Предмет, задачи, принципы и методы логопедагогики
Тема: Дошкольная логопедагогика как наука
Предмет | Развитие и формирование речи ребенка при различных отклонениях от нормального онтогенеза в условиях целенаправленного педагогического процесса. В структуру педагогического процесса входят: субъект, объект, содержание, логопедическая диагностика, критерии эффективности логопедического воздействия. |
Субъект | Дети, имеющие нарушения речи, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на раннем этапе онтогенеза речевых, психологических или физиологических ее механизмов, при наличии нормального слуха, зрения и сохранных предпосылок интеллекта. |
Задачи | 1. Исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития. 2. Разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств, педагогической типологии недоразвития речи в дошкольном возрасте. 3. Определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи. 4. Разработка программ, создание дидактических пособий, методических систем занятий и упражнений, составление рекомендаций для ДОУ и родителей. |
Принципы | 1. Принцип развития (опора на зону ближайшего развития, ведущую деятельность, последовательность появления форм и функций речи). 2. Принцип системного подхода (речь является сложной функциональной системой, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, поэтому коррекционное воздействие должно оказываться на все стороны речевой системы). 3. Связь речи с другими сторонами психического развития (речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка в целом). 4. Принцип комплексности (устранение речевых нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер). 5. Принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы происходит в обход пострадавшего звена). 6. Дидактические принципы (наглядности, доступности, сознательности, индивидуального подхода и др.) |
Методы | 1.Организационные (сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный). 2.Эмпирические (психодиагностические, биографический, наблюдение, эксперимент и др.). 3. Количественный и качественный анализ результатов. 4. Интерпретационные. |
Основные понятия | Нарушения речи, расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. |
Взаимосвязь с другими отраслями науки | Логопедагогика – это дидактический аспект логопедии, которая является частью специальной (коррекционной) дошкольной педагогики и связана с медико-биологическими, лингвистическими отраслями науки, различными разделами специальной педагогики и психологии, частными методиками. |
В основе логопедагогики лежат следующие положения:
- овладение языковыми формами, речью, навыками обучения происходит в деятельности, в процессе которой возникает и развивается потребность в общении;
- социальная среда и общение – факторы, определяющие интенсивность речевого развития;
- необходимость обучения детей специальным приемам организации речевого
общения для реализации коммуникативного подхода к развитию речи;
- развитие и коррекция речи являются средствами умственного воспитания.