В процессе обучения и воспитания детей с ЗПР

Использование дидактических, творческих и подвижных игр

Одним из средств при оказании помощи ребенку в преодолении трудностей перехода к школьному обучению и смены ведущего вида деятельности являются дидактические игры. В них образовательные (дидактические) задачи решаются в занимательной форме. Благодаря этому дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по признакам, что способствует умственному развитию. Вместе с этим развиваются другие психические процессы: восприятие, внимание, память, речь. Эмоциональность, искренность переживаний делают ее эффект средством воспитания волевых качеств: выдержки, дисциплинированности, умения регулировать свои действия, поведение. Результаты правильно организованной игры показывают педагогу уровень усвоения детьми знаний, степень сформированности умений и навыков, способность применять их в измененных условиях.

Дидактические игры, используемые в работе с детьми с ЗПР, распределяются по содержанию в соответствии с разделами программы:

 

1. Игры, способствующие ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (в свою очередь эти игры распределяются на игры по сенсорному воспитанию, игры для ознакомления с общественной жизнью, игры по ознакомлению с природой).
2. Игры, способствующие усвоению родного языка.
3. Игры, способствующие развитию математических представлений.
4. Музыкально-дидактические игры.
5. Подвижные игры.

 

Выбирая игру, педагог должен руководствоваться содержанием программы, учитывать возрастные особенности и интересы детей, продумывать формы организации игры (количество участников, время и место проведения, продолжительность и т.д.), проанализировать ее игровые задачи, определить место данной дидактической игры в системе применяемых на занятии приемов и методов (использование средств наглядности, предметно-практическая деятельность и т.д.). Правильно подобрав игру по содержанию, ее надо провести так, чтобы она способствовала приобретению знаний и формированию положительных навыков и качеств личности. Вначале дошкольники учатся играть в определенном темпе, соблюдать правила проведения. Если правила вызывают затруднения, то педагог предлагает более легкий вариант. Изложение содержания игры, объяснение ее правил должны быть краткими, четкими. Многословие ведет к тому, что дети утомляются, внимание притупляется, пропадает желание играть. Главное – не увеличение количества игр, а их повторение и усложнение. Усложнить игру можно путем увеличения числа правил, количества участников, используемых предметов, изменения формы организации детей, темпа ее проведения и т.д. К составлению новых вариантов игр педагог привлекает детей, которые вносят в нее элементы из других игр. Интерес к игре у дошкольников проявляется неравномерно и зависит от темпа, числа игровых действий, их смены. Играть начинают в замедленном темпе, т.к. воспитанники должны сориентироваться в правилах, сообразить, как применить имеющиеся знания для решения игровой задачи. Когда правила усвоены, темп убыстряется. Слишком быстрый темп, частая смена игровых действий могут негативно сказываться на интересе дошкольников к игре. С детьми с ЗПР широко применяют такие дидактические игры как «Чудесный мешочек», «Что изменилось?» и другие. На занятии в зависимости от его целей можно провести от одной до трех дидактических игр, разных по длительности и степени сложности. Короткая игра (3-5 мин.), может быть дополнена упражнениями в занимательной форме, когда задания воспитанникам даются от имени хорошо знакомых персонажей (Незнайки, Буратино и др.). Использование сказочных форм оживляет занятия, вызывает положительные эмоции по отношению к учебному материалу. В начале занятия следует проводить короткие игры, в процессе которых проверяются уже сформированные знания и умения. Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты лучше проводить в конце занятия, чтобы не нарушать его ход. Для активизации инертных дошкольников можно использовать игры с элементами соревнования (игра «Кто быстрее?»). Такие игры требуют от детей большого напряжения внимания, активной мыслительной деятельности. Педагог должен вовремя увидеть признаки сильного возбуждения или утомления отдельных детей и закончить игру.

Дидактические игры предоставляют большие возможности для развития игровой деятельности детей в целом. Они являются эффективным средством подготовки к проведению сюжетно-ролевых игр, важных для формирования познавательных интересов, учебной мотивации, решения образовательных и воспитательных задач. Так, прежде чем играть в «Магазин» с дошкольниками могут быть проведены дидактические игры «Овощи и фрукты», «Не перепутай» и другие. В процессе обучения дошкольников, которые являются малоактивными, малоподвижными педагог постепенно вовлекает их в игру. Воспитатель должен учитывать, что детям с ЗПР легче ориентироваться в небольшом коллективе детей. Поэтому педагог организует игры малыми подгруппами. В них дети с ЗПР лучше усваивают правила.

Многие игры направлены на удовлетворение потребности детей в движении. Подвижные игры являются средством физического воспитания. Они дают возможность развивать движения в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т.д. Такие игры улучшают обмен веществ, кровообращение, дыхание, нервно-психическое состояние ребенка, вызывают положительные эмоции, совершенствуют тормозные процессы. Учитывая повышенную утомляемость детей, подвижные игры можно вводить в занятия. Это помогает повысить работоспособность дошкольников и переключить их на задания, которые требуют значительного умственного напряжения. Вместо физкультпаузы можно использовать игры малой и средней подвижности (игра «Найди свою пару»). Применение игр средней подвижности целесообразно на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, при изучении правил дорожного движения (игра «Светофор»). Подвижные дидактические игры («У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса» и др.) активно используются на прогулках. Такие игры развивают воображение, выдержку, наблюдательность, сообразительность, способность передавать в движениях характер персонажей (походку, повадки и т.п.), действовать в соответствии с установленными правилами, ориентироваться в пространстве, самостоятельно выбирать необходимое направление движения. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого ею характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. При выборе игры необходимо учитывать и организованность детей. Для группы, которая недостаточно организована, первое время подбирают игры более спокойные (игры в кругу, с пением, речевым сопровождением). Подвижные игры между занятиями часто ведут к перегрузке детей из-за чрезмерной возбудимости и утомляемости. Дошкольники перестают соблюдать правила, теряют интерес к игре. Это может происходить, если водящему долго не удается поймать никого из играющих детей. Для упорядочения и организации таких игр педагог может предпринять следующие меры:

 

1. Ограничить территорию флажками, где «ловишка» ловит играющих.
2. Назначить нового водящего.
3. Упростить правила игры.
4. Заменить одну игру на другую, предназначенную для детей младшего возраста.

 

К таким мерам прибегают до тех пор, пока дошкольники не усвоят правила игры. Закончив играть, педагог подводит итог, определяет вместе с детьми победителей, рассказывает об основных ошибках.