СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ ПО ЮРИДИЧЕСКОЙ РИТОРИКЕ

 

АВТОРСКИЕ РЕМАРКИ - средства для перехода в ораторской речи, выражения, привлекающие внимание к тому, о чем будет сказано, поясняющие порядок изложения, основные цели речи или задачи, решаемые оратором в данной части речи.

АНАЛОГИЯ (гр. analogia) - 1) сходство в каком-л. отношении между предметами, явлениями или понятиями. 2) Форма умозаключения, когда на основании сходства двух предметов, явлений в каком-л. отношении дела­ется вывод об их сходстве в других отношениях.

АНТИТЕЗА (гр. antitesis - противоположение) - стилистическая фигу­ра, состоящая в сопоставлении резко отличных по смыслу слов или сло­весных групп, напр.: Великий человек на малые дела (Даль).

АПЕЛЛЯЦИЯ (лат. appellatio - обращение, жалоба) - 1) обжалование какого-л. постановления в высшую инстанцию. 2) Одна из форм обжалова­ния судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмот­реть дело по существу. 3) Обращение за советом, поддержкой.

АРГУМЕНТ (лат. argumentum) - логический довод, служащий основани­ем доказательства.

АРГУМЕНТАЦИЯ (лат. argumentatio) - приведение доводов, аргумен­тов; совокупность аргументов в пользу чего-л.

АУДИТОРИЯ (лат. auditorium) - 1) помещение, в котором читаются лекции, доклады, проводятся семинары и т.п. 2) Слушатели лекции, док­лада и т.п.

АФОРИЗМ (гр. aphorismos) - законченная мысль, выраженная сжато и емко; изречение.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ – одно из главных коммуникативных качеств речи; это такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей, облегчают им восприятие, запоминание и логическую переработку материала речи оратора, содержащихся в ней рассуждений, фактов, сведений о фактах (доказательств), вызывают у них положительные эмоции и чувства, активизируют их логическое и образное мышление, воображение, логическую и образную память.

ГИПЕРБОЛА (гр. hyperbole) - фигура речи, состоящая в заведомом преувеличении, усиливающем выразительность, напр.: Я не видел вас сто лет.

ГРАДАЦИЯ (лат. gradatio – постепенное повышение) – стилистическая фигура, заключающаяся в последовательно нагнетании или, наоборот, ослаблении метафор, эпитетов, сравнений и т.п. выразительных средств художественной речи, напр.: При одном предположении подобного случая вы бы должны были …испустить ручьи…, что я говорю! реки, озера, океаны слез! (Ф.М. Достоевский).

ДЕДУКЦИЯ (лат.deductio - выведение) - логическое умозаключение от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выво­дам.

ДЕМОНСТРАЦИЯ (лат. demonstratio - показывание) - наглядный способ ознакомления слушателей с каким-л. явлением, предметом; публичный по­каз.

ДИАЛОГ (гр. dialogos) - разговор между двумя или несколькими ли­цами.

ДИАЛОГИЗАЦИЯ РЕЧИ – композиционно-стилистический прием в ораторской речи, состоящий из введения в монологическую речь элементов диалога (реплик, вопросов, прямой речи, цитат и пр.).

ДОВОДЫ (аргументы, основания) - мысли или положения, истинность которых уже проверена.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - совокупность логических приемов обоснования ис­тинности какого-л. суждения с помощью других положений, истинность ко­торых уже установлена.

ЖЕСТЫ - система различного рода телодвижений, особенно движений рук, как часть коммуникативного акта и как предмет кинесики.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (лат. improvisus - неожиданный, внезапный) - сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения; то, что создано таким обра­зом; выступление с чем-л., не подготовленным заранее.

ИНВЕРСИЯ (лат. inversio – перестановка, переворачивание) – перестановка синтаксических компонентов предложения, нарушающая их обычный порядок и приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов, напр.: Произнесли свои речи адвокаты, очень разные речи (ср.: Произнесли свои очень разные речи адвокаты).

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio - выведение) - логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

ИНТОНАЦИЯ (лат. intonare - громко произносить) - ритмико-мелодичес­кая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; интонация слов - тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи; интонация предложений - ритмико-мелодический строй предложения (вопросительная, восклицатель­ная, повествовательная интонация).

ИРОНИЯ (гр. eironeia) - троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки; нас­мешка, нарочито облеченная в форму положительной характеристики или восхваления.

КОММУНИКАЦИЯ (лат. communicatio) - сообщение или передача при по­мощи языка некоторого мысленного содержания.

КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕЧИ (лат. communicatio – сообщение, передача) – свойства речи, обеспечивающие общение, передачу информации от человека к человеку в процессе деятельности в наиболее эффективной форме.

КОМПОЗИЦИЯ - строение, соотношение и взаимное расположение час­тей.

КОНСТАТАЦИЯ (лат. constat - известно) - установление несомненности, наличия чего-л.

КОНТАМИНАЦИЯ (лат. contaminatio - смешение) - лингв. возникновение нового слова или выражения в результате смешения частей двух слов или выражений, а также слово или выражение, возникшее таким образом, напр.: неправильное выражение «играть значение» есть результат смеше­ния «играть роль» и «иметь значение».

КОНТЕКСТ (лат. contextus - тесная связь, соединение) - законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельного входящего в него слова или фразы.

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ – один из способов передачи чужой речи, при котором эта речь грамматически приспосабливается говорящим к своей речи: чужая речь в форме косвенной оформляется как придаточная часть при глаголе речи (сказать и др.) из главной части сложного предложения, напр.: Он сказал, что хочет видеть ее часто.

КРАСНОРЕЧИЕ - 1) дар хорошо и красиво говорить. 2) То же, что ри­торика.

КУЛЬТУРА РЕЧИ - степень соответствия нормам орфоэпии, словоупот­ребления и т.п., установленным для данного языка; способность следо­вать лучшим образцам в своей индивидуальной речи.

ЛЕКСИКА (гр. lexikos - словесный) - 1) вся совокупность слов, вхо­дящих в состав какого-л. языка или диалекта. 2) Совокупность слов, ха­рактерных для данного варианта речи, также в связи с данной сферой ее применения.

ЛОГИКА (гр. logike) - 1) наука о законах и формах мышления. 2) Ход рассуждений, умозаключений. 3) Разумность, внутренняя закономерность.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - законы правильного мышления, отображение в мозгу человека связей и закономерностей объективного мира.

ЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ – логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. К определению предъявляется требование строго и четко раскрыть сущность предмета или явления.

МЕТАФОРА (гр. metaphora - перенос) - вид тропа: оборот речи, заклю­чающий скрытое уподобление, образное сближение слов на базе их пере­носного значения, напр.: шелковые ресницы, ситец неба.

МИМИКА (гр. mimikos - подражательный) - 1) движения лицевых мышц, выражающие внутреннее душевное состояние. 2) Искусство актера переда­вать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.

МОНОЛОГ (гр. monologos) - в отличие от диалога оформление речи как обращенной прежде всего к самому себе, не рассчитанной на словес­ную реакцию собеседника.

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ – особый прием повествования, при котором речь ведется от лица выступающего, но общее содержание высказывания (по лексике, словоупотреблению, синтаксису) как бы переносится в область мышления и речи «цитируемого» персонажа.

ОППОНЕНТ (лат. opponens (opponentis) - возражающий) - 1) лицо, выс­тупающее с критикой доклада, диссертации и т.п. 2) Противник в споре.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ как логический прием есть доказательство неистиннос­ти, ложности тезиса, это как бы доказательство с обратной целью.

ОРАТОР (лат. orator - говорить) - тот, кто произносит речь, высту­пает с речью, а также тот, кто обладает даром произносить речи, крас­норечием.

ОРФОЭПИЯ (гр. orthos правильный + epos речь) - 1) раздел фонети­ки, занимающийся изучением норм литературного произношения. 2) Соблю­дение правил литературного произношения.

ПАРАДОКС (гр.paradoxos - неожиданный, странный) - 1) мнение, сужде­ние, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее здравому смыс­лу. 2) Неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ - связь между отдельными образами, мотивами и т.п. в произведении речи, выражающаяся в одинаковом расположении сходных эле­ментов; одинаковое расположение сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях.

ПАРОНИМЫ - слова, которые вследствие сходства в звучании и час­тичного совпадения морфемного состава могут либо ошибочно, либо калам­бурно использоваться в речи, напр.: «представился» вместо «преставил­ся».

ПАУЗА (лат. pausa) - краткий перерыв в речи, в работе и т.д.

ПЕРИОД (гр. periodos - обход, круговращение) - лингв. сложное син­таксическое построение, при чтении распадающееся по интонации на две (или более) части.

ПЕРИОД ЛОГИЧЕСКИЙ - цельное логическое рассуждение, по структуре одинаковое с умозаключением (в нем представлено какое-либо положение и аргументы, обосновывающие это положение).

ПЕРИОД ОРАТОРСКИЙ – цельное рассуждение, не содержащее логического умозаключения.

ПОЛЕМИКА (гр. polemikos - воинственный, враждебный) - спор в пе-ча­ти, на собрании и т.д. по какому-л. вопросу, в процессе обсуждения че­го-л.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ – дословная передача чужого высказывания с сохранением всех его особенностей.

ПУБЛИЧНАЯ РЕЧЬ - речь, обращенная к многочисленной аудитории и потому требующая особых качеств произнесения, то есть широкого исполь­зования сверхсегментных средств, обеспечения определенной и равномер­ной громкости речи, особого синтаксического построения и т.п.

РЕЗЮМЕ (фр. resume) - краткое изложение сути написанного, сказан­ного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-л.

РЕПЛИКА (фр. replique) - возражение, ответ, замечание на слова говорящего, собеседника.

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - 1) речь как процесс (в отличие от речи как произведения), выступающая одновременно как предмет разных наук: язы­кознания, психологии, физиологии, физики и др. 2) Язык как социальный продукт речевой способности, как сложение совокупности необходимых ус­ловий, усвоенных общественным коллективом, для осуществления этой спо­собности и индивидуального говорения, включающего также слушателя как соучастника речевого акта. 3) Речь индивида, индивидуальная речь.

РИТМ РЕЧИ (гр. rhythmos) - равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в произведении речи.

РИТОРИКА (гр.rhetorike) - теория выразительной речи, изучающая наиболее эффективные способы ее построения.

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС - прием ораторской речи: утверждение в форме вопроса.

РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи, ее действенности.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ - определение, имеющее целью не прояснить смысл понятия, а подчеркнуть те аспекты, которые усиливают желаемый убеждающий эффект.

СЛОВЕСНОСТЬ - творчество, выражающееся в устном и письменном сло­ве.

СОФИЗМ (гр. sophisma) - ложное по существу умозаключение, фор­мально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознатель­ном нарушении правил логики.

СОФИСТ - человек, пользующийся софистикой.

СОФИСТИКА - применение в споре или в доказательствах софизмов; словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

СРАВНЕНИЕ - фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым, напр.: черные, как уголь, тучи.

СТИЛИСТИКА - раздел языкознания, в задачи которого входит изуче­ние разных стилей и изучение экспрессивно-эмоционально-оценочных свойств различных языковых средств.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФИГУРА - оборот речи, особое сочетание слов, син­таксическое построение, используемые для усиления выразительности выс­казывания.

СТИЛЬ - одна из дифференциальных разновидностей языка, языковая подсистема с своеобразным словарем, фразеологическими сочетаниями, оборотами и конструкциями, отличающаяся от других разновидностей в ос­новном экспрессивно-оценочными свойствами составляющих ее элементов и обычно связанная с определенными сферами употребления речи.

ТАВТОЛОГИЯ (гр. tauto то же самое + logos слово) - повторение то­го же самого другими словами, напр.: самый наилучший.

ТЕЗИС (гр. thesis) - 1) положение, истинность которого должна быть доказана. 2) Кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.

ТОПОСЫ (или общие места) – ценностные суждения, принимаемые как оратором, так и аудиторией.

ТРОП - стилистический перенос названия, употребление слова в пе­реносном (не прямом) его смысле в целях достижения большей художест­венной выразительности.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – форма мышления, представляющая собой логический способ получения из одного или нескольких суждений нового, выводного суждения. Умозаключение состоит из посылок (исходных суждений), заключения (нового суждения) и вывода (логического перехода от посылок к заключению).

ФАКТ (лат factum – сделанное) – действительное, реальное событие, истинное происшествие; юридический факт – достоверное знание, истинность которого доказана; с точки зрения риторики, факт - изображенное в слове деяние определенного лица или группы лиц, совершенное в определенном месте, в определенное время, при определенных обстоятельствах, определенным образом и средствами и повлекшее за собой значимые последствия.

ФРАЗА (гр. phrasis выражение, оборот речи) - законченный оборот речи, предложение.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОБОРОТ - устойчивое сочетание слов, обозначающее нечто целое по смыслу, напр.: бить баклуши (бездельничать), попасть впросак (оказаться в неловком положении).

ЭКСПРЕССИЯ (лат. expressio) - выразительно-изобразительные ка­чества речи, отличающие ее от обычной (или стилистически нейтральной) и придающие ей образность и эмоциональную окрашенность.

ЭКСПРОМТ (лат. expromptus - находящийся в готовности, имеющийся под рукой) - небольшое стихотворение, муз. произведение, короткая речь и т.д., созданные сразу, в момент произнесения, исполнения; экспромтом - без подготовки, внезапно, вдруг.

ЭПИТЕТ (гр. epitheton – приложение) – образная характеристика какого-нибудь лица, предмета, явления посредством выразительного метафорического прилагательного. Эпитет как бы присоединяется к предмету, обогащая его в смысловом и эмоциональном отношении; в качестве эпитета могут быть использованы и другие части речи (существительные, глаголы), напр.: серебряные седины, бродяга-ветер.

ЭТИКА (гр. ethica – обычай, нрав) – учение о морали, нравственности, о ее нормах и роли в обществе; совокупная система нравственных правил и норм поведения, мораль какой-либо общественной или профессиональной группы.

ЯЗЫКОВАЯ НОРМА - принятое речевое употребление языковых средств, совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи индивида.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ