Тема: Особенности психического развития детей
Тема: Классификации речевых нарушений
Клинико-педагогическая классификация
(М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.В. Гриншпун)
Нарушения устной речи | Дисфония – расстройство или отсутствие (афония) фонации (звуков голоса) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Обусловлено органическими или функциональными расстройствами. |
Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Обусловлена нарушениями речевых центров коры головного мозга. | |
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи. | |
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Может быть связано с другими речевыми и интеллектуальными дефектами. | |
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. | |
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. | |
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. | |
Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга. | |
Дизартрия (анартрия) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. | |
Нарушения письменной речи | Дислексия (алексия) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Тяжелая степень нарушения (алексия) – это полная неспособность к овладению навыком чтения. |
Дисграфия (аграфия) – частичное расстройство письма. В основе лежит недоразвитие устной речи. Тяжелая степень нарушения (аграфия) – это полная неспособность к овладению навыком письма. |
Психолого-педагогическая классификация(авт. Р.Е. Левина)
Нарушения языковых средств общения | Нарушения в применении языковых средств общения |
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – изолированное нарушение произношения звуков при нормальном слухе. | Заикание. Оно может сочетаться с ФФНР и ОНР. |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение произносительной стороны речи, фонематического слуха, элементов лексико-грамматического строя языка. | Мутизм. Подразделяется на невротический (потеря речи вследствие шока, других негативных обстоятельств) и элективный (избирательная потеря речи вследствие стресса). |
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи. Может быть выражено в разной степени. Р.Е. Левина выделяет три уровня: - первый уровень – наблюдается полное отсутствие речи; - второй уровень – наблюдается начало фразовой речи, ограниченный словарный запас; - третий уровень – наблюдается развернутая речь с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития. | |
Прим. Нарушения письма и чтения рассматриваются в составе ФФНР и ОНР. |