Воспитывающими детей нарушениями речи

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением речи направлена на выработку и закрепление знаний и навыков правильной речи. Однако даже в специально созданных условиях не всегда возможно добиться их прочности. Необходимо закрепление знаний и навыков в семье. В домашних условиях, которые являются естественными этого достичь легче, если их сочетать с разнообразной деятельностью и постоянным общением с окружающими людьми.

Однако родители не всегда умеют создать необходимые условия для тренировки речи ребенка, что влечет за собой потерю навыков. Это побуждает педагогов и специалистов искать формы работы с родителями. Работа с родителями это часть лечебно-воспитательного комплекса.

Работа с родителями имеет ряд этапов:

1. Организационный – охватывает объем работы с родителями при поступлении ребенка в образовательное учреждение.

2. Обучающий – проведение систематической работы с родителями в процессе лечебно-педагогического воздействия на ребенка.

3. Завершающий – осуществляется подведение итогов. Обращается внимание на стимулирование и конкретизацию работы с ребенком в семье.

4. Диспансеризация после проведенного лечения. Родители сообщают сведения о ребенке, посещают специалистов для получения консультаций, совета о дальнейшей работе с ним.

В организационный период родителей знакомят с режимом учреждения, условиями воспитания, сроком пребывания ребенка в группе, содержанием работы, особенностях ее проведения, значении речевых тренировок, роли взрослых. Специалисты используют сравнение магнитофонных записей речи детей, прошедших лечение, выступления членов родительского комитета предыдущего выпуска. Родителям сообщают о плане работы с ними, организуют родительский коллектив. Специалисты уточняют анамнез, особенности ребенка. Работа направляется на то, чтобы дать минимальные знания об особенностях воспитания детей данной категории, навыки работы с ними. С этой целью организуются беседы о сущности и проявлениях определенных речевых нарушений, их причинах, лечении и профилактике, об особенностях воспитания в семье. Беседы проводятся четко, конкретно, чтобы родители поняли смысл излагаемого материала, чувствовали свободно, не стеснялись выяснить волнующие их вопросы. Беседа – это теоретическая подготовка для проведения семинарских занятий. Семинары проводятся по графику с небольшим количеством родителей. Логопед знакомит с логопедическими и воспитательными приемами. Родители получают сведения о развитии слухового внимания, правильной артикуляции, умении пользоваться правильной речью, учатся исправлять недостатки речи. Обращается внимание на психотерапевтическую направленность работы, необходимость поощрения дошкольников за успехи. На логопедических и воспитательных занятиях родители наблюдают за приемами воздействия на детей, их речью, поведением, отношением к ребенку со стороны персонала и сверстников, реакцией ребенка на успехи и неудачи. Своеобразной формой семинарских занятий с родителями являются встречи с детьми в дни посещений(организуются, если дети находятся на круглосуточном пребывании в учреждении). Здесь закладываются основы правильных отношений родителей с детьми. Логопеды готовят к такому мероприятию и детей и родителей. Детям напоминают о необходимости правильно держать себя и говорить. Родителей предупреждают, что при разговоре нельзя травмировать ребенка, расстраивать, говорить о неприятностях, случаях, которые могут вызвать сильные эмоции как положительные, так и отрицательные, впадать в слезы, сюсюкать. Специалисты дают установку на то, что необходимо держаться ровно, спокойно, приветливо, следить за речью ребенка, поощрять правильную речь. Логопед может присутствовать при общении родителей с ребенком и понаблюдать за его поведением в присутствии родителей, умением пользоваться правильной речью, использованием приобретенных навыков. Тематические беседы и семинары не исключают индивидуальных бесед, которые возникают стихийно. Такие беседы кратковременны и их темы нельзя предусмотреть. Они диктуются жизнью и связаны с лечебно-воспитательной работой. В ДОУ оформляется «Уголок для родителей». Такой стенд имеет 4 раздела:

1. Посвящен организации жизни детей, их успехам, режиму дня. Здесь помещаются фотографии, перечень занятий на неделю, меню, карты звукопроизношения и состояния речи, антропометрические данные на каждого ребенка.

2. Здесь помещаются статьи специалистов (о расстройствах речи, воспитании детей), список рекомендуемой литературы. Материал, размещенный в этом разделе, соответствует теме занятий с близкими взрослыми ребенка.

3. В нем вывешиваются творческие работы детей, что помогает следить за их навыками, умениями.

4. Родители знакомятся с объявлениями, часами работы специалистов, планом родительского комитета, очередной датой родительского собрания, графиком семинарских занятий и другой информацией.

Стенд не должен быть загромажден большим количеством материала.

На завершающем этапе проводится заключительное родительское собрание. На собрании выступают врач, логопед, воспитатели. Они подводят итог занятий с родителями, напоминают основные положения о механизмах и приемах преодоления речевых расстройств, обсуждают результаты проделанной работы, дают рекомендации об условиях и приемах закрепления речевых навыков у дошкольников, указывают особенности педагогического подхода. Родителям выдаются памятки для сообщения специалистам учреждения о дальнейшем состоянии речи и развитии ребенка.

Стимулирующим фактором для продолжения работы является выпускной утренник, концерт. Выступления детей, оформление зала, ДОУ не только демонстрируют речевые возможности детей и результаты проделанной работы, но и оставляют след в памяти дошкольников и их родителей. Они служат стимулом и критерием закрепительной работы над речью ребенка в домашних условиях. После ухода ребенка из ДОУ с родителями поддерживается связь путем переписки. Основа ее закладывается на заключительном родительском собрании, когда выдаются памятки с указанием, что и когда надо сообщить о своем ребенке. В письмах родители сообщают о состоянии речи, задают вопросы о воздействии на речь в отдельных конкретных случаях. Эта переписка помогает родителям получать консультации, специалистам получать сведения о состоянии речи и общем развитии ребенка. Необходимо периодически устраивать встречи с родителями. Пропагандаоб особенностях работы с детьми с нарушениями речи побуждает родителей активно включаться в лечебно-воспитательную работу, не быть посторонними наблюдателями. Для работы родительского комитета пишется положение о нем. В его состав входят: председатель, секретарь, родители, методист, администрация ДОУ. Участие администрации помогает оперативно решать актуальные вопросы. Направлениями работы с родителями являются:

      1. Содействие в мероприятиях, направленных на накопление специальных знаний родителями в работе с детьми.
      2. Участие родителей в лечебно-оздоровительной и коррекционно-педагогической работе.
      3. Участие в создании уюта и благоустройстве помещений и участка ДОУ.

Из родительского комитета выбирают ответственных за каждый раздел работы.

Участие в лечебно-оздоровительной работе предполагает:

    1. Организацию режимных процессов (занятий на воздухе, сна, получение детьми фруктовых завтраков и т.д.)
    2. Благоустройство спортивной площадки.
    3. Соблюдение чистоты и порядка на территории ДОУ (организация субботников).

Участие в коррекционно-педагогической работе подразумевает:

      1. Приобретение и ремонт дидактических пособий, игр.
      2. Ремонт и приобретение инвентаря.
      3. Участие в организации и проведении утренников, праздников и т.п.
      4. Ознакомление с питанием детей, режимными процессами.
      5. Оказание помощи в проведении прогулок, подготовке к занятиям.
      6. Организация дежурства по ДОУ (это приобретение практических навыков в воспитании детей и осуществление общественного контроля).

Работа по благоустройству помещений и территории включает в себя:

        1. Ремонтные работы в помещении ДОУ.
        2. Ремонт инвентаря, оборудования.
        3. Пошив костюмов.
        4. Приобретение семян, рассады для посадки на участках, клумбах.

Родительский актив организует и направляет всю работу родителей и является связующим звеном между коллективом родителей и персоналом ДОУ. Работа родительского комитета совершенствует и повышает эффективность лечебно-воспитательного процесса. В лице родителей сотрудники ДОУ приобретают хороших помощников.

Таким образом, работа с родителями является не только правомерной, но и целесообразной.