Для детей с нарушением речи

Тема: Проведение праздников и развлечений в ДОУ

Ожидание, обстановка, подготовка к празднику вызывает радость у дошкольников, обостряет чувства. Праздники и развлечения способствуют нравственному и эстетическому воспитанию дошкольников. Целью праздника является достижение радости, хорошего настроения у детей. Они несут воспитательное значение, формируют личность ребенка в целом. В них формируются интересы, эстетические чувства, положительное отношение к окружающему. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение к действующим лицам, персонажам. Подготовка к празднику способствует воспитанию дружбы, детского коллектива, формированию положительных черт характера, дисциплины, развитию речи (дошкольники делятся впечатлениями с товарищами, родителями, учатся выражать чувства и мысли словами). Праздники имеют познавательное значение. Они расширяют кругозор.

Праздники неотъемлемая часть коррекционно-воспитательной работы. Степень участия каждого ребенка в празднике зависит от уровня развития речи: одни являются зрителями, другие - активными участниками. Пассивными, как правило, оказываются дети с нарушением речи. Они могут отказываться отгадать загадку, прочитать стихотворение, т.к. бояться своей речи. У одних это вызвано заиканием, у других неправильным произношением звуков. Дети с дизартрией избегают игр, т.к. их движения характеризуются неловкостью. Однако участвовать в празднике должны все дети. Это необходимое условие создания навыков правильного поведения и речи.

Тематика утренников разнообразна: Новый год, 8 Марта и т.д. В ДОУ проводятся праздники весны, лета, осени, утренники вопросов и ответов, проводы в школу и т.п. Каждый вид имеет определенную направленность. Праздники, посвященные красным датам календаря, бывают торжественными. Утренник вопросов и ответов подводит итог речевого этапа, закрепляет навыки речи в усложненных условиях. Выпуски в школу проводятся с целью показа достигнутых результатов лечения. Они являются отчетом персонала перед родителями. Такой утренник оставляет след в сознании ребенка о его пребывании в ДОУ. Утренник закрепляет у ребенка чувство признательности людям, которые помогли научиться говорить, проявляли заботу. В дальнейшем родители могут напомнить ребенку о его хорошей речи на утреннике во время выступления. Это ободряет дошкольника, стимулирует для дальнейшей работы над речью.

Программа утренника строится на знакомом материале, который варьируется и по-новому оформляется. Праздники надолго оставляют след в памяти воспитанника. Содержание мероприятия должно быть доступным и понятным ребенку. Отбирая стихотворения, песни, пляски, рассказы, воспитатель должен учитывать, насколько они близки детям по содержанию и их речевым возможностям и навыкам. Программа праздника должна быть насыщена речью, но не исключать игр, танцев, песен. Утренник заканчивается сказкой, инсценировкой, пьесой. Для усиления эмоций дети получают подарки.

На утреннике выступать должны все дети. С каждым воспитанником готовится выступление с учетом его способностей и возможностей. Кто не может свободно владеть речью, тому подбирают легкие стихи, загадку. Недостаточно автоматизированные звуки могут служить препятствием к индивидуальному выступлению. В этом случае ребенок участвует в хоровом чтении, обыгрывании безречевой роли.

Приобщать к выступлению надо постепенно. Сначала воспитатель предлагает выступить перед товарищами в группе. Дети, зная недостатки всех, спокойно могут справиться с заданием. Взрослые подбадривают, убеждают ребенка в том, что он может выступить и перед детьми другой группы. Организуются праздники для разных групп. Выступление в другой группе – это серьезное испытание для ребенка. Ему надо проявить смелость, решительность, находчивость. Для пассивных воспитанников выступление несет ободряющий и психотерапевтический эффект, вызывает желание выступить, стимулирует речевую активность. У ребенка появляется желание подражать более смелым товарищам.

В программу праздника необходимо включать загадки, вопросы, чтобы гости могли отвечать. В этом случае и гости, и хозяева являются участниками.

Дети с полиморфными нарушениями речи могут выступать с начала второго месяца обучения, когда накоплен запас слов и выучены стихотворения.

По окончании праздника воспитатель обсуждает его с детьми. Это дает возможность детям выразить свои впечатления. Дошкольники оценивают свое выступление и выступление товарищей. Активное участие в обсуждении принимает логопед. Он дает советы, помогает разобраться в особенностях выступления.

Подготовка к празднику, разучивание необходимого материала осуществляется на занятиях воспитателя, логопеда, музыкального руководителя.

Тема: Технические средства обучения (ТСО) в работе с детьми,