Зыкальность. Понятие. Структура музыкальности. Амузия. Проблемы диагностики музыкальности

Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Музыкальность - это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено: человек постепенно привыкал различать в звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства - их высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации. В процессе этой деятельности формировались, создавались музыкальные способности.

Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется.

Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества.

Музыкальность, таким образом, - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. Главный признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение. Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства - от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна.

 

 

Билет 9

1.Влияние музыкального искусства на общую культуру человека.

Б.М. Теплов отмечал непосредственное формирование эмоционального компонента музыкального восприятия под воздействием самого произведения, вызываемого слуховыми представлениями, подчеркивал единство сенсорного, перцептивного и эмоционального моментов в механизме музыкального восприятия. Изучение связи музыкальных явлений с интеллектом и эмоциональной сферой позволило Б.М. Теплову подтвердить мысль о том, что музыка представляет собой комплексный раздражитель, вызывающий целостную реакцию всего организма. Это положение явилось основополагающим в исследованиях В.Н. Мясищева и А.Л. Готсдинера, доказавших существование последствия реакций на музыку, выраженного эмоциональным переживанием, зависящим от формы и стиля произведения. На психологические исследования в рамках общей и музыкальной педагогики опирались Г.К. Кечхуашвили, Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, В.И. Петрушин и мн. др.

Самыми восприимчивыми в этом плане являются дети. Они способны реагировать на любое музыкальное произведение. Ребёнок воспринимает песню матери вместе с её образом. И этот голос, напев колыбельной песни остаётся в памяти навсегда. В самом раннем детстве малыш выделяет музыкальные звуки из окружающих его шумов. Он старается сосредоточить своё внимание на услышанной мелодии, замирает на какое-то время, прислушивается, реагирует улыбкой или наоборот, гулением, отдельными движениями, проявляет определённый интерес к некоторым музыкальным произведениям.

Ребёнок с первых лет жизни тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Всё это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованности. Музыка для детей – это должен быть мир радостных переживаний, впечатлений. Чтобы открыть этот мир - надо развивать способности с раннего возраста и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость (глубину и подвижность эмоций).

Дети постарше уже способны осмысливать некоторые связи между явлениями, сделать простейшие обобщения – определить характер музыки, назвать признаки, по которым можно её отнести к определённому настроению. Им понятны и требования: как надо спеть различные по характеру песни, какие движения свойственны спокойному хороводу или подвижному танцу. Складываются музыкальные интересы, отдаётся предпочтение тому или другому виду деятельности, жанру музыки.

Основным генетическим источником влияния детского музыкального творчества является игра, обогащающая опыт ребёнка новыми впечатлениями и позволяющая ему реализовать свои замыслы, потребности, интересы, свои фантазии.

Процесс влияния музыки на формирование личности дошкольников тесно взаимосвязан с процессом обучения, который так же формирует и эстетический вкус. Данный процесс носит личностный характер. Творчество каждого ребёнка неповторимо, поэтому требуется пристальное внимание к индивидуальным особенностям детей. Это нужно учитывать каждому педагогу.

К шести – семи годам наблюдаются первоначальные появления художественного вкуса - способность дать оценку произведениям и их исполнению.

На занятиях дошкольников знакомят с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства. Всё это влияет на формирование личности дошкольников.

Для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов. И чем раньше музыка войдёт в жизнь человека, тем глубже и точнее этот вид искусства займёт место в его душе. Ведь каждый человек способен слышать музыку, но не все могут её слушать. Всё, что получает ребёнок в раннем возрасте, во многом определяет его будущее - что может он принести обществу в будущем. Именно в этот период жизни закладываются основы разнообразных качеств и свойств в формирование личности ребёнка, интересы и способности. Большая часть информации, приобретённой в раннем возрасте, усваивается быстрее и запоминается на долгие годы, порой до конца жизни.

Цель влияния музыки на воспитание детей – это приобщение к музыкальной культуре в целом. Музыка, как и любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие личности, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира, к активному мышлению. Общее музыкальное воспитание должно отвечать основным требованиям: быть всеобщим, охватывающим всех детей и всесторонним, гармонично развивающим все стороны формирования личности ребёнка.

Всесторонность музыкального воспитания - один из эффективных путей нравственного обогащения формирования личности ребёнка. Происходит активизация его умственной деятельности, повышение жизненного тонуса. Влияние музыки объединяет детей в их едином переживании, становится средством общения между ними.

Музыкальный опыт детей ещё очень прост, но может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в первоначальных основах доступны детям и при правильном воспитании обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития. Общаясь с музыкой, ребёнок развивается всесторонне, совершенствуется его физический облик, устанавливаются гармонические связи. В процессе пения развивается не только музыкальный слух, певческий голос, но и происходят различные сдвиги в дыхательном процессе, активизируется работа всех внутренних органов человека. Музыкально - ритмические движения побуждают к правильной осанке, координации движений, их гибкости и пластичности. Ребёнок способен чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ, изображать мимикой, жестами, движениями какой-то образ, приобщаться тем самым к различным видам художественной деятельности. Дети способны вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

Влияние музыки на разностороннее развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным и физическим. Гармоничность музыкального влияния на формирование личности ребёнка достигается тогда, когда используются все формы организации музыкальной деятельности детей.

Основная форма работы с детьми – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание детей, происходит формирование музыкальных способностей каждого ребёнка.

Занятие включает в себя чередование различных видов деятельности: музыкально – ритмические упражнения, слушание музыки, развитие слуха и голоса, пение, ознакомление с элементами музыкальной грамоты, музыкально-дидактические игры, игра на музыкальных инструментах…. и т.д. Тем самым обеспечивается разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей будет активнее на основе знаний, умений и навыков, приобретённых на занятиях.

Так же немаловажную роль играет музыка и в повседневной жизни. Музыкальное воспитание осуществляется на всевозможных мероприятиях, развлечениях, в домашних условиях. Занятия в игровой форме помогают детям быстрее ознакомиться с материалом, понять его и усвоить. Данный вид деятельности является важным средством в развитии и формировании личности детей, способствуя проявлению положительных качеств, эмоций, повышает заинтересованность, активизирует робких, нерешительных детей, помогает создать радостную атмосферу, приобщает к коллективным переживаниям, развивает инициативу, творческие способности каждого ребёнка.

Научные данные о физиологических особенностях музыкального восприятия дают обоснование роли музыки в воспитание личности ребёнка, формирование его особенностей. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки. Данный вид деятельности развивает интерес, любовь к музыкальному искусству, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера (вроде колыбельной) улучшает качество пения, развивает вокальные данные. Спокойной музыкой можно создать у детей соответствующее настроение, внутреннюю сосредоточенность. Объём внимания у детей невелик. Поэтому для слушания подбирают небольшие по объёму произведения, с яркой мелодией, несложной гармонией, ясной формой, не быстрые по темпу. Музыка воспринимается слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

Основное средство музыкального воспитания, которое влияет на личность ребёнка – пение. Оно наиболее близко и знакомо детям. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает чёткому произношению отдельных звуков и слогов. Пение развивает голосовой аппарат, при надлежащем контроле укрепляет голосовые связки, улучшает речь ребёнка (педагоги – логопеды используют пение при лечении заикания). Правильное положение корпуса поющих детей регулирует и углубляет дыхание ребёнка, улучшается лёгочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений.

Следует отметить опыт знаменитого венгерского композитора и педагога Золтана Кодая. Он придавал особое значение хоровому пению во всей системе образования – в детских дошкольных, учебных заведениях. Человеческий голос – «это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент, а пение создаёт самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры». Продуманное обучение с помощью специально отобранных песен развивает способность восприятия мелодии и ритма. При систематическом соответствующем обучении, развивающем восприятие музыки на слух с раннего возраста, каждый ребёнок может научиться петь. Если дошкольник приобретает способность воспринимать высоту звука и ритм в мелодии, если он чувствует её выразительность, умеет выделять и усваивать разнообразные мелодии, это означает, что у него сложились основы для развития музыкальности. Ребёнок должен постепенно научиться слушать музыкальный звук – воспринимать и различать его высоту, тембр, силу и продолжительность. Это достигается в результате сравнения звуков, сопоставления их друг с другом. Внимательное и активное прослушивание должно научить детей не только различать, но и определять тембр голосов людей, птиц, силу звука, его высоту и длительность, а также оценивать значение музыкального произведения. Музыкальное воспитание должно быть тесно связано с работой, направленной на развитие речи и мышления у дошкольников. Развивая в детях способность сравнивать, создаются условия для дальнейшего совершенствования исполнения произведения – для более точного, гибкого интонирования, выразительной передачи оттенков, штрихов, выработки приятного звучания. И самый лучший способ добиться результата – учить ребёнка слушать музыку через деятельность самих детей (конкурсы, концерты, викторины). При этом необходимо поощрять любые творческие инициативы детей в индивидуальных или групповых занятиях.

Влияние музыки также помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, знакомясь с произведениями композиторов, дети изображают в своих рисунках услышанное – создают зримый образ музыкального произведения. У каждого ребёнка впечатления могут отличаться, но характер они определят безошибочно. Влияние музыки в различных видах деятельности ребёнка должно найти применение в формировании его личности.

Музыка непосредственно воздействует на чувство ребёнка, формируя его моральный облик. При знакомстве детей с произведениями различного эмоционального содержания мы побуждаем их к сопереживанию. Песня о родном крае пробуждает чувство любви к Родине. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к обычаям, традициям. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, юмор. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.

Решению воспитательных задач во многом способствует коллективное пение, танцы, игры, когда дети охвачены общими переживаниями. Пение требует от участников единых усилий. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития. Для ребёнка, избалованного вниманием, самоуверенного, успешное выступление других детей служит «тормозом» его отрицательных проявлений. Такому ребёнку можно предложить оказать помощь другим детям, воспитывая тем самым скромность, уважение к другим людям и одновременно развивая индивидуальные способности. Легковозбудимым детям очень важно обращать внимание на спокойную, лирическую интонацию в музыкальных произведениях. Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения ребёнка. Чередование различных занятий, видов деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявление волевых усилий: исполняя вокальное произведение – вовремя начать и завершить его, удерживаясь от импульсивного желания быстрее закончить. Всё это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребёнка.

Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают выразительные особенности, учатся разбираться в структуре произведения. Отвечая на вопросы педагога, ребёнок делает первые обобщения и сравнения. Музыкальное искусство организует детей, заставляя чётко контролировать временные рамки (в отличие о других видов искусств).

Общее «действо» на занятиях вызывает у детей радость, хорошее настроение. Педагогическая деятельность должна основываться, прежде всего, на детской радости. Только в жизнерадостной атмосфере создаётся ситуация, наиболее способствующая развитию творческих способностей детей. Первые встречи ребёнка с искусством слишком значимы для формирования не только творческих способностей, но и нравственных начал будущей личности. Здесь уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

 

 

2.Условия, обеспечивающие успешное развитие детского музыкального творчества

СОБЛЮДЕНИЕ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ

НАКОПЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ ОТ ВОСПРИЯТИЯ ИСКУССТВА

НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА(ПЕСНЯ,ДВИЖЕНИЕ,ИГРА НА МУЗ.ИНСТР.)

РАЗВИТИЕ ОСНОВ.МУЗ.СПОСОБНОСТЕЙ

ОСНАЩЕНИЯ МУЗ.ТВОР-А КАК В ДЕТ САДУ ТАК И В СЕМЬЕ РАЗЛ.АТРИБУТАМИ

 

Слайд 12
 
Психолого-педагогическое обоснование детского творчества Необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником.

 

Слайд 13
 
Условие детского музыкального творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения.

 

Слайд 14
 
Песенное творчество Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно.

 

Слайд 15
 
Музыкально-игровое и танцевальное творчество. Стремление к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни, инструментальной пьесы- воспитывать у детей творческое отношение к музыке

 

Слайд 16
 
Классическая и современная музыка обогащает музыкальные впечатления, воспитывает эстетический вкус на лучших образцах музыкального искусства.

 

Слайд 17
 
Творчество детей в игре на музыкальных инструментах. Владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах- обеспечивает успешное инструментально е творчество

 

Слайд 18
 
Импровизации. Ситуации, придуманные самими детьми или подсказанные педагогом, наталкивают ребят на поиск выразительных средств, наиболее подходящих для конкретного образа.

 

Слайд 19
 
Педагогическая цель- преобразование, которое совершается с детьми в процессе творческого поиска.

 

Слайд 20
 
Детское творчество, детские находки, детские мысли, - вот что создает атмосферу радости на занятиях, формирует личность, оптимизирует развитие созидательных способностей. Вывод

 

Слайд 21

 

 

Билет 10

1.Возрастные особенности музыкального развития детей.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога. В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии. Например, если не учить детей различать музыкальные звуки по высоте, то ребенок к 7 годам не в состоянии будет справиться с заданием, которое легко выполняет более младший.
Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:
слуховое ощущение, музыкальный слух;
качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;
простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
Отметим общие тенденции возрастного развития.
Первый год жизни. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом.
Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.
Второй год жизни.При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированны: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает притопывает, кружится под звуки музыки.
Третий и четвертый год жизни. У детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.
Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.
Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.
Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям шире использовать их в играх и танцах. Одни стремятся, не подражая друг другу, по-своему исполнить роль (например, в сюжетной игре), другие проявляют интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.
Шестой и седьмой год жизни. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой.
Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.
У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

 

 

2.Формы работы по слушанию музыки.

Виды и формы работы по слушанию музыки. Роль воспитателя в организации и проведении работ по слушанию музыки

Формы работы

Работа по развитию навыков слушания музыки проводится на занятиях, развлечениях, в ходе самостоятельной деятельности ребенка. Слушанию музыки на занятиях следует придавать большое значение. Результаты этой работы не столь очевидны, как в пении и ритмике. Однако знакомить детей с музыкальными произведениями, развивая их слух, расширяя кругозор, воспитывая активного слушателя, необходимо последовательно и систематически на каждом занятии.

Очень важная форма эмоционального обогащения маленьких слушателей — концерты. Они наполняют впечатлениями, создают приподнятое, праздничное настроение. Содержание концертов обычно связывается с программой занятий. Они как бы подводя итог пройденного материала, вводят в круг новых интересов. Например, концерты, посвященные какому-либо композитору (П. Чайковскому, Д. Кабалевскому), позволяют педагогу широко и многогранно познакомить дошкольников с творчеством большого мастера. Концерт «Музыкальные инструменты» дает возможность детям узнать о различных музыкальных инструментах, способах игры на них, звуковых особенностях. В такие концерты входят различные «Музыкальные загадки», используется грамзапись.

Следующая форма работы — применение музыки в самостоятельной деятельности ребенка. Чтобы процесс музыкального восприятия имел развивающее, непрерывное воздействие на детей воспитателю необходимо иметь в групповой комнате своеобразную музыкальную библиотечку. В ней должны быть собраны комплект пластинок с записями программных произведений, соответствующих возрасту ребят, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание инструментальных пьес или песен, и т. п. Зная материал, имеющийся в библиотечке, дети рассматривают его, выбирают любимые произведения, слушают их. Иногда инициатива принадлежит воспитателю, который предлагает послушать музыку, отгадать музыкальную загадку, беседуя с ребятами о том или ином произведении.

Эффективность результатов организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.

 

 

 

Билет 11

1.Значение музыкально-образовательной деятельности, методы и приёмы формирования знаний о музыке

По определению Б.В. Асафьева музыкальная деятельностьвзрослых представляет собой триединство создания, воспроизведения и восприятия музыки, Н.А.Ветлугина выделяет еще два направления – музыкознание и музыкальную педагогику. Относительно детей дошкольного возраста принято рассматривать эти виды деятельности в следующем порядке: восприятие, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество, музыкально-образовательная деятельность (по аналогии с музыкознанием), причем содержание этих видов деятельности в дошкольном возрасте специфично. Единственный вид музыкальной деятельности взрослых, не находящий своего отражения в деятельности дошкольников – музыкальная педагогика.

Музыкально-образовательная деятельность играет существенную роль в решении задач музыкального воспитания дошкольников (развитии музыкальных способностей и формировании основ музыкальной культуры) и О.П. Радыновой выделяется в отдельный вид детской музыкальной деятельности.

Так, для эффективного развития музыкальных способностей детям необходимы следующие знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окраски музыки) предполагает знание того, что:

· содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена;

· изображение окружающего мира в музыке всегда имеет конкретную эмоциональную окраску;

· определенное настроение создают средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, тембр, динамика, интонация);

· музыкальную форму (количество частей произведения) определяют смена эмоциональной окраски музыки;

Для развития музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что:

· звуки имеют различную высоту;

· что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что:

· звуки могут иметь различную протяженность – бывают долгими и короткими;

· их чередование (темп) может быть спокойным и более активным;


· ритм влияет на характер музыки, делает узнаваемыми жанры (благодаря ритму мы отличаем вальс от польки, полонеза);

Формирование основ музыкальной культуры предполагает развитие музыкально-эстетического сознания (интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкально деятельности. Увлекательные рассказы о музыке различных стилей, эпох, обычаях людей, сопровождающиеся музыкой, показом иллюстраций, репродукций картин, заинтересовывают дошкольников, создают установку на восприятие музыки, углубляют чувства. Формирование мотивированной оценки музыки предполагает определенные знания о ней, ее видах (народной, классической и др.), композиторах, музыкальных инструментах, формах, владение некоторыми терминами.

Музыкально-образовательная деятельность не существует изолированно от других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в процессе восприятия музыки, исполнительства, творчества по ходу, к месту.

Для успешности в видах музыкальной деятельности также требуются определенные знания. Так, для развития музыкального восприятия нужны знания общего характера (о композиторах, жанрах и др.), осознание детьми значения средств музыкальной выразительности в создании образа. Обучаясь пению, дошкольники приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками (звукообразование, дыхание, дикция, ансамбль). В музыкально-ритмической деятельности дошкольники приобретают знания о слитности музыки и движений, зависимости образа от средств выразительности (темпа, динамики, пауз), узнают названия танцевальных шагов (шаг польки, переменный шаг, галоп и др.), усваивают названия танцев, хороводов. Обучаясь игре на инструментах, дошкольники получают знания о тембрах инструментов, способах и приемах игры (стакатто, глиссандо – на металлофоне, как правильно держать молоточек при игре на нем, медиатор для игры на цитре или арфе), знакомятся с элементами нотной грамоты.

 

 

Методы и приемы формирования знаний о музыке у детей дошкольного возраста

 

Все педагогические методы (наглядный, словесный, практический) применимы и в музыкально-образовательной деятельности.

Наглядно-слуховой метод (звучание произведения в «живом» исполнении или в грамзаписи) всегда сопровождает рассказ педагога о музыке. Все знания детям даются в опоре на музыку, а не отвлеченно от нее. Использование наглядных приемов, например контрастных сопоставлений различных видов (контраст стилей, жанров, контраст внутри жанра, контраст настроений и т.д.), облегчает усвоение определенных знаний, заинтересовывает детей, придает обучению проблемный характер.

Наглядно-зрительный метод в музыкально-образовательной деятельности также применяется широко: показ репродукций картин, игрушек, изображений инструментов, портретов композиторов; использование цветных карточек (пржмцвет — настроение) для определения характера произведения и закрепления нового слова в словаре ребенка; моделирование расположения звуков по высоте и их ритмических соотношений. Опора на зрительную наглядность значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.

Словесный метод применяется, когда педагог сообщает детям различные сведения о музыке, поясняет ее содержание, разъясняет, как применить тот или иной прием исполнения, овладеть определенными навыками и т.д.

Используя практический метод (показ приемов исполнения, вариантов творческих импровизаций и т.д.), педагог рассказывает детям о способах действий, необходимых им в исполнительской и творческой деятельности. Этот метод облегчает детям усвоение музы кальных знаний, помогает закрепить их на собственном опыте. Практические приемы — оркестровка, передача характера музыки в движениях — позволяют глубже прочувствовать и осознать значение средств музыкальной выразительности: акцентов, динамики, пауз, штрихов, темпа, регистра и т.д.

В музыкально-образовательной деятельности ярко проявляется взаимосвязь методов обучения.

Музыкально-дидактические игры и пособия, объединяющие слуховую, зрительную наглядность, слово, а также практические действия детей, способствуют осознанному усвоению и закреплению знаний.

Игровая форма заданий, занимательность помогают без особых затруднений усвоить многие достаточно сложные музыкальные понятия и представления (высота, длительность звуков ит.д.).

Одно из основных музыкальных пособий, на основе которого создаются различные музыкально-дидактические игры и упражнения, — «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной. Каждая музыкальная пьеса и попевка в букваре иллюстрирована, что всегда привлекает малышей.

Три раздела «Музыкального букваря» посвящены соответственно трем темам: «Какие чувства передает музыка?», «О чем рассказывает музыка?», «Как рассказывает музыка?».

Первый раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая которые дети узнают, что музыка может выражать различные чувства, настроения и их оттенки.

Во втором разделе собраны программно-изобразительные пьесы, показывающие, как музыка изображает конкретные жизненные явления (природу, животных), сказочные персонажи и что при этом она всегда эмоционально окрашена (пьесы «Утро», «День», «Ночь», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Три медведя» и др.).

Третий раздел знакомит со средствами музыкальной выразительности, с языком музыки. Дети получают представление о высоте звуков (попевки «Птенчики», «Качели», «Эхо» и др.), длительностях звуков (попевки «На рассвете», «Снегири», «Буду летчиком» и др.).

«Музыкальный букварь» используется не только для слушания, но и при обучении детей пению, игре на музыкальных инструментах для развития певческих навыков, слуха, чувства ритма.

Музыкальные понятия и термины дети усваивают постепенно начиная с раннего и младшего дошкольного возраста. Вначале ребята не употребляют их в речи, а лишь учатся понимать. Педагог разъясняет новые понятия, иллюстрирует их музыкой, образным словом, зрительной наглядностью. В дальнейшем некоторые термины входят в активный словарь детей.

 

2.Требования к педагогу, работающему с одаренными детьми.

 

Критериями эффективной деятельности педагога работающего с одаренными детьми следующие:

- организация активной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе;

-формирование мотива деятельности;

- использование различных источников знаний;

-обучение детей различным способам добывания и переработки информации;

- личностно - деятельностный подход;

- опора на сильные стороны ученика.

Педагоги имеют возможность презентовать свои работы с одаренными детьми на научно-практических конференциях, семинарах, проектной деятельности.

Чаще всего в своей работе с учениками я использую современные образовательные технологии:

1. проблемное обучение

2. исследовательские и проектные методы;

3. информационно-коммуникативные технологии.

 

 

 

Требования к учителю, работающему

с одаренными детьми

Учитель должен быть:

Ø непременно талантливым;

Ø способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

Ø профессионально грамотным;

Ø интеллигентным, нравственным и эрудированным;

Ø владеть передовыми педагогическими технологиями;

Ø психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

Ø знатоком во всех областях человеческой жизни.

При работе с одаренными детьми необходимо уметь:

Ø обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

Ø стимулировать познавательные способности учащихся;

Ø работать по специальному учебному плану;

Ø работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;

Ø принимать взвешенные психолого-педагогические решения;

Ø анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

Ø отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

Ø регулировать и улаживать конфликты;

Ø уменьшать стрессы учащихся.