Задачи коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте

Задачи подготовки детей с ЗПР к школьному обучению

Общие 1. Создание ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития. 2. Стимулирование и обогащение развития ребенка во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой). 3. Обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка. 4. Коррекция негативных тенденций развития. 5. Профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе.
Коррекционные 1. Сенсорное развитие, соответствующее возрасту ребенка: освоение эталонов–образцов цвета, формы, величины, звуков, а также накопление обобщенных представлений о свойствах предметов и материалов. 2. Освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных). 3. Освоение продуктивных видов деятельности (конструирования, лепки, аппликации, работы с природным материалом), способствующих сенсорному, умственному, речевому развитию ребенка. 4. Накопление языковых представлений, развитие фонетико-фонематических процессов, осуществление подготовки к обучению грамоте. 5. Уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. 6. Формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения. 7. Развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту. 8. Формирование навыков игровой деятельности (освоение игры по правилам, сюжетно-ролевой игры), а также элементов учебной деятельности.
1. Уточнение и обогащение словарного запаса.
2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.
3. Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи, развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
4. Совершенствование сенсорного опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных.
5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.

Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию фонематического восприятия и подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР(по Р.Д. Тригер)

Разделы Содержание коррекционно-педагогической работы
Развитие речевого слуха. Содержание занятий направлено на развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции, уточнение звучания звуков. Вычленение звуков из слова начинается с гласных: [а], [о], [ы], [у], находящихся в ударном положении. Детей знакомят с согласными – взрывными и сонорными [м], [н], [к], стоящими в конце или в начале слова. Последовательность изучения звуков определяется их сохранностью в звукопроизношении детей. В содержание обучения входит осознание ребенком изменения значения слова в зависимости от мягкости или твердости согласного звука в слове (мышка - мишка). Развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствуют игровая форма их проведения, использование дидактических и сюжетных игр, игровых приемов.
Сенсорное развитие в области языка.   Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, зубов, языка. Дети получают сведения не только об опознавательных признаках гласных и согласных звуков, но узнают условные обозначения этих звуков (например, гласные обозначаются красными фишками, согласные - синими фишками). Особое внимание уделяется различению на слух твердых и мягких согласных звуков (они обозначаются зелеными фишками). Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звука, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завершаются ознакомлением детей с буквой, обозначающей изученный звук. Деятельность ребенка направляется на анализ частей, составляющих буквы, их месторасположения. Педагог должен показать каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, рассмотреть взаимное расположение частей, сравнить с изученными сходными буквами.
Формирование звукового анализа и синтеза. Основная задача раздела – научить детей устанавливать последовательность звуков в слове. Слова для звукового анализа подбираются так, чтобы их произнесение соответствовало бы написанию. Необходимо помнить, что в данном случае должны анализироваться звуки, а не буквы. В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек условно-графической схемы, причину их разного количества в той или иной схеме. Дошкольники должны знать правила заполнения схем фишками. Последовательное выделение ребенком звуков из слова сначала осуществляется по готовой условно-графической схеме, а затем выполняется без нее, на основе проговаривания вслух и без действий с фишками. Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки из слов различных слоговых структур.
Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.   Уточнение значение слов происходит благодаря соотнесению слов с предметами, признаками, действиями, которые они обозначают. Знакомство с элементарными обобщающими понятиями, конкретизация названий предметов, входящих в эти понятия способствуют расширению словаря. Педагог содействует накоплению запаса имен прилагательных, организует работу по подбору слов противоположного значения, обозначающих моральные характеристики людей, сказочных персонажей. Для этого используются стихотворения, загадки, игровые приемы. Новые слова должны быть понятны детям, соотнесены с реальными предметами или их изображениями. Особое внимание уделяется предлогам, обозначающим пространственные отношения предметов (на, под, над, за, между, перед). Воспитатель использует дидактические, сюжетные игры, обучает детей созданию загадок.
Ознакомление с предложением и словом в предложении.   Выделению предложения из речи, отработке интонации конца предложения, дифференцированному употреблению терминов «предложение» и «слово» способствует использование условно-графической схемы предложения. Каждое выделенное из связной речи предложение обозначается длинной полоской бумаги или линией в тетради (начало полоски или линии имеет подъем, указывающий, что при письме каждое предложение начинается с заглавной буквы). Затем выделяются отдельные слова: дети, проговаривая каждое слово, обозначают его короткой полоской бумаги или чертят короткую линию. Дошкольники учатся составлять предложения по готовой схеме, показывающей количество слов, из которых состоит предложение. По схеме дети придумывают предложения. Проговаривая свои предложения, они накладывают на схему короткие полоски, обозначающие отдельные слова. При работе с предложением проводится коррекция неправильного употребления форм имен существительных родительного падежа множественного числа и творительного падежа единственного числа. Коррекционно-развивающая работа будет эффективной при использовании дидактических игр.
Развитие инициативной речи и мышления.   Ребенку необходимо предоставлять возможность развернуто высказывать свои мысли. Педагог внимательно выслушивает воспитанника, улавливает погрешности в его речи, предлагает детям найти и исправить ошибки, допущенные их товарищем. Дети осваивают умение целенаправленно описывать предмет, явление, событие, избирательно пользоваться языковыми средствами: употреблять точные названия предметов, их признаков, действий, указывать место и время события. Дошкольники учатся передавать последовательность реальных действий, сюжета сказок, рассказов, устанавливать причинно-следственные связи в серии сюжетных картин. Педагог использует стимулирующие вопросы, задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Детей учат по-разному спрашивать об одном и том же явлении. В содержание обучения включается работа по формированию умения у воспитанников говорить не торопясь, громко, литературно правильно, интонационно выразительно, давать полные ответы на вопросы педагога. На занятиях формируется культура речевого поведения: умение слушать педагога и сверстников, внимательно относится к их ответам и рассказам.
Подготовка к обучению технике письма.   При проведении коррекционно-педагогической работы необходимо соблюдать общие гигиенические требования: соответствие высоты стула и стола росту ребенка, направленность света, проветривание комнаты и т.д. Продолжительность непрерывного письма не должна превышать пяти минут. По истечении этого времени детям необходим отдых. Подготовка к обучению письму идет в нескольких направлениях: гимнастика пальцев и кистей рук, ориентирование на листе бумаги, обучение правильной посадке и использованию письменных принадлежностей, отработка элементарных графических навыков, соотнесение звука и буквы. Последовательность графических заданий строится с учетом рекомендаций медицинских работников. Первоначально используется нелинованная бумага. Дети отрабатывают круговые движения рук, проводят волнистые, прямые линии, полуовалы, овалы, петли. Последовательность заданий такова, что ребенок переходит от широких движений к более мелким. Каждое задание включается в наглядную ситуацию (например, ветер поднимает большие волны, от брошенного камня в воду идут более мелкие волны и т.д.). В дальнейшем дети учатся штриховке, знакомятся с разлиновкой ученической тетради и учатся в ней работать.

Развитие и совершенствование пространственного восприятия и анализа,