Работы в ДОУ

Тема: Организация коррекционно-педагогической

 

Основной задачей ДОУ является коррекция речевого нарушения и подготовка ребенка к школе. В ДОУ осуществляется дифференцированное обучение и воспитание. В них функционируют следующие группы:

-группы для детей с ФФНР;

-группы для ОНР;

-группы для заикающихся.

Заикающиеся зачисляются в группы с 2-х лет жизни сроком на 1 год. С ОНР принимаются дети в возрасте 3-5 лет сроком на 2-3 года. С ФФНР принимаются дети с 5 лет на 1 год обучения. Дети с ФНР зачисляются на 6 месяцев. Если нарушения не устраняются, то дошкольников направляют в лечебно-оздоровительные учреждения или психолого-педагогические центры. Содержание обучения определяется программой обучения и воспитания. В программах предусмотрено всестороннее развитие детей, которое обеспечивается разделами «Игра», «Труд», «Физическое воспитание», «Музыкальное воспитание», «Развитие математических представлений», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи», «Изодеятельность». Реабилитационная программа предусматривает два основных направления:

- формирование речевых компонентов;

- развитие познавательных способностей, внимания, памяти, речевого поведения и других психических процессов.

В группах для детей с ФФНР ведется работа над звукопроизношением, дыханием, голосом. Система обучения включает в себя коррекцию речевого недостатка, подготовку к овладению грамотой, расширение словарного запаса, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков. В группах для детей с ОНР проводится работа, направленная на развитие всех сторон речи. Занятия с заикающимися дошкольниками направлены на преодоление запинок и нормализацию темпо-ритмической организации речи.

В специальном ДОУ большое внимание уделяется развитию мелкой моторики пальцев рук. Благодаря тренировке пальцев рук происходит возбуждение в центрах речи коры головного мозга. Кисти приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Упражнения начинают в медленном темпе с постепенным ускорением и увеличением количества повторений движений. При этом следят за четкостью и ритмичностью выполнения задания, не допускают содружественных движений и нарушений пространственной ориентировки. С детьми могут проводиться следующие упражнения: сжимание теннисного мяча, разгибание пальцев руки из кулака и сгибание их в кулак по одному, отстукивание ритма по столу (ладонь - ребро ладони, отдельно каждым пальцем), захватывание мелких предметов различными пальцами руки и т.д.

В ДОУ предусмотрено проведение индивидуальной логопедической работы с каждым ребенком.

Для проведения логопедической работы осуществляется сбор данных о ребенке. Изучение ребенка осуществляется по следующим документам:

-сбор анамнестических данных;

-первичной логообследование;

-наблюдение за ребенком в режимных моментах и на занятиях;

-сбор катамнестических данных;

-обследование ребенка перед уходом его из ДОУ в школу;

- изучение истории болезни;

- продукты детской деятельности (поделки, рисунки и т.п.).

Логопед ведет определенную документацию: таблицы, в которых отражается динамика развития правильной речи, дневники с записями и заданиями по закреплению речевых навыков.

Для детей в ДОУ необходимо создать благоприятные условия:

-спокойную обстановку (отсутствие отрицательных эмоциональных раздражителей);

-оборудовать помещение (оно должно быть благоустроенным, эстетически оформленным);

-отношение взрослых к детям должно быть доброжелательным;

-речь, тон педагога должны быть ласковыми, спокойными, подбадривающими;

-выполнение предписанного режима (чередование сна и бодрствования, обеспечение рациональным питанием).

Занятия распределяются равномерно между логопедом и воспитателем. Нагрузка на детей должна соответствовать требованиям. Летом большинство времени дети проводят на улице. Детей необходимо переключать с одного вида деятельности на другой, сочетать активность с отдыхом. Занятия проводятся в игровой форме. В перерывах между занятиями 10-15 мин. подвижные и речевые игры. Они могут проводиться и под музыку. Это способствует эмоциональному подъему, хорошему настроению, повышению работоспособности, желанию заниматься. Самостоятельные игры проводятся в период индивидуальных занятий с логопедом и воспитателем.

Формами учебно-воспитательной работы являются: беседы, чтение художественной литературы, организация игр, наблюдения за окружающим.

На занятиях дошкольникам даются общеразвивающие знания, вырабатываются определенные умения и навыки. Объем учебного материала определяется речевыми возможностями детей, их общим развитием, сроком пребывания на лечении, в специальном ДОУ.

В воспитательной работе предусматривается система закрепления достижений ребенка, сделанных на логопедических занятиях, система компенсации речевой неполноценности. Воспитатель в своей работе учитывает психические возможности детей, предусматривает воздействие на личность ребенка. Работа воспитателя направлена на формирование моральных представлений, понятий, положительных черт характера. У детей воспитывается общительность, активность, собранность, дисциплинированность, аккуратность и т.д. Воспитательная работа определяется расписанием занятий на неделю. Планы работы составляются воспитателями с учетом рекомендаций логопеда. Занятия по развитию речи планируются логопедом.

Воспитатель обязан следить за своей речью. Она должна быть четкой, внятной, выразительной. Следует избегать сложных конструкций предложений.

Большое значение имеет предварительная подготовка воспитателя к занятию. Коррекционное обучение предусматривает при определении целей любого занятия указание на проведение конкретной речевой работы. Задачами занятий могут быть:

-уточнение и обогащение словаря;

-формирование грамматического строя речи;

-развитие связной речи и т.п.

В первые дни пребывания ребенка в ДОУ надо придать структуре планирования режимный характер. В дальнейшем используется комбинированное и тематическое планирование.