Тема: Особенности психического развития детей

Тема: Классификации речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация

(М.Е. Хватцев, Ф.А. Рау, О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский, Б.В. Гриншпун)

Нарушения устной речи Дисфония – расстройство или отсутствие (афония) фонации (звуков голоса) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Обусловлено органическими или функциональными расстройствами.
Брадилалия – патологически замедленный темп речи. Обусловлена нарушениями речевых центров коры головного мозга.
Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
Заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Может быть связано с другими речевыми и интеллектуальными дефектами.
Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.
Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга.
Дизартрия (анартрия) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Нарушения письменной речи Дислексия (алексия) – нарушение чтения, связанное с поражением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Тяжелая степень нарушения (алексия) – это полная неспособность к овладению навыком чтения.
Дисграфия (аграфия) – частичное расстройство письма. В основе лежит недоразвитие устной речи. Тяжелая степень нарушения (аграфия) – это полная неспособность к овладению навыком письма.

Психолого-педагогическая классификация(авт. Р.Е. Левина)

Нарушения языковых средств общения Нарушения в применении языковых средств общения
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – изолированное нарушение произношения звуков при нормальном слухе. Заикание. Оно может сочетаться с ФФНР и ОНР.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение произносительной стороны речи, фонематического слуха, элементов лексико-грамматического строя языка. Мутизм. Подразделяется на невротический (потеря речи вследствие шока, других негативных обстоятельств) и элективный (избирательная потеря речи вследствие стресса).
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой сторонам речи. Может быть выражено в разной степени. Р.Е. Левина выделяет три уровня: - первый уровень – наблюдается полное отсутствие речи; - второй уровень – наблюдается начало фразовой речи, ограниченный словарный запас; - третий уровень – наблюдается развернутая речь с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Прим. Нарушения письма и чтения рассматриваются в составе ФФНР и ОНР.