Тема: Развитие речи у детей с нарушениями речи

 

Развитие речи заикающихся. Особенности речи обусловлены судорогами речевого аппарата, нарушением ритма и темпа речи, интонационной стороны речи. Наблюдается эмболофразия (ну, и, вот и др.), боязнь трудных слов, звуков, слогов, речевого общения. Это ведет к снижению речевой активности и, следовательно, к задержке речевого развития.

В период молчания, речевая активность ограничена. Дети больше слушают, чем говорят. В период сопряжено-отраженной речи дети совместно с педагогом проговаривают короткие рассказы, заучивают стихи А. Борто «Зайка», «Мишка» и др. В период вопросно-ответной речи дошкольники начинают тренироваться по закреплению навыков плавной речи на знакомом материале. В период пересказа с помощью взрослого дают описание сюжетной картине, по памяти описывают внешний вид животных, пересказывают рассказы. В период спонтанной речи организуют игры-драматизации, инсценировки по знакомым сказкам.

Во все перечисленные периоды воспитатель контролирует речь детей, следит за рациональным распределением дыхания, соблюдением логических ударений, выразительностью речи, правильным звукопроизношением, грамматическим оформлением фраз. У детей воспитывается самоконтроль за речью. С этой целью дети анализируют речь на занятиях с логопедом и воспитателем, учатся замечать недостатки. Воспитатель должен помогать ребенку избегать запинок, плавно проговаривать речь. Воспитание и обучение осуществляется с учетом индивидуального подхода.

Развитие речи у детей с ОНР. Характерным для детей с алалией является недоразвитие моторной речи, затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строем речи при сохранном слухе и понимании речи.

В своем речевом развитии дети проходят ряд этапов:

1. Отсутствие речи.

2. Овладение запасом лепетных слов.

3. Самостоятельное приобретение слов, формирование простой фразы.

4. Обогащение словарного запаса, наличие аграмматизмов.

Необходима работа над всеми сторонами речи.

При дизартрии наблюдается органическое поражение речедвигательного анализатора. Это вызывает нарушение фонетики в моторной части. Дети говорят невнятно. Может наблюдаться нарушение других компонентов устной речи: голоса, дыхания, тембра, ритма, интонации.

Развитие речи у детей с ФФНР. Нарушения касаются только звукопроизношения. Развитие фразовой речи и понимание речи не нарушены. Ребенок с дислалией не отстает от нормально развивающегося сверстника. Изменения наблюдаются в характере, которые связаны с фиксацией внимания на недостатке.

Проведение коррекционно-педагогической работы с дошкольниками. Воспитание слухового внимания необходимо для всех категорий детей с нарушением речи. Оно развивается на неречевых звуках. Дети учатся определять направление звука, его высоту, распознавать голоса животных, производить звуковой анализ, выделять гласные и согласные звуки, дифференцировать слова, сходные по звуковому составу, контролировать речь.

Развитие артикуляционного аппарата происходит с помощью проведения гимнастики для языка, губ, массажа, игр со звукоподражанием. Коррекция звукопроизношения проводится в следующей последовательности:

-постановка звука;

-автоматизация звука;

-дифференциация звука.

С детьми проводится работа над дыханием, голосом, ритмом, интонацией. Дыхание развивают с помощью игр: надувание мыльных пузырей, шаров, «Эхо» и др. Работа над дыханием сочетается с работой по развитию голоса. Дошкольников учат длительно произносить звонкие согласные (в, м, з) и гласные. При работе над интонацией дети учатся произносить слоги с удивлением, радостью, грустью и т.п. Слоги произносятся с разным ударением (та-та-та, та-та-та, та-та-та).

Подготовка грамоте начинается с ознакомления тетради в клетку. Дошкольники проводят прямые короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные линии, учатся не заходить за черту, обводить контуры предметов по точкам, элементам букв. Большое внимание уделяется развитию пальцевой моторики. Для этой цели служат занятия по изобразительной деятельности, ручному труду, работа с мозаикой, природным материалом, игры с куклами.

Обогащение словаря идет следующим путем:

-проведение наблюдения за окружающим;

-знакомство с художественной литературой;

-организация изодеятельности;

-осуществление подражания старшим;

-овладение умениями и навыками.

Данные направления подчинены задаче развития речи, которая решается сначала с помощью поощрения стремления говорить, ознакомления и введения в словарь детей названий предметов, потом произнесение лепетных, а в дальнейшем и полнозначных слов, а в конце осуществляется работа по уточнению произношения и обогащению активного словаря.

Ребенок учится понимать и включать в самостоятельную речь категории числа, рода, предлоги, союзы, одушевленные и неодушевленные категории. Дошкольников обучают говорить развернутой речью, в которой все предложения логически связаны.

Задача развития речи должна решаться на всех занятиях без исключения.