Вопрос 2. Учет процесса снабжения.

 

Процесс снабжения - совокупность операций, обеспечивающих предприятия предметами и средствами труда, необходимыми для изготовления продукции.

Предприятие приобретает у поставщиков материалы, топливо и другие предметы по отпускным ценам, которые для него являются покупной или заготовительной стоимостью. Кроме того, оно несет другие расходы, связанные с приобретением предметов труда: это оплата провоза приобретенных ценностей, их погрузки и выгрузки (например, заработная плата грузчиков), вознаграждение посредникам, таможенные пошлины, проценты по кредитам, взятым для приобретения материалов и пр. Они называются транспортно-заготовительными расходами.

Покупная стоимость и транспортно-заготовительные расходы составляют фактическую себестоимость приобретенных предметов труда.

Снабжение осуществляется в соответствии с производственной программой предприятия. Поэтому основными задачами учета являются:

♦ определение фактического объема снабжения, как в натуральном, так и в денежном измерении;

♦ исчисление фактической себестоимости приобретенных предметов труда.

Для решения этих задач в системе бухгалтерского учета используют такие счета, как:

♦ счет 10 «Материалы» в разрезе субсчетов; Счет всегда активный. По Д отражаются поступления материальных ценностей, по К - списание.

♦ счет 60 « Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет пассивный. А также для учета операций по процессу заготовления применяются «51», «52» счета.

♦ счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;

♦ счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

♦ счет 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам" и др.

В бухгалтерском балансе материалы, которые имеются на предприятии, учитываются только по фактической себестоимости. В текущем учете — по фактической себестоимости либо по учетным (фиксированным) ценам.

В течение месяца учет приобретенных товаров ведется по твердым учетным ценам, т.к. фактическую себестоимость ТМЦ можно определить только в конце месяца.

Порядок отражения в учете хозяйственных операций процесса снабжения рассмотрим на примерах.

1.Согласно накладной поставщика на предприятие «Медио» поступили:

Материалы D 10 т по 800 р. за 1 т на 8000 р.,

Материалы К 20 т по 300 р. за 1 т на 6000 р.

Итого 14 000 р.

НДС по счету 2520 р.

Всего 16 520 р.

2.Счет транспортной организации за доставку материалов на предприятие

«Медио» 1800 р.

НДС по счету 324 р.

Всего 2124 р.

3.Задолженность перед поставщиком и транспортной организацией в сумме
18644 р. погашена с расчетного счета предприятия.

Если текущий учет материалов ведется по фактической себестоимости, то стоимость материалов, собирают по дебету активного счета 10 «Материалы». С помощью бухгалтерских проводок можно отразить операции по поступлению материалов, как показано в табл. 7.

Таблица 7

Учет поступления материалов на предприятие (текущий учет материалов ведется по их фактической себестоимости)

 

Содержание операции     Корреспондирующий счет Сумма, р.
дебет кредит    
1. Акцептован счет поставщика за приобретенные у него материалы 1.1. В части суммы счета без НДС 1.2. В части НДС по счету 2. Акцептован счет транспортной организации за доставку материалов 2.1. В части суммы счета без НДС 2.2. В части НДС по счету 3. С расчетного счета погашена задолженность перед поставщиком и транспортной организацией     10 18   10 18               14 000     18 644

 

Таким образом, процесс снабжения является первой фазой кругооборота хозяйственных средств, в процессе которого деньги превращаются в предметы труда, образующие производственные запасы. Предприятие заключает договор с поставщиком на доставку основных средств или ТМЦ. В договоре оговариваются условия поставки: наименование, количество, сроки поставки, форма оплаты и др. Цена, указанная в договоре называется договорной. Для поставщика она является - отпускной, а для покупателя – покупной.

При этом себестоимость каждого вида материалов определяется следующим образом:

1) находится коэффициент распределения транспортно -заготовительных расходов (ТЗР). В данном примере он равен: 1800 : 14000 = 0,12857.

2) Сумма ТЗР, приходящаяся на материалы. Например:

материалы

А – 8000 р.,

Б – 6000 р.,

тогда сумма ТЗР составит:

А = 8000 х 0,12857 =1029 р.,

Б = 6000 х 0,12857 = 771 р.

Всего 1800 р.

Тогда фактическая себестоимость составит:

Материал А 8000 + 1029 =9029 руб.

Материал Б 6000 + 771 =6771 руб.