Детей с нарушением речи
Тема: Задачи, принципы и методы воспитания
Для детей с нарушениями речи
Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи в системе образования осуществляется в следующих учреждениях:
-ясли-сад для детей с нарушениями речи;
-логопедический детский сад;
-группы для детей с нарушениями речи при ДОУ общего типа;
-учебно-воспитательные комплексы для детей с нарушениями речи;
-школа для детей с нарушениями речи;
-логопункты при общеобразовательных школах;
-группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа;
-коррекционно-развивающие центры, в которые входят диагностические, патронажные группы, группы для детей с разными формами речевых нарушений, группы логопедической поддержки для младших школьников.
В системе здравоохранения для детей с нарушениями речи предусмотрены следующие структуры:
-логокабинеты при детских поликлиниках;
-«речевые» стационары и полустационары при детских больницах, диспансерах, специализированных центрах медицинских институтов;
-детские санатории;
-сурдологические кабинеты;
-специализированные ясли.
Основными задачами воспитания детей в специальном ДОУ для детей с нарушениями речи являются:
-формирование разных структурных уровней систем языка: фонетического, лексического, грамматического;
-формирование навыков владения речью в общении;
- формирование осознания языка и речи.
Эти задачи подразделяются на более мелкие, конкретные. Решение задач невозможно без учета исходных положений дошкольной педагогики. К ним относятся:
-принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
-формирование речи осуществляется в определенной последовательности- от конкретных значений к абстрактным;
-принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Учитываются психолингвистические положения о последовательном усложнении речевых операций – от речевого навыка к речевому умению и речевым высказываниям;
-принцип формирования осознания языковых явлений;
- принцип обеспечения активной речевой практики.
В практике образовательных учреждениях традиционно используются словесные, наглядные и игровые методические приемы: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка детской речи, вопрос. При формировании различных компонентов речевой системы применяются:
-лингвистические методы;
-психолингвистические методы.
Логопедическое воздействие использует методы дошкольной коррекционной педагогики, но применение этих методов определяются спецификой речевого расстройства, возрастными особенностями, структурой нарушений. Целью логопедического воздействия является:
-стимуляция речевого развития;
-коррекция и компенсация нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности;
- воспитание и обучение ребенка с речевым нарушением;
-перестройка речевой функции и формирование компенсаторных механизмов, замещающих нарушенное звено.
Логовоздействие включает в себя:
-устранение дефектов;
-нормализацию речевых процессов;
-минимизацию речевого расстройства;
-преодоление вторичных влияний на личность и интеллект ребенка.