В развитии речевой функции
Тема: Этапы становления и критические периоды
РАЗДЕЛ: ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Этапы | Возраст ребенка | Характеристика этапов |
Подготовительный | 0 - 1 года | Характеризуется подготовкой к овладению речью. Появляются голосовые реакции: крик, плач, которые содействуют развитию речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного). |
2 недели | Появляется реакция на голос. | |
1 месяц | Появляется реакция на интонацию. | |
2 месяца | Появляется гуление. | |
3 месяца | Появляется лепет. | |
5 месяцев | Слышит звуки и подражает им. | |
6 месяцев | Произносит слоги. | |
Во 2-м полугодии | Ребенок воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами и действиями. | |
7-9 мес. | Ребенок повторяет разнообразные сочетания звуков. | |
10-11 мес. | Появляются реакции на слова. | |
12 мес. | Появляются первые слова. | |
Преддошкольный | 1-3 года | Характеризуется вниманием к артикуляции окружающих. Охотно повторяет за говорящими, сам произносит слова, но звуки путает, искажает, опускает. Одним и тем же словом может обозначать предмет, просьбу, чувства. Такую ситуативную речь ребенок сопровождает мимикой, жестами. Происходит накопление словаря: к 1,5 годам -10-15 слов; к 2 годам – 300 слов; к 3 годам – 1000 слов. |
К 2 годам | Овладевает навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, использует некоторые падежные окончания. Понимание речи превосходит произносительные возможности. | |
К 3 годам | Формируется грамматический строй речи. | |
Дошкольный | 3-7 лет | Характеризуется дефектами произношения свистящих, шипящих, сонорных, смягчения, озвончения, йотации. На протяжении периода развивается и совершенствуется навык слухового контроля за произношением, умение исправлять его (фонематическое восприятие). Увеличивается словарный запас (к 4-6 годам активный словарь достигает 3000-4000 слов). Значения слов уточняются. Растет опыт речевого общения, формируется чувство языка, способность к словотворчеству. Развивается грамматический строй речи, дети овладевают связной речью. Содержание речи усложняется, увеличивается объем, усложняется структура предложения. Высказывания детей напоминают рассказ. Они могут составить пересказ из 40-50 предложений (происходит овладение монологической речью). Ребенок дифференцирует гласные и согласные, мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие звуки. Формируется контекстная речь (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры). Контекстная речь появляется сначала при пересказе сказок, затем при описании событий, опыта, переживаний и т.д. |
К 3 годам | Сформированы все основные грамматические категории. | |
К 4 годам | Дети пользуются простыми и сложными предложениями. Фонематическое восприятие и звукопроизношение должны быть сформированы. | |
К 5 годам | Дети свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. |