Вопрос 3. Письменная информация (отчет) аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.
Письменная информация— это информация для руководства проверяемой организации в виде отчета аудитора. Требования, предъявляемые к аудиторской фирме или индивидуальному аудитору в отношении содержания, формы и порядка подготовки письменной информации (отчета) аудитора руководству (собственникам) экономического субъекта по результатам аудита, определены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудиторской проверки».
Подготовка письменной информации обязательна в следующих случаях:
•при проведении обязательного аудита;
•при осуществлении аудита, по итогам которого предусматривается подготовка аудиторского заключения;
•если представление письменной информации предусмотрено договором оказания аудиторских услуг.
Письменная информация должна содержать следующие реквизиты:
•название документа;
•исходящий номер и дату подписания письменной информации аудиторской организацией;
•указание на лицо, которому адресуется письменная информация в соответствии с договором оказания аудиторских услуг;
•реквизиты аудиторской организации;
•реквизиты аудируемого лица;
•основание для проведения аудита (дата и номер договора оказания аудиторских услуг);
•период, за который проводился аудит; даты начала и завершения аудита.
В содержательной части письменной информации в обязательном порядке приводятся следующие сведения:
• выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность;
• результаты проверки организации и ведения бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния системы внутреннего контроля экономического субъекта.
В дополнение к обязательным сведениям в зависимости от объема, масштабов и специфики аудиторской проверки, а также размеров и особенностей аудиторской фирмы (проведение проверки аудитором, работающим самостоятельно), размеров и особенностей экономического субъекта, подлежащего проверке, необходимо включать в письменную информацию аудитора следующие сведения:
•особенности проведения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;
•данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, о структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;
•перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;
•сведения о методике аудиторской проверки, подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности, указание на то, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным способом, а какие — выборочным порядком, и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка;
• перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендаций;
•оценку (при наличии такой возможности) количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей по данным экономического субъекта, и прогнозируемых по результатам проверки аудиторской организацией;
•в случае проверки крупных экономических субъектов со сложной организационной структурой — сведения об осуществлении проверок филиалов, подразделений и дочерних фирм такого экономического субъекта, изложение общих результатов таких проверок и анализ влияния этих частных результатов на итоги аудиторской проверки всего экономического субъекта в целом;
•при последующих аудиторских проверках — оценку и анализ выполнения или исправления экономическим субъектом, подлежащим аудиту, замечаний, имевшихся в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора;
• в случае отклонения от требований правил (стандартов) аудиторской деятельности (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, а также при оказании сопутствующих аудиту услуг) — сам факт и причины такого отклонения.
В случае подготовки аудиторской организацией заключения с выражением мнения, отличного от безоговорочно положительного, в письменной информации аудитора должна содержаться развернутая аргументация причин.
Письменная информация составляется в ходе аудита и направляется заказчику на его завершающем этапе. В процессе аудита заказчику может передаваться промежуточная информация в устном или письменном виде. Все входящие и исходящие документы, содержащие промежуточную информацию, необходимо приобщить к рабочей документации аудитора.
Письменная информация должна составляться не менее чем в двух экземплярах и иметь сквозную нумерацию страниц. Первая страница письменной информации оформляется на бланке аудиторской организации или имеет угловой штамп аудиторской организации.
Письменная информация подписывается всеми аудиторами, принимавшими участие в проверке. В случае, если аудиторскую проверку проводило несколько групп аудиторов, письменная информация может быть подписана их руководителями.
Письменная информация может быть передана только:
•лицу, подписавшему договор оказания аудиторских услуг;
•лицу, названному получателем письменной информации в договоре оказания аудиторских услуг;
•любому другому лицу — в случае письменного указания, полученного аудиторской организацией от лица, подписавшего договор оказания аудиторских услуг со стороны заказчика.
Несогласие заказчика с содержанием письменной информации не может служить основанием для отказа в ее получении.
Письменная информация является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в ней, не подлежат передаче аудиторской организацией третьим лицам либо разглашению ее работниками и лицами, привлекаемыми к проведению аудита без письменного согласия заказчика, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Заказчик может распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации, произошедшее по вине заказчика.
В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями). Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных прежней аудиторской организацией (аудиторскими организациями).
Вопросы для самоконтроля:
1. Что включается в заключительную стадию аудиторской проверки?
2. Требования к порядку составления аудиторского заключения?
3. Основные части аудиторского заключения и их содержание?
4. Какие требования предъявляют к форме выражения аудиторского мнения?
5. Порядок составления и оформления аудиторского заключения, его конфиденциальность.
6. В каком случае составляется «условно положительно» аудиторское заключение?
7. В каком случае может возникнуть ситуация, когда аудитор «отказывается от мнения»?
8. Какая часть аудиторского заключения является наиболее существенной?
9. Почему сторонним пользователям предоставляется только итоговая часть аудиторского заключения?
Приложение 1.
Баланс ООО «Майский сад» по состоянию на 01.01. текущего года, тыс.руб.
Актив | Пассив | ||
статьи | суммы | статьи | суммы |
Раздел I Внеоборотные активы | Раздел III Капитал и резервы | ||
Основные средства | 347 000 | Уставный фонд | 400 000 |
Нематериальные активы | 59 500 | Резервный фонд | 33 000 |
Итого по разделу I | 406 500 | Нераспределенная прибыль | - |
Раздел II Оборотные активы | Итого по разделу III | 433 000 | |
Сырье и материалы | 58 000 | Раздел IV Долгосрочные обязательства | |
Кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев | 84 000 | ||
Готовая продукция | 70 000 | Итого по разделу IV | 84 000 |
Касса | Раздел V Краткосрочные обязательства | ||
Расчетные счета | 90 000 | Кредиты банков | 29 000 |
Итого по разделу II | 218 500 | Кредиторская задолженность в том числе: поставщики и подрядчики | 43 000 |
перед бюджетом | 16 000 | ||
по социальному страхованию и обеспечению | 5 000 | ||
по оплате труда | 15 000 | ||
Итого по разделу V | 108 000 | ||
Баланс | 625 000 | Баланс | 625 000 |
Баланс ООО «Майский сад» по состоянию на 01.02. текущего года, тыс.руб.
Актив | Пассив | ||||
статьи | на 01.01. текущего года | на 01.02. текущего года | статьи | на 01.01. текущего года | на 01.02. текущего года |
Раздел I Внеоборотные активы | Раздел III Капитал и резервы | ||||
Основные средства | 347 000 | 347 000 | Уставный фонд | 400 000 | 400 000 |
Нематериальные активы | 59 500 | 59 500 | Резервный фонд | 33 000 | 33 000 |
Итого по разделу I | 406 500 | 406 500 | Нераспределенная прибыль | - | - |
Раздел II Оборотные активы | Итого по разделу III | 433 000 | 433 000 | ||
Сырье и материалы | 58 000 | 114 000 | Раздел IV Долгосрочные обязательства | ||
Кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев | 84 000 | 84 000 | |||
Готовая продукция | 70 000 | 70 000 | Итого по разделу IV | 84 000 | 84 000 |
Касса | Раздел V Краткосрочные обязательства | ||||
Расчетные счета | 90 000 | 33 000 | Кредиты банков | 29 000 | 35 000 |
Итого по разделу II | 218 500 | 224 500 | Кредиторская задолженность в том числе: поставщики и подрядчики | 43 000 | 43 000 |
перед бюджетом | 16 000 | 16 000 | |||
по социальному страхованию и обеспечению | 5 000 | 5 000 | |||
по оплате труда | 15 000 | 15 000 | |||
Итого по разделу V | 108 000 | 114 000 | |||
Баланс | 625 000 | 631 000 | Баланс | 625 000 | 631 000 |
Приложение 2.
Типовой план счетов бухгалтерского учета
Наименование счета | Номер счета | Номер и наименование субсчета |
Раздел I. Внеоборотные активы | ||
Основные средства | По видам основных средств | |
Амортизация основных средств | ||
Доходные вложения в материальные ценности | По видам материальных ценностей | |
Нематериальные ценности | По видам нематериальных активов и по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | |
Амортизация нематериальных активов | ||
Оборудование к установке | ||
Вложения во внеоборотные активы | 1. Приобретение земельных участков. 2. Приобретение объектов природопользования 3. Строительство и создание объектов основных средств 4. Приобретение объектов основных средств 5. Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств 6. Приобретение и создание нематериальных активов 7. Перевод молодняка животных в основное стадо 8. Приобретение взрослых животных 9. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ | |
Раздел II. Производственные запасы | ||
Материалы | 1. Сырье и материалы 2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали 3. Топливо 4. Тара и тарные материалы 5. Запасные части 6. Прочие материалы 7. Материалы, переданные в переработку на сторону 8. Строительные материалы 9. Инвентарь и хозяйственные принадлежности 10. Специальная оснастка и специальная одежда на складе 11. Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации | |
Животные на выращивании и откорме | 1. Молодняк животных 2. Животные на откорме | |
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей | ||
Заготовление и приобретение материальных ценностей | ||
Отклонение в стоимости материальных ценностей | ||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам | 1. Налог на добавленную стоимость по приобретенным основным средствам 2. Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам 3. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам, услугам 4. Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам | |
Раздел III. Затраты на производство | ||
Основное производство | 1. Промышленное производство. 2. Сельскохозяйственное производство. 3. Эксплуатация транспорта и средств связи. 4. Производство строительных монтажных работ. 5. Производство проектных и изыскательских работ. 6. Производство геологоразведочных работ. 7. Производство научно-исследовательских и конструкторских работ. 8. Содержание и ремонт автомобильных дорог. 9. Общественное питание. | |
Полуфабрикаты собственного производства | ||
Страховые выплаты | 1. Страховые выплаты по прямому страхованию 2. Страховые выплаты по досрочно прекращенным договорам прямого страхования 3. Возмещение доли убытков, уплаченных по рискам, принятым в перестрахование 4. Возмещение доли убытков, уплаченных по рискам, переданным в перестрахование | |
Вспомогательные производства | 1. Обслуживание различными видами энергии 2. Внутризаводское транспортное обслуживание 3. Ремонт основных средств 4. Изготовление инструментов, штампов, запасных частей, строительных деталей и конструкций 5. Эксплуатация мелких транспортных хозяйств 6. Возведение временных (нетитульных) сооружений 7. Добыча нерудных материалов 8. Лесозаготовки и лесопиление 9. Переработка сельскохозяйственной продукции | |
Общепроизводственные расходы |
| |
Общехозяйственные расходы |
| |
Брак в производстве | ||
Обслуживающие производство хозяйства |
| |
Раздел IV. Готовая продукция и товары | ||
Выпуск продукции, работ, услуг | ||
Товары |
| |
Торговая наценка |
| |
Готовая продукция | ||
Расходы на реализацию |
| |
Товары отгруженные | ||
Выполненные этапы по незавершенным работам | ||
Раздел V. Денежные средства | ||
Касса |
| |
Расчетный счет | ||
Валютные счета | ||
Специальные счета в банках |
| |
Переводы в пути |
| |
Финансовые вложения |
| |
Резервы под обесценивание финансовых вложений в ценные бумаги | ||
Раздел VI. Расчеты | ||
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | ||
Расчеты с покупателями и заказчиками |
| |
Резервы по сомнительным долгам | ||
Расчеты по краткосрочным кредитам и займам |
| |
Расчеты по долгосрочным кредитам и займам |
| |
Расчеты по налогам и сборам |
| |
Расчеты по социальному страхованию |
| |
Расчеты с персоналом по оплате труда | ||
Расчеты с подотчетными лицами | ||
Расчеты с персоналом по прочим операциям |
| |
Расчеты с учредителями |
| |
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами |
| |
Расчет по прямому страхованию и перестрахованию |
| |
Внутрихозяйственные расчеты |
| |
Раздел VII. Источники собственных средств | ||
Уставный фонд | ||
Собственные акции (доли) | ||
Резервный фонд | ||
Добавочный фонд | По видам источников | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | ||
Целевое финансирование | По видам финансирования | |
Раздел VIII. Финансовые результаты | ||
Реализация |
| |
Операционные доходы и расходы |
| |
Внереализационные доходы и расходы |
| |
Страховые взносы (премии) |
| |
Недостачи и потери от порчи ценностей | ||
Страховые резервы | По видам страховых резервов, долям перестраховщиков в страховых резервах и по результатам изменения страховых резервов | |
Резервы предстоящих расходов | По видам резервов | |
Расходы будущих периодов | По видам расходов | |
Доходы будущих периодов |
| |
Прибыли и убытки | ||
Забалансовые счета | ||
Наименование счета | Номер счета | |
Арендованные основные средства | ||
Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение | ||
Материалы, принятые в переработку | ||
Товары, принятые на комиссию | ||
Оборудование, принятое для монтажа | ||
Бланки строгой отчетности | ||
Списание в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов | ||
Обеспечение обязательств и платежей полученные | ||
Обеспечение обязательств и платежей выданные | ||
Амортизационный фонд воспроизводства основных средств | ||
Основные средства санные в аренду | ||
Нематериальные активы, полученные в пользование | ||
Амортизационный фонд воспроизводства нематериальных активов | ||
Потеря стоимости основных средств |
Литература:
1. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», Мн., 2001
2. Закон Республики Беларусь 08.11.1994г. № 3373-ХII «Об аудиторской деятельности» (в ред. Законов Республики Беларусь от 18.12.2002 № 164-3, от 29.06.2006г. № 137-3)
3. Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (Положение Министерства финансов СССР от 29.07.1983г. № 105)
4. Министерство Финансов Республики Беларусь. Методические указания от 05.12.1995г. № 54. Зарегистрировано в национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 28.02.2001г. № 8/5053 «По инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
5. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерством Финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89 (с учетом изменений и дополнения).
6. Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь 21.02.02 № 21. «Об утверждении Положения о порядке использования бланков строгой отчетности».
7. Аудит: Учебник/ Под ред. В.И.Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 655 с
8. Бычкова С.М. Доказательства в аудите. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 176 с.
9. Гавриленко В.Г. и др. Энциклопедия главного бухгалтера. Часть 1. А - Н. - Мн., 2000. - 462 с.
10. Гавриленко В.Г. и др. Энциклопедия главного бухгалтера. Часть 2. О - Я. - Мн., 2000. - 530 с.
11. Данилевский Ю.А. и др. Аудит: учебное пособие.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. - 544 с.
12. Каморджанова Н.А., Карташова И.В. Бухгалтерский учет в схемах и рисунках: Учеб.пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 494 с.
13. Ладутько Н.И., Борисевский П.Е. и др. Бухгалтерский учет: Учеб.пособие. – Мн.: «ФУАинформ», 2001. – 832 с.
14. Левкович О.А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие.- 4-е изд. – Мн: Амалфея, 2006.
15. Левкович О.А., Бурцева И.Н., Акулич Ю.И. Бухгалтерский учет: учебное пособие.- Мн.: Амалфея, 2003. - 640 с.
16. Макоед И.А., Пупко Г.М. Аудит. В 2-х ч. Ч.1. - Мн.: НИУ, 1999. - 228 с.
17. Малькова Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета: учебное пособие.- СПб.: Изд.дом «Бизнес-пресса», 2001. - 336 с.
18. Нитецкий В.В., Зайнетдинов Ф.В., Суглобов А.Е. Практикум аудита в организациях (с использованием нового Плана счетов): учебное пособие.- М.: Дело, 2002. - 456 с.
19. Новый план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации (предприятия). Комментарии. Рекомендации к применению/ Под общ.ред. Л.Л. Ермолович, В.Е. Ванкевича.- Мн.: Книжный Дом, 2003. - 368 с.
20. Палий В.Ф., Соколов Я.В. Введенеи в теорию бухгалтерского учета. М. Финансы и статистика, 1979г.
21. Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета. – Мн.: Информпресс, 2006.
22. Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета: учебник – Мн.: Информпресс, 2005. – 236 с.
23. Папковская П.Я. Курс теории бухгалтерского учета: Учеб.пособие. – Мн.: ООО «Информпресс», 2000. – 216 с.
24. Пачиоли Л. Тракт о счетах и записях. Изд-во Я. Соколов, М. Финансы и статистика, 1994г.
25. Попова Л.В. Теории бухгалтерского учета: уч. пособие. – М.: Дело и сервис, 2006.
26. Подольский В.И. Аудит: Учебник. 3-е изд., перепаб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2006.
27. Пупко Г.М. Аудит и ревизия: учебное пособие.- Мн.: Мисанта, 2002. - 429 с.
28. Пупко Г.М. Аудит и ревизия. - 2-е изд., стереотип.: учебное пособие.- Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. - 429 с.
29. Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: Учебник. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. – 320 с.
30. Соболевская А.Н. История развития бухгалтерского учета, анализа и аудита. Конспект лекций. – Мн.: Информпресс, 2006.
31. Стандарты бухгалтерского учета: сборник нормативных документов. – 2-е изд., доп. – Мн.: Информпресс, 2005. – 192 с.
32. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета.- Мн.: ООО «Информпресс», 2003. - 176 с.
33. Хмельницкий В.А. Контроль и аудит. – Мн: Современная школа, 2006.