его выпуска.

Параллельно проводятся исследования по выбору технологий и оборудования, способных обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. На этом этапе анализируются предложения от поставщиков оборудования, обобщается информация о технических характеристиках, стоимости и условиях поставки производственного оборудования и технологий.

С учетом результатов маркетинговых исследований и предварительной выработки стратегии по применению технологий и оборудования осуществляется расчет объемов производства и продаж будущей продукции, затрат на ее выпуск и реализацию, определение объема инвестиций и выработка стратегии маркетинга. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска с применением методов имитационного моделирования.

При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме их результаты оформляются в виде паспорта инвестиционного проекта, в противном случае – инвестиционного предложения.

На прединвестиционной стали принимается окончательное решение (заказчиком, инвестором и т.д.) об инвестировании проекта.

Инвестиционная стадия включает в себя инженерно-строительное и технологическое проектирование, строительство, приобретение оборудования и ввод проектируемого объекта в эксплуатацию.

Эксплуатационная стадия предусматривает функционирование объекта проекта, выполнение работ по модернизации, расширению, финансово-экономическому и экологическому оздоровлению объекта, замену оборудования.

На ликвидационной стадии осуществляется ликвидация или консервация объекта.