Имеющими нарушения речи

ТСО в работе воспитателя и логопеда с заикающимися дошкольниками. Занятия с детьми не должны быть однообразными, т.к. у дошкольников сначала может пропасть интерес, потом появиться отрицательное отношение к ним. Все это в итоге может привести к трудностям коррекции эмоционально-волевой сферы и воспитания навыков самоконтроля.

Значение интереса состоит в том, что он пробуждает положительные эмоции, радость, вызывает любознательность, стремление к знаниям, способствует развитию личности.

Воспитатель тщательно готовится к занятиям. У ребенка должен быть красочный интересный раздаточный материал. Занятия разнообразятся играми, подвижными моделями, образными планами-схемами, помогающими дошкольникам последовательно, логично составлять рассказы. На индивидуальных логопедических занятиях для обеспечения интереса и для облегчения выполнения чисто технических задач (например, по тренировке артикуляционных органов, развитию силы, длительности и равномерности воздушной струи) используются изо- и фотопособия, различные пособия для дифференциации смешиваемых звуков, технические средства обучения. Они помогают активизировать внимание ребенка, переключать его с одного вида работы на другой. ТСО являются не только побудительным фактором для мыслительной, речевой деятельности детей, но и на определенных этапах работы с детьми, имеющими нарушения речи, помогают в осуществлении различных целей.

На I этапе обучения воспитатели используют ТСО с целью для ограничения речевого общения детей. Воспитатель совместно с логопедом осуществляет отбор материала, они обсуждают приемы его преподнесения дошкольникам, чтобы исключить споры воспитанников, активный обмен впечатлениями, проявление эмоций. В работе с детьми используется материал, повествующий об изменениях в природе, временах года, искусстве, предметах народных промыслов. Для упражнения дошкольников в одно- и двухсловных ответах взрослый продумывает план беседы, сопровождающей демонстрацию слайдов или фильмов. Информация, которую заключает в себе демонстрируемый материал, обрабатывается применительно к речевым задачам данного этапа коррекционной работы.

Предварительно педагог осуществляет отбор и ознакомление с учебным материалом, прослушивает звуковые записи, радиопередачи, просматривает диафильмы, слайды, проверяет исправность оборудования (магнитофона, проигрывателя, телевизора, фильмоскопа и т.д.), планирует и проводит словарную работу с детьми, продумывает варианты снятия излишней эмоциональности. Для этого используются интонация, оценка ситуации и поступка ребенка. При помощи ТСО дошкольники учатся управлять своим поведением, речью. Перед просмотром диафильма педагог задает вопросы, которые нацеливают детей на то, на что нужно обратить внимание во время просмотра, помогают овладеть ситуативной речью. ТСО помогают реализовать задачи коррекции звукопроизношения.

На занятиях по воспитанию слухового восприятия используются магнитофонные записи неречевых звуков (например, бытовых шумов: шипения воды, шума швейной машинки, гудения пылесоса, перелистывания страниц и др.). С этой же целью записывают игру на разных музыкальных инструментах, звуки, которые дети часто слышат, но не всегда замечают их (шуршание хомячка, жужжание мухи, постукивание лапками по полу черепахи и т.д.). При ознакомлении детей с профессиями работников ДОУ записываются голоса сотрудников, звуки, работающих инструментов, приборов, машин. К записанной пленке прикладываются тексты в нужной последовательности. Для удобства использования пленки против каждого отрывка проставляется количество минут необходимых для прослушивания, конспекты или описание применяемых приемов. Подготовка магнитофонной записи включает в себя ряд этапов:

    1. Подбор речевого материала и распределение его в нужной последовательности.
    2. Разучивание текста с детьми, отработка четкой, выразительной, неторопливой декламации.
    3. Запись одного и того же текста осуществляется подряд 2 раза – для ознакомления и повторного прослушивания. Паузы между текстами составляет 4-5 секунд.

С помощью магнитофона можно осуществлять и ввод в сказку, рассказ. Дошкольники могут слушать описание признаков осени, погоды, места событий. Голос повествующего человека должен быть не знаком детям. По окончании прослушивания взрослый задает вопросы по тексту. Вопросы должны помогать детям, составлять ответы. Взрослый показывает образец ответа, дает направление работы над произведением. Другим вариантом использования магнитофона может быть прослушивание загадок к изучаемой теме от лица какого-нибудь сказочного персонажа или зверька. Дети внимательно слушают загадки. В месте с педагогом выясняют непонятные и незнакомые слова, обороты речи. После повторного прослушивания, когда дошкольники догадались о ком или о чем идет речь, проводится беседа. Педагог варьирует свои требования, учитывая речевые возможности каждого заикающегося ребенка. Эти же загадки можно записать в другом порядке и разрешить детям их отгадать. Прослушивание магнитофонной записи сочетают с показом картинок-отгадок. Персонаж может быть представлен куклой, игрушкой или картинкой с изображением персонажа. Этот прием эффективен на итоговых занятиях по определенной теме.

В старшем дошкольном возрасте резко возрастают возможности детей в физическом и психическом развитии. Появляются новые интересы и побуждения к разнообразным видам деятельности, формируется самостоятельность, развивается фантазия, активность, совершенствуется умственная деятельность. Для того, чтобы побудить детей к самостоятельности, посредством магнитофонной записи устраиваются встречи с Буратино. Голос Буратино используется в разных целях. В начале обучения, когда формируется навык овладения ситуативной речью, дети только знакомятся с гостем по записи: слушают, узнают голос, получают эмоциональный настрой. После отгадывания голоса героя дети могут знакомиться с героем сказки А. Толстого по картинке, пользуясь в ответах той формой речи, которой хорошо владеют. Вопросы педагога касаются внешнего вида персонажа, длины носа, колпачка, башмаков, цвета одежды, материала, из которого сделан человечек и его костюм. Такой вид работы доступен дошкольникам, носит элемент новизны, сказочности, необычности. Радостный настрой воспитанников поддерживается педагогом. Он учит детей управлять своими эмоциями. Использование таких методов и приемов помогает детям в различении свойств предметов, давать ответы по представлению, а педагогу - избегать открытых нравоучений.

Магнитофонные записи используются как документ, для констатации навыков детей на разных этапах обучения. За год коррекционных занятий запись речи детей записывается 3 раза:

-в момент поступления;

-в середине года;

-в конце года.

По объему записи не должны превышать друг друга. Однако первая может быть несколько длиннее последующих из-за несовершенства детской речи: наличия судорог, эмболофразии и т.п. Запись речи детей показательна для родителей и помогает в пропаганде логопедических знаний. Содержание детской речи может включать анкетные данные ребенка (имя, фамилию, отчество, возраст). В первой записи используется рассказ ребенка об игрушке, из жизни, по образцу, из личного опыта, беседа. Для второй записи берутся формы речи, в которых ребенок испытывал наибольшие затруднения. Вторично записанная речь сравнивается с речью, которая была зафиксирована вначале года. Эти записи воспитатель и логопед анализируют и обобщают, уточняют и корректируют план работы на последующий период.

ТСО в логопедической работе с дошкольниками. Эффективность использования экранных и звуковых пособий состоит в том, что они усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость световых картинок, показ которых сопровождается выразительным чтением, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу. Использование телевидения, грамзаписей в речевом ДОУ мало чем отличается от использования этих средств в массовом ДОУ, кроме групп заикающихся детей, где на первых этапах обучения просмотр телевидения исключается, т.к. вызывает эмоциональные переживания, которые могут усиливать заикание. В процессе работы по исправлению различных нарушений речи выделяется несколько этапов:

-выработка новых навыков;

-закрепление навыков;

-введение навыков в самостоятельную речь детей;

-воспитание самоконтроля за речью.

На последнем этапе магнитофонная запись собственной правильной речи ребенка может служить стимулом в повышении активности работы над речью. При умело построенном занятии с магнитофоном и последующей беседы логопеда и воспитателя у дошкольников повышается настроение, появляется желание добиваться успехов в речевых занятиях, вырабатывается уверенность в положительном исходе занятий.

Примером могут служить следующие виды работы.

    1. Анализ ребенком собственной речи, записанной на пленку. Цель: закрепить навыки правильной речи, развить самоконтроль.

В ходе работы обращают внимание на темп, плавность речи, звукопроизношение, эмоциональную выразительность, грамматическую правильность. Перед тем как записать речь проводится подготовительная работа: беседы о качестве правильной речи, многократное прослушивание соответствующих речевых образцов и т.д. Перед ребенком ставят задачи:

- самостоятельно следить и управлять собственным поведением;

-самостоятельно следить и управлять темпом, плавностью, эмоциональной окраской речи;

-не допускать грамматических ошибок;

-следить за последовательностью изложения.

После записи ребенок прослушивает свою речь, оценивает ее. Затем педагог подводит итог: анализирует речь воспитанника, дает оценку.

    1. Анализ речи сверстника. Работа проводится на фронтальных занятиях. На первом занятии прослушивается речь нескольких детей (2-3 чел.). Это могут быть рассказы по сюжетным картинкам, придумывание начала или конца рассказа логопеда, рассказы из личного опыта, творческие рассказы. После прослушивания дошкольники анализируют речь, учитывают содержание рассказа, последовательность, интонационную выразительность, звукопроизношение. Необходимо чтобы личных симпатий не было. Для этого запись повторяется, а противоречивые высказывания детей сравниваются, выясняется, кто дал правильную оценку. Логопед, воспитатель обращают внимание на умение вслушиваться в речь, объективно оценивать ее. Постепенно у детей приобретается навык правильного анализа. Прослушивание и анализ речи сверстников повышает интерес, вызывает желание быть записанным на магнитофонную пленку, улучшается внимание к собственной речи и к речи товарищей, способствует развитию самоконтроля. Записи могут использоваться и в свободное от занятий время, на вечерах досуга.
    2. Коллективное озвучивание диафильмов. Сюда входят и записи инсценировок. Детям предоставляется возможность самим выбрать диафильм. Выбранный диафильм готовится для озвучивания:

- просматривается пленка;

-распределяются роли;

-обсуждается характер, речь персонажей.

Затем диафильм озвучивается. В ходе подготовительной работы создаются условия для автоматизации поставленных звуков, выработки контроля и самоконтроля. Озвучивание диафильмов имеет воспитательное значение. У детей появляется выдержка, повышается внимание, умение во время включиться, чтобы продолжить рассказ товарища, соблюдать темп рассказа характерный для персонажа, правильно пользоваться силой голоса в соответствии с характером действующего лица, удержаться от соблазна сделать замечание опоздавшему с репликой сверстнику и т.п. Такие записи возможны во II полугодии учебного года, когда детям поставят все звуки и идет закрепление полученных навыков.

В начале года диафильмы озвучиваются взрослыми. Это облегчает показ, т.к. воспитатель и логопед свободны от чтения текста, могут наблюдать за детьми во время просмотра диафильма.

Целенаправленное и систематическое использование магнитофона ускоряет процесс овладения правильными речевыми навыками.

Применение ТСО – один из целесообразных и полезных приемов положительного воздействия на ребенка в системе коррекционной работы.

Магнитофонные записи используются и в методической работе ДОУ, на педагогических советах, семинарах, консультациях, открытых занятиях, взаимопосещениях занятий педагогами.

В присутствии посторонних дошкольники неохотно раскрываются, а иногда вообще не вступают в общение. Поэтому запись готовят заранее в спокойной и непринужденной обстановке, доверительной беседе. Она должна вызывать интерес у детей, побуждать принимать активное участие. В записи нельзя давать речевые упражнения, элементы занятий.

Магнитофонные записи удобны тем, что их можно прослушивать неоднократно, чтобы во всей полноте проанализировать содержание и качество речи. Живое восприятие записей помогает полнее раскрыть характерные проявления речевых нарушений, отдельных компонентов речи и их сочетаемость, поведение детей, позволяет сделать соответствующие выводы и определить, что станет ведущим в коррекции речевого дефекта у каждого ребенка.

Благодаря записям воспитатель лучше овладевает приемами работы с детьми, знаниями об особенностях развития дошкольников.

 

Тема: Работа с родителями,