Вопрос 2. Предварительное планирование.

Вопрос 1. Стадии аудита.

Лекция 1. Стадии аудита. Предварительное планирование

Тема 13. Подготовка и планирование аудита.

Вопросы:

1. Стадии аудита.

2. Предварительное планирование.

3. Отбор заказчиков аудиторских услуг аудиторами и аудиторскими организациями.

4. Письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.

5. Договор оказания аудиторских услуг.

6. Оценка стоимости аудиторских услуг.

 

 

В соответствии с международной практикой деятельность аудиторов принято подразделять на несколько стадий.

Процесс аудита начинается с работы с клиентом, а затем продвигается к стадиям, которые применяются ко всем клиентам. Эти стадии следующие:

1. Деятельность до начала работы:

- принять клиента;

- установить условия работы;

- набор штата.

2. Деятельность по планированию.

- получение сведений о бизнесе: предварительная аналитическая проверка и оценка риска;

- предварительная оценка значимости;

- проверка внутреннего контроля: предварительная фаза и фаза завершения;

- разработка общего плана аудита;

- определение оптимального доверия внутреннему контролю;

- разработка соответствующих процедур тестирования;

- разработка независимых процедур;

- написание программы аудита.

3. Соответствующие процедуры аудита:

- проведение тестов;

- корректировка плана аудита.

4. Независимые процедуры тестирования:

- проведение независимых тестов операций;

- проведение аналитических проверочных процедур;

- проведение тестов оборотов по счетам;

- оценка результатов независимых процедур;

- обобщение полученных данных и их оценка;

- корректировка плана аудита.

5. Формулировка мнения и деятельность по составлению отчета:

- проверка финансовой отчетности;

- проверка результатов аудита;

- формулировка мнения;

- составление проекта и написание отчета.

6. Непрерывная деятельность:

- наблюдение за проведением проверки;

- проверка работы помощников;

- проведение проверок;

- консультирование и документирование проведенной работы.

 

В экономической литературе выделяют несколько этапов аудита. Основными из которых являются: подготовка к проведению аудита; оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего аудита; планирование аудита; проведение собственно проверки; составление аудиторского заключения.

Подготовка к проведению аудита включает в себя: определение объема аудита, его стоимости и заключение договора на проведение аудита, для определения объема аудита аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах хозяйственно-финансовой деятельности объекта проверки, об организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии. Это необходимо ему для того, чтобы установить объем, характер и виды деятельности проверяемого предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки. Для этого аудитор должен изучать годовые отчеты; информацию о собраниях акционеров, заседаниях совета директоров; внутренние финансовые отчеты предприятия (фирмы); аудиторский отчет за предыдущий период; материалы внутреннего аудита; периодические печатные коммерческие издания.

Чтобы определить объем, характер и виды деятельности, которыми занимается предприятие, аудитору следует изучить учредительные документы. На этапе подготовительной работы аудитор обязан:

- определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность;

- выделить наиболее важные вопросы проводимого аудита;

- выяснить условия, требующие особого внимания (возможность материальных ошибок, обмана или вовлечения других предприятий, организаций в сферу злоупотреблений и т.д.);

- определить степень доверия к учетной системе и внутреннему аудиту контролируемого предприятия (организации, фирмы);

- установить сущность и объем аудиторских доказательств;

- проанализировать работу внутренних аудиторов и возможность их привлечения к аудиту;

- изучить целесообразность привлечения других аудиторов для проведения аудита в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях предприятия;

- выявить необходимость привлечения экспертов.

В зависимости от объема и сложности работы определяется стоимость аудита, которая согласовывается с клиентом. Согласованная сумма указывается в договоре на проведение аудиторской проверки.

Следующим этапом аудита является планирование, которое необходимо для того, чтобы своевременно и качественно провести аудит. Планирование включает в себя составление плана и программы ожидаемых работ.

Затем аудитор внимательно анализирует за весь отчетный период записи в Главной книге. В случае сомнительной корреспонденции счетов или обнаружения неправильных сумм он должен запросить соответствующие учетные регистры и первичные документы, на основании которых сделаны записи.

При аудите основное внимание уделяется проверке правильности формирования, учета и исчисления показателей себестоимости продукции (работ и услуг) и прибыли. При этом проверяют все калькуляционные статьи, формирующие себестоимость продукции (работ и услуг). По материальным и трудовым затратам нужно проверить документальную обоснованность записей в учетных регистрах, правильность составления первичных документов, законность и реальность отраженных в них хозяйственно-финансовых операций. Большую роль играет проверка правильности списания затрат на конкретные объекты их учета, обоснованности распределения косвенных расходов и точности исчисления себестоимости отдельных видов продукции. Сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, а также авансовые отчеты подотчетных лиц. Документы по учету материальных ценностей и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда можно проанализировать выборочно.

При проверке прибыли следует изучить, соблюдается ли действующий порядок формирования и распределения балансовой прибыли, исчисленной с учетом внереализационных доходов и расходов, проверить правильность и своевременность платежей в бюджет из прибыли и отчислений от прибыли в различные фонды и резервы. Проверяется также обоснованность распределения суммы прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, между учредителями и акционерами.

При проверке достоверности показателей финансовой отчетности нужно сопоставить данные финансовых отчетов, бухгалтерского баланса, регистров синтетического и аналитического учета. Для окончательных выводов о достоверности или недостоверности показателей финансовой отчетности и бухгалтерского баланса анализируются выявленные отклонения в учете, факты не отражения или отражения в учете в искаженном виде отдельных хозяйственных операций.

Аудиторская проверка должна сопровождаться внесением аудитором руководству предприятия предложений и пожеланий по улучшению учета и внутреннего аудита.

На основании собранной в процессе аудиторской проверки информации, дающей основания аудитору сделать заключение о достоверности (или недостоверности) финансовой отчетности, законности (или незаконности) хозяйственно-финансовых операций, о ведении бухгалтерского учета в соответствии с установленными правилами и положениями, составляется аудиторское заключение.

 

 


Схема 30. Этапы аудиторской проверки